Причины девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Все явления, события, процессы в природе, обществе и сознании вызываются или обуславливаются другими явлениями. Явление называется причиной другого, если предшествует ему по времени и является необходимым условием, предпосылкой возникновения, изменения, развития другого. Причина и следствие существуют объективно: отношения между ними называются причинно следственной связью.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

        ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

      Государственное образовательное учреждение

        высшего профессионального образования

      «Нижегородский  государственный университет

          им. Н.И. Лобачевского» 
           

          Факультет социальных наук

      Кафедра общей социологии и социальной работы 
       
       
       
       

            Реферат

      студентки 4 курса дневного отделения направления

          социальная  работа – 040100

        Николаевой  Екатерины Сергеевны

        Причины девиантного поведения 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

                    Научный руководитель

                      Силкин  А.А., к.б.н. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

              Нижний Новгород

              2010

            Введение

     Все явления, события, процессы в природе, обществе и сознании вызываются или обуславливаются другими явлениями. Явление называется причиной другого, если предшествует ему по времени и является необходимым условием, предпосылкой возникновения, изменения, развития другого. Причина и следствие существуют объективно: отношения между ними называются причинно следственной связью.

    В криминологии под причинностью принято понимать такую разновидность детерминации, которая являет собой любую закономерную зависимость между различными процессами и явлениями... и категория причинности, рассматриваемая в широком смысле слова, включает такие понятия, как причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратная связь между следствием и причинами (условиями).1

     Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические, психологические и социальные.

     Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.2

 

Причины девиантного поведения 

     Девиантное поведение подразделяется на две группы: 

  1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е.  наличие у человека явной или скрытой  психопатологии,  эту  группу  составляют лица:  астеники,  шизойды,  эпилептойды  и  лица  с   акцентуированным характером.
  2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных  норм  человеческого общежития и  проявляется,  в  разных  формах  социальной  патологии  – пьянство, наркомания, проституция и пр.  Это  поведение  выражается  в форме проступков или преступлений.

      К  основным  субъектам  девиантного  поведения  можно   отнести   лиц,

страдающих  определенными формами психической  патологией и склонных  на  этой основе   к   аморальному   поведению,    попыткам    членовредительства и самоубийствам.

     Психические расстройства в виде акцентуаций возникают  у  молодых  людей  по ряду причин:

  1. Часто  психические  расстройства  обусловлены  тем,  что   к  молодому человеку  общество  предъявляет   завышенные   требования.   Если   на врожденные   отклонения   в   характере   накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в  искусственных  компенсаторах  -   алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Особенно  провоцирует  появление   ранее   скрытой   акцентуации   или патологии, пубертатный период, т.е. период полового созревания.
  2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во «взрослую» жизнь, он сопровождается перестройкой психики. Перестраиваются  такие важные процессы как:  мышление,  ощущения,  восприятие,  меняется  мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются  черты  темперамента, способности, задатки.
  3. Перестройка  «Я-концепции».  «Я-концепция»   -   это   устойчивая   и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе  которой он строит свои отношения с окружением и самим собой.3
 

     Личностные расстройства:

     Отчуждение –  проявляется  в  том,  что человек оказавшись  в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти. Что бы уйти от конфликта  он должен разорвать связь между своим «я» и травмирующей  средой.  Этот  разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает  в отчуждение.

     Деперсонализация – имеет место, когда  отчуждается  само  «я»,  утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл  любая  деятельность,  притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.

     Депрессия – состояние  аффекта  с  отрицательной  окраской.  Под  депрессией понимают  сильную  тоску,  сопровождаемую  отчаянием  и  кризисом  духа.   В состоянии  депрессии   время   как   бы   замедляется,   наступает   быстрая утомляемость, снижается  работоспособность.  Приходят  мысли  о  собственной ничтожности, возможны попытки  самоубийства. Депрессия  может  протекать  в различных формах:

      Локус контроль – человек приписывает себе или  другим ответственность за важнейшие события или наоборот,  человек  считает,  что  его  жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и  безнадежности.  При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины,  стрессовые  ситуации  в результате потери близких людей, критика со стороны  авторитетных  лиц может привести к суицидальным попыткам;

     Бред физического  недостатка,  который  возникает  в  период  полового созревания   преимущественно   у   девочек.   Эти  переживания,    как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до  полноты  или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим  телом  достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся озлобленными и несчастными.

     Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей  этот  интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы  мировоздания, вынашиваются  планы  переустройства  мира.  Часто их  увлекают  такие таинственные науки, как парапсихология, оккультные  науки,  а  так  же контакты с НЛО.

      Учебные неврозы или фобии  проявляются  в  упорном   нежелании  посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в  нежелание  вникать  в  отдельные учебные предметы или все  предметы  сразу.  Особенно  часто  неврозами страдают  школьники.  Беда  нашей  школы  в  том,  что  подчас  в  ней насаждаются  порядки  казармы,  а  учителя  выполняют  в  ней  функцию надзирателей.4

      Трудность  распознания  юношеских  патологий  заключается   в   их   скрытом проявлении   и  в  большинстве  своем  касаются  нормальных  молодых  людей.

       Существуют  общие причины девиантного  поведения  для  всех   групп

«риска»:

  1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас  нищенском уровне жизни большей  части  населения,  в  первую  очередь  молодежи;  в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
 
  1. Морально-этический  фактор  девиантного  поведения  выражается  в  низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии  вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с  рыночной  экономикой  напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и  падение  нравов  находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве,  распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
 
  1. Окружающая  среда,  которая   нейтрально-благосклонно   относится   к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве  своем  выходцы  из неблагополучных семей.

     Неблагоприятные условия жизни  и  воспитания  в  семье,  проблемы  овладения знаниями  и  связанные  с   этим   неудачи   в   учебе,   неумение   строить взаимоотношения с  окружающими  и  возникающие  на  этой  основе  конфликты, различные психофизические отклонения  в  состоянии  здоровья,  как  правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

      Но можно и рассмотреть более конкретно.

      В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. В современной отечественной социологии есть позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций. Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).5

      Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения.

Она имеет  давнюю историю, однако классические научные  труды этого направления появились  лишь в 19 веке. Прежде всего, это работы итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо, в которых он обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие врожденного преступника, которого можно определить по физическим, анатомо-антропологическим признакам, среди них, в частности: массивная, выдвинутая вперед нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб и др. Используя в своей исследовательской практике антропометрический метод, он выделил около 37 характеристик «врожденного преступника». Наиболее радикальную теоретическую критику учения Ч. Ломброзо осуществил французский социальный психолог Г. Тард в конце XIX века, позже учение Ломброзо было признано научно несостоятельным.

В XX веке Уильям Шелдон обосновывал связь  между типами соматофизического  строения человека, его темпераментом и формами поведения. Шелдон выделял три вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, — они коррелируют с тремя типами темперамента (висцеротония, соматотония, церебротония). Их сочетание указывает на конкретный психотип. Например, для церебротоников характерны сдержанность, чувствительность, социофобия, склонность к одиночеству; соматотоникам присущи потребность в удовольствиях, энергичность, стремление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность, нечувствительность.

      Важное место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, предложенный Чарлзом Дарвином на основе законов естественного отбора и наследственности. Здесь различные аспекты человеческого поведения рассматриваются как проявление видовых наследственных программ. Критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека. Конрад Лоренц развил идеи Дарвина и предложил это логический подход, объясняя различные феномены человеческого поведения врожденным инстинктом борьбы за существование. Поведение человека он рассматривал изначально как агрессивное, основанное на инстинктах.

      Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.6

      Исследования социологов конца XIX — начала XX века Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати, М. Вебера, Л. Леви-Брюля и других выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями жизни людей. Анализ статистики различных аномальных проявлений (преступлений, самоубийств, проституции), сделанный Жаном Кетле и Эмилем Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в годы войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Их наблюдения дополнили, если не опровергли теорию «врожденных» преступников, указывая на социальные корни девиантного поведения. 

Информация о работе Причины девиантного поведения