Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:28, реферат
Исторически первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступления средств в государственный бюджет. Это основная функция налогов, ведь именно за их счет формируется доходная часть государственного бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений и производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государственных денежных доходов. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Функции налогов
Налоги выполняют следующие функции:
Фискальную.
Социальную (распределительную).
Регулирующую.
Функции налогов
Налоги выполняют следующие функции:
Фискальную.
Социальную (распределительную).
Регулирующую.
Контрольную.
Исторически первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступления средств в государственный бюджет. Это основная функция налогов, ведь именно за их счет формируется доходная часть государственного бюджета.
По мере развития
товарно-денежных отношений и производства
эта функция определяет все увеличивающиеся
поступления государственных
Социальная (распределительная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения и реализуется через неравное налогообложение разных категорий населения, а также разных сумм доходов.
С помощью данной функции происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий населения за счет возложения налогового бремени на более сильные слои общества. Примерами реализации социальной функции являются прогрессивная шкала налогообложения личных доходов, льготы по подоходному налогу социально уязвимым слоям населения, акцизы на предметы роскоши и т. п. Во многих странах существует такой же подход к налогообложению физических лиц, как и в Узбекистане, при котором более высокие доходы облагаются и более высокими ставками. А в некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия,Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.
По мнению выдающегося английского экономиста Д. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. Следующая функция налогов — регулирующая — возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми государственными программами. При этом государство использует выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки, — для того, чтобы выделить приоритетные направления развития бизнеса. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; государство поощряет виды деятельности и производства, которые считает полезными для общества. Для большинства государств — это такие сферы, как развитие малого бизнеса, экспортоориентированные и импортозаменяющие производства, стимулирование научно-технического прогресса, экспорта, транспорта и многое другое.
Суть регулирующей функции заключается также в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на развитие производства.
Для этой функции характерно три составляющие:
Стимулирующая —
проявляется через систему
Ограничивающая (дестимулирующая) — имеет цель через повышение ставок налогов ограничить развитие производств, процессов, видов деятельности, которые государство не считает полезными для общества (например, игорный бизнес, импорт некоторых категорий товаров).
Воспроизводственная
— предназначена для
Следующая функция
— контрольная — позволяет
государству отслеживать
Таким образом, исследование
роли налогов в механизме
Ее появление обусловлено одной из наиболее характерных особенностей развития мирового хозяйства — усилением процессов взаимозависимости национальных экономик и всесторонней интернационализацией хозяйственной жизни. Налоги стали одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами.
Все функции налогов переплетаются и не существуют в чистом виде отдельно от других, а иногда и вступают в противоречие друг с другом. Так, например, фискальная функция налога вступает в противоречие с социальной, поскольку последняя уменьшает поступления в бюджет. С помощью регулирующей функции налогов государство способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом может произойти налоговое подавление других-сфер и неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости.
Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако, на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая может быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет формировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.