Предмет прикладной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XX и XXI вв. проявляется огромный интерес к прикладной социологии со стороны специалистов различных направлений, интересующихся развитием современного общества, которое стремительно меняется.
Своим появлением прикладная социология обязана эмпирической социологии, первые исследования которой относятся к XVII-XVIII вв. Дальнейшее развитие эмпирических исследований и появление прикладных связано с институционализацией статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества. Это был период увлечения социальными исследованиями, цель которых заключалась в социальном диагнозе злободневных проблем общества, привлечении к ним внимания со стороны прессы и разработке практических рекомендаций.

Содержание

1. Предмет и объект прикладной социологии
2. Функции социологии
3. Анкета социологического исследования

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 77.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“Прикладная социология”

 

Тема №1: «Предмет прикладной социологии»

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:                                                                  Платонов И.Н.

                                                                                                                              _________________

                                                                                                  СТУДЕНТ 4 КУРСА

                                                                                                 ГРУППА  308117

Руководитель:                                                          ст. преподаватель Рыжко Т.Е.

 

 

                                            

МИНСК   2010

 

 

 

Вариант 1

 

1.     Предмет и объект прикладной социологии

 

На рубеже XX и XXI вв. проявляется огромный интерес к прикладной социологии со стороны специалистов различных направлений, интересующихся развитием современного общества, которое стремительно меняется.

Своим появлением прикладная социология обязана эмпирической социологии, первые исследования которой относятся к XVII-XVIII вв. Дальнейшее развитие эмпирических исследований и появление прикладных связано с институционализацией статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества. Это был период увлечения социальными исследованиями, цель которых заключалась в социальном диагнозе злободневных проблем общества, привлечении к ним внимания со стороны прессы и разработке практических рекомендаций.

Прикладные исследования получили развитие  с конца 1920-х гг. сначала в США, а затем в Европе. Руководители крупных корпораций, сталкиваясь в периоды экономических кризисов с проблемами повышения эффективности производства и совершенствования организации предприятий, заказывали исследования, на основе результатов которых принимались новые управленческие решения.

Прикладная социология ориентирована на социальную практику, разработку и решение практических проблем. Ее результаты влияют на принимаемые заказчиков социальные и управленческие решения.

Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижения реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.

Среди основных направлений и отраслей прикладных исследований, получивших развитие, можно назвать следующие виды:

- практическая социальная психология – область социальной психологии, считающая своим предметом не столько социально-психологические исследования, сколько практическое «вмешательство» в социальные процессы. Формами практической социальной психологии являются экспертиза, консультирование, тренинг;

- психотехника – прикладное направление в психологии труда, изучавшее широкий круг социальных вопросов от дизайн рабочего места и проблем утомляемости  до мотивации труда и обучения персонала;

- социальное планирование – прикладное направление, цель которого заключается в научном консультировании и попытках найти решение «социальных проблем» (текучесть кадров, борьба с пьянством и так далее);

- социальная инженерия – совокупность подходов прикладной социологии, ориентированных на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ними;

- социальная работа – прикладная междисциплинарная область знаний и практических действий, ориентированная на помощь социальным аутсайдерам (безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным);

- деловые игры – прикладная методика и система решения конкретных управленческих задач на предприятии или в организации, имеющая характер непродолжительного тренинга руководящего персонала;

- эргономика – отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда;

- прикладная социология культуры – совокупность социальных исследований, призванных изучить реальные процессы и дать практические рекомендации по улучшению деятельности учреждений культуры.

В социологии принято различать два подхода к исследуемым явлениям и процессам – инженерный (характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ) и клинический  (качественный анализ изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех доступных фактов о данном объекте).

Результаты, полученные в процессе прикладных социологических исследований, используются в социальных технологиях, которые также входят в структуру прикладной социологии. Для получения этих результатов необходимы детально разработанные, проверенные на опыте техника и процедуры эмпирического социологического исследования.

Таким образом, прикладная социология представляет собой единство специальных и отраслевых социологических теорий с методами, техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в социальной технологии.

Объектом прикладной социологии выступает та или иная социальная общность людей (класса, нации и другие большие или малые социальные группы), содержащая в себе совокупность социальных проблем. Предметом исследования в прикладной социологии называется та или иная социальная проблема, присущая объекту  исследования.

Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проведенных на базе теоретической социологии. Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы – экономические, финансовые, производственные, психологические и другие, то есть процессы, которые протекают в каждом трудовом коллективе. Поэтому прикладная социология играет важную роль в изучении и управлении трудовым коллективом. Результаты социологических следований позволяют повысить производительность труда, увеличить прибыль, создать благоприятную творческую и психологическую атмосферу в коллективе, определить потенциальные возможности работников, решить иные задачи, которые стоят перед фирмой.

Прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является важным условием управления. Располагая информацией, можно принять хорошее или плохое решение, не располагая информацией, в принципе, нельзя принять никакого решения. Информация является одним из необходимых инструментов управления. На базе информации принимается решение, осуществляется контроль за его выполнением, выносится заключение о достижении цели.

Источниками объективной, достоверной информации являются наблюдение, опросы, документы и другое. Социологи разработали научные методы работы с этими источниками. Обычно каждому менеджеру, предпринимателю приходится вести беседы с подчиненными, партнерами , конкурентами и так далее, читать документы, наблюдать за поведением людей, получать информацию из других источников. Если менеджер владеет социологическими методами сбора информации, он получит более полное представление об изучаемом явлении; его заключения будут богаче, а принимаемое решение более компетентным и эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                Функции социологии

 

Функции любой науки определяются теми задачами, которые она призвана выполнять.  Прикладная социология выполняет ряд функций: познавательную,  диагностическую, прогностическую, управленческую, организационно-технологическую.

Познавательная функция, одна из важнейших в прикладной социологии, проявляется в существенном расширении наших знаний о социальной реальности, закономерностях и тенденциях развития и функционирования социальной системы.  Познавательная функция осуществляется через анализ взаимосвязанных  социальных фактов и явлений, через изучение процессов, протекающих  в различных социальных общностях, социальных институтов и организациях,  в различных сферах – образовании, политике, производстве, обществе в целом. Прикладная социология вооружает методологическими и методическими  знаниями проведения социологических исследований, способствующих получению объективной социологической информации, которая воплощается в научные систематизированные знания о закономерностях развития различных сторон жизни общества, его отдельных структурных элементов.

Прикладная социология может изучить и установить признаки, характеризующие состояние различных социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстренной ситуации, конфликтов, - в этом проявляется ее диагностическая функция.  Своевременное диагностирование социальных проблем способствует  эффективному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамическом и устойчивом состоянии.

Прогностическая функция прикладной социологии заключается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Научные прогнозы могут затрагивать глобальные проблемы, например перспективы развития цивилизации, и более обыденные, но не менее острые проблемы, например варианты поведения избирателей, - здесь прослеживается взаимосвязь теоретической и прикладной социологии. В кризисные, переходные периоды развития общества социология имеет возможность:

- представить альтернативные сценарии будущих процессов;

- определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми   на данном историческом этапе;

- рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия.

Управленческая функция непосредственно связанна с проблемами управления социальной системой. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях, направленных на изменение хода событий путем воздействия на причины, характеризующие этот ход.

Организационно-технологическая функция выражается в создании социальных технологий (социальных проектов) и внедрении их в практическую жизнь.  Создание и внедрение социальных технологий  – составной элемент прикладной социологии.

Взаимодействие этих функций превращает прикладную социологию в продуктивно действующий механизм совершенствования управления социальными  процессами в обществе и его структурных элементах.

Следует назвать еще одну функцию социологии, которая присутствует при реализации каждой из перечисленных функций, это идеологическая функция, или функция ценностного ориентирования. Социология, имеющая дело непосредственно с интересами людей, не может полностью абстрагироваться от своих собственных оценок изучаемых явлений.  Ученые - социологии,  имея свои мнения и суждения, представляя информацию, прогнозируя дальнейших ход событий, предлагая методики преобразовательной деятельности, ориентируют людей на следование определенным ценностям.

 

3.     Составить анкету социологического исследования

 

Уважаемый респондент!

 

Мы, студенты факультета технологий  управления и гуманитаризации, приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета           является социологическим исследованием, проводимым нами с целью изучения проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде. Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме.

                            Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением квадратик, который находится рядом с тем вариантом ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того Вы можете предложить ответы непредусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

 

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1.Употребляете ли вы алкоголь?

      Да

      нет

2.Вы начали употреблять алкоголь?

      из-за семейных проблем

      из интереса

      за компанию

      что-то другое?____________________________________________

 

3.Как часто вы употребляете алкоголь?

      Нечасто, только по большим праздникам

      всякий раз, когда появится повод

      всякий раз, когда появится желание

      Что-то другое?_____________________________________________

4.С какой целью вы употребляете алкоголь?                       ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Предмет прикладной социологии