Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:33, творческая работа
Первоначально проблема предпринимательства была поставлена политической экономией как проблема объяснения источников экономического роста и природы прибыли. Но затем данный вопрос получил свое развитие и в других направлениях. Одним из новых ипостасей функции предпринимательства является «рекомбинация ресурсов» Балак Ведреша и Дэвида Старка. Согласно их утверждению суть предпринимательства состоит не столько в заимствовании идей, сколько в производстве нового путем рекомбинации своих же ресурсов
Студент: Гульназ Касимова
Группа: Соц-32
23.10.2011
год
Задание № 4
Эссе
«Предпринимательство
как функция»
Первоначально проблема предпринимательства была поставлена политической экономией как проблема объяснения источников экономического роста и природы прибыли. Но затем данный вопрос получил свое развитие и в других направлениях. Одним из новых ипостасей функции предпринимательства является «рекомбинация ресурсов» Балак Ведреша и Дэвида Старка. Согласно их утверждению суть предпринимательства состоит не столько в заимствовании идей, сколько в производстве нового путем рекомбинации своих же ресурсов.1
Но для начала кратко скажем о трактовках предпринимательской функции, которые были даны различными подходами. Классики политической экономики Ф. Кенэ и А. Смит рассматривают предпринимателя как собственника капитала. А. Смит считал, что предприниматель ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получает прибыль. Отсюда следуют три основные составляющие деятельности предпринимателя: прибыль – как цель деятельности, коммерческая идея - как способ ее достижения, и риск – как неизбежное негативное условие всего процесса.
Со временем предпринимателя все реже отождествляют с капиталистом. Для неоклассиков предпринимательская функция заключена в приспособлении производства к изменяющимся условиям рынка, восстановлении нарушенного равновесия, более эффективном использовании имеющихся ресурсов и удовлетворении возникающего спроса. То есть организацию нужно понимать как “четвертый фактор производства”, а предпринимательство служит по существу неким встроенным элементом саморегулирующегося механизма цен.
Третья трактовка связывает предпринимательскую функцию с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития. С точки зрения Ф. Найта, люди, берущие на себя бремя просчитываемого риска и непросчитываемой неопределенности, а также гарантирующие большинству их заработную плату, получают право управлять деятельностью этого большинства и присваивать соответствующую часть дохода.
В рамках институциональной экономической теории Р. Коуза предприниматель становится субъектом, совершающим выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек.
Стержнем другого направления стала концепция Й. Шумпетера о принципиальной необходимости особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации, иначе говоря “новых комбинаций факторов производства”. Через данное наиболее близкое определение функции предпринимательства затем перейдем к основной. Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. Следует подчеркнуть, что предпринимательство, по Шумпетеру, особый дар, свойство человеческого характера, никоим образом не зависящее от классовой, социальной принадлежности. При этом предприниматель не обязательно сам изобретает “новые комбинации”. Он осуществляет их практически, зачастую имитируя при этом чужой хозяйственный опыт. Предприниматель представляет собой главного субъекта экономического развития. Именно благодаря его активности осуществляется технический прогресс, создается избыток ценности, “взламывается” стационарная ситуация и экономика получает стимул к развитию.
На основе выше сказанного можно сформулировать общее определение предпринимательства по Й. Шумпетеру: это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли. Предпринимательство, таким образом, конституируют три необходимых элемента:
• организационное действие;
• инициирование изменений;
• денежный доход как цель и критерий успеха.
В понимании Ведреша и Старк инновация имеет несколько иной контекст, нежели у Шумпетера. Так, инновация заключается в том, что в ходе своей предпринимательской деятельности бизнес-группы сталкиваются с двумя ключевыми вызовами: они должны распознавать источники новых идей и обеспечивать средства для их осуществления. Согласно одному из современных подходов внешние соединяющие посреднические связи позволяют черпать новые идеи из окружающей среды, а сплачивающие связи, замыкающиеся внутри группы, обеспечивают доверие и взаимопонимание, необходимые для воплощения этих идей. Ведреш и Старк предлагают альтернативную теории посредничества и закрытия концепцию предпринимательства как рекомбинации ресурсов. С их точки зрения, поистине новаторские идеи, прежде всего новая концептуализация самой проблемы, не находятся в свободном плавании где-то вне группы. На мой взгляд, проблема состоит не в том, чтобы заимствовать идеи или информацию, а в том, чтобы порождать знание. Что в принципе сильно отличается от представлений классической и неоклассической экономики о предпринимательской функции. Отсюда следует, что «процесс рекомбинации, создающий новое знание, требует интенсивного взаимодействия и совершенно свободного доступа к базам знаний и производительным ресурсам, в противоположность удалённым контактам и случайному доступу»2. С позиций данного подхода предпринимательство как стимулирующая способность добивается результата за счёт усиления порождающего и продуктивного трения, которое разрушает категории привычного ведения бизнеса и позволяет переопределить, перестроить и рекомбинировать ресурсы. Поэтому как мне кажется, для осуществления продуктивной рекомбинации необходимо в первую очередь, чтобы внутри самой группы происходило разнообразное взаимодействие.
