Предмет о объект социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других "стадных" животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность. Социология помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми посвящённые могут распорядиться по-своему. Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются её предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно - воспитательную. Несмотря на то, что уже в первые десятилетия нынешнего столетия социологическая мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития, исторический путь этой науки носил у нас во многом драматический характер.

Содержание

Введение
1. Объект и предмет социологии…………………………………………4 стр.
2. Структура социологического знания и его уровни………………… 6 стр.
3. Функции социологии……………………………………………………9стр.
4. Методы социологии…………………………………………………...13 стр.
5. Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук…16 стр.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

социология реферат.docx

— 38.00 Кб (Скачать)

      5. Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему. На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.

    6. Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

 7. Инструментальная функция. Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает подходы и средства анализа социальной реальности, что обусловлено необходимостью отразить социальное выше в его конкретном виде, разработать пути его усовершенствования. При этом большое значение приобретают методы и инструменты поиска, регистрации, измерения, обработки, анализа, обобщения первичной социологической информации. Наиболее общим инструментом этой деятельности может рассматриваться именно социологическое исследование с его методами.       

  Таким образом, функции социологии определяют широкий спектр задач, в которых  отражается богатая по содержанию сама наука социологии, ее специфика, особенности  ее объекта и предмета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Методы социологии

  Социология  использует не только типичные для  общественных наук абстрактно-теоретические  методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

  Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и  внутренним, «включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т.д.

  Анализ  статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических  данных и т.д., т.е. не непосредственного  бытия социального объекта, а  его отражения в первичной (как  правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.

  Интервью: это исследование в форме заданного  устного опроса субъектов социума  с целью получения «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители  какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

  Анкетирование: это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного  представления о состоянии и  функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

  Социальное  моделирование: оно связано с  изучением социального объекта  не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель  натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

  Социальный  эксперимент: это изучение социального  объекта в его натуральном  или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

  Существуют  и другие методы получения социологической  информации, но они, как правило, являются модификациями названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и др. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.

  Каждый  метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых  процедур, технологий, методик и  для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

  Анализ  – познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих.

  Синтез  – познание целостности объекта  путем объединения знаний о его  составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анилиз, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

  Эксперимент – изучение объекта в искусственных  контролируемых условиях.

  Экстраполяция – познание объекта путем переноса знаний с одного (изученного) объекта  на другой.

  Моделирование – это изучение объекта не в  его непосредственном виде, а на основе исследования его моделей.

  Индукция  – получение из частных знаний общего вывода.

  Дедукция  – это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок.

  Системный метод – изучение объекта как  системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов).  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Место социологии в системе общественно-гуманитарных наук

  Социология  в системе наук не относится к  естественным, техническим и гуманитарным наукам. Она находит свое место  в системе общественных наук, в  системе обществоведения.

  В структуре обществоведения можно  выделить 3 уровня знаний об обществе:

  - частно-научный,

  - общетеоретический,

  - мировоззренческий.

  Социология  не относится к группе частных  наук об обществе, изучающих отдельные  сферы, области, аспекты общественной жизни. Здесь можно выделить такие науки, как демография, этнография, политология, этика, юриспруденция, социальная психология и др. Общая социология изучает общество в целом, в совокупности его областей и сторон — экономических, правовых, политических, демографических, нравственных, художественных, медицинских, спортивных, управленческих и т.д. В свою очередь общая социология дает жизнь таким прикладным социологическим дисциплинам, как социология труда, социология образования, социология искусства, социология науки, социология здравоохранения, социология спорта.

  Однако  социология все-таки не мировоззренческая  наука, не некое мировоззренческое  ядро обществоведения, поскольку она  рассматривает общество как часть  — третью Универсума, где выделяют неживые, абиотические системы, живые, биотические системы и социальные системы, человеческое общество. Мировоззренческий  подход к Универсуму, точнее, к системе  «Универсум — Человек» предполагает анализ всех составляющих универсума, мира, а не только общества, социальной системы. Религия, мифология, философия, искусство, народный опыт, наука в  целом относятся к мировоззрению  и являются его основными типами.

  Социологию  можно рассматривать как науку  среднего уровня, как общую теорию общества. В данном случае важен  ее общетеоретический характер: она не частная наука и она не мировоззренческая наука. Социология опирается на мировоззренческие учения о мире и человеке, она использует данные частных наук, но ее задача — обобщение частнонаучного материала и создание общего, интегративного портрета общества.

  При этом социологию интересуют все временные  характеристики общественной жизни: прошлое, настоящее и будущее, поэтому  в самом первом приближении можно  сказать, что социология — общественная наука об общих закономерностях  становления, функционирования и развития общества (его структур, субъектов, институтов, детерминант).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Заключение

  Проблематика  социологии довольно обширна. Все интересующиеся ее проблемами могут найти ответы в дополнительной литературе. Это  относится не только к общетеоретическим  вопросам социологии, но прежде всего  к разделам прикладной социологии: социология образования, социология труда, социология искусства, социология предпринимательства, социология управления, социология науки, социология культуры, социология личности, социология общения и т.д. В рекомендуемой  литературе авторы стремились назвать  источники по этим разделам.

  Можно сказать и о том, что каждый человек по натуре своей социолог. Он изучает жизнь, общество, друзей, представителей своей профессии, уличных знакомых, СМИ, газеты, деятелей, результаты выборов и т.д. Наша страна - страна социологов. И это не банальность, потому что в России интерес к общественной жизни и к жизни всей планеты всегда составлял особенность нашего национального характера. Это выражено Ф.Достоевским в понятии «всемирная отзывчивость», а соборность как психологическая российская черта известна всему миру.

  Мы  убеждены, что вслед за общей социологией  настанет время и для серии  прикладных социологии: социологии образования, социологии искусства, социологии науки и пр.  

 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы  

  1.         Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1993.

  2.         Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы. – М., 1990.

  3.         Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. – М., 1995.

Информация о работе Предмет о объект социологии