Одна из ярких особенностей деловых сетей состоит в том, что фирмы объединяются в сплочённые группы. И здесь уже идет речь об отделении понятия капитал и контроль. Утверждается, что плотные связи среди членов этих групп создают основу для доверия и средства для координации действий. Так Грановеттер утверждает, что сплачивающие связи позволяют группам осуществлять проекты, которые не под силу любой одиночной фирме. Равномерное распределение риска по этим связям ограждает группы от неопределённости. Согласно другому подходу бизнес-группы могут предпочесть плотным внутригрупповым более слабые связи с внешними фирмами. Такая стратегия, отдающая предпочтение разнообразию за счёт плотности, экономит сетевые ресурсы, уменьшая число сводимых связей. Удалённые связи обеспечивают доступ к большему числу каналов информации вне группы, и это разнообразие создаёт основу для большей приспособляемости. Согласно этому подходу, консервативная стратегия обеспечения внутригрупповой сплочённости не слишком жизнеспособна. Эта стратегия содержит в себе риск замыкания деловой сети при достижении быстрого успеха, что вскоре делает стратегию разрушительной если вдруг возникнут ситуации стремительных изменений, когда направление разрыва невозможно предвидеть. Защитная стратегия замыкания может породить ложное ощущение безопасности тогда, когда реальная ситуация предполагает не противопоставление выживания и инноваций, а поиск инноваций для выживания. Недавние разработки в рамках сетевого анализа предлагают третью стратегию: вместо усиления внутригрупповых связей или поиска связей вне группы делайте и то, и другое. Чтобы охарактеризовать эту стратегию, некоторые исследователи используют понятия «сплочённость» и «связанность», другие предпочитают термины «закрытость» и «посредничество». Общим для всех подходов является утверждение о взаимодополняемости этих отличительных свойств сети, которые рассматриваются как исключительно полезные в тех случаях, когда в качестве цели выступает обеспечение инноваций. Потому что посредничество, или связанность, обеспечивает доступ к идеям и информации, но не обладает средствами для осуществления намеченного. Закрытость, или сплочённость, предоставляет средства координации, но не обладает разнообразием, необходимым для открытия нового. Но вместе они способны компенсировать взаимные ограничения, которые Д. Обстфельд назвал «проблемой действия» и «проблемой идеи». Примером этого подхода может служить недавнее исследование Б. Уци и Д. Спиро, которые показали, что успех бродвейских мюзиклов, где инновацией является способность сделать театральный хит, представляет собой функцию от сочетания сплочённости (преемственности состава команды от одного мюзикла к следующему) и связанности (разнообразия этого состава в предыдущих и последующих мюзиклах).
Таким образом можно сказать об отличным от классического понимания предпринимательской функции «производство нового знания посредством рекомбинации ресурсов». В классическом понимании, предприниматель является капиталистом, в функцию которого входит контроль и повышение прибыли. Но сегодня эта функция заключена в нахождении и развитии идей/инноваций внутри предприятия, а также во взаимодействия с другими. Все это образует некую логическую цепочку функций, которая сможет привести к продуктивному результату. Прежде всего для этого необходимо, чтобы внутригрупповая сплоченность, и связи вне группы были развиты в полной мере. Второе условие, все эти связи должны мочь дополнить друг друга, например в тех ситуациях, когда один из них будет в силах решить какую-либо острую проблему. И третий момент заключается в способности этих групп перерабатывать и преобразовывать имеющиеся ресурсы.