Предмет и объект социологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 02:00, реферат

Описание работы

Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 31.37 Кб (Скачать)

                Институт Содружества Независимых Государств 
 
 

                                               Реферат 

По дисциплине: «Социология управления»

Тема: «Предмет и объект социологии управления»

Студент: Конобевский Антон Геннадьевич

Курс, група: 5 курс

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Форма обучения: заочная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                 Москва 2010

    Предмет и объект социологии управления

    Введение

    В любом предприятии, в любой организации  нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации.

    Социология  управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными  процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким  должен быть менеджер, как он должен руководить.

    1.1. Предмет и объект социологии  управления

    1. Предмет социологии управления

    Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.

    Часто эквивалентом термина “социология” управления употребляется термин “менеджмент”. Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.

    В менеджменте рассматриваются более  широкие вопросы: особые социально-экономические  институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные  и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и  людьми, руководители-менеджеры и  другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.

    Социологию  управления интересуют социальные аспекты  экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки  и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений  руководителя и подчиненных. Рассматривается  и система информации, необходимая  для осуществления управленческой деятельности.

    

      Теория и направление управления.

    Исследуются два трансформационных процесса:

  • материальные процессы;
  • информационные процессы, в которых управление рассматривается как информационное воздействие.

    Эти два процесса отражают две стороны  управления:

  • содержимое;
  • форма или метод изучения процесса.
 

    Содержательной  стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки —  менеджмент.

    Информационные  процессы являются не самоцелью, они  призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков. 

    2.Руководитель  в системе управления

    2.1.Типы  руководителей.

      Но несмотря на почти идеальные  качества, которыми должен обладать  менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.

      Для определения типа менеджера  американские психологи Р. Блейк  и Д. Моутон составили матрицу типов руководителей.

    9                  
    8                  
    7                  
    6                  
    5                  
    4                  
    3                  
    2                  
    1                  
      1 2 3 4 5 6 7 8 9

     1) 9,1 - диктатор

     2) 1,9 - демократ

     3) 1,1 - пессимист

     4) 9,9 - организатор

     5) 5,5 - манипулятор

     1) Стиль управления, полностью ориентирован  на производство и уделяющий  мало внимания людям. Это жесткий  курс администратора. Работа в  таких условиях не приносит  удовлетворения. Каждый пытается  уйти из подчинения.

     2) Производительность труда у  такого менеджера стоит на  последнем месте. Принцип: "Надо  быть всегда самим собой". Работнику  обстановка нравится, о польза небольшая, весь пыл - в дебаты.

     3) Девиз "Не вмешиваться в  ход событий". Случайные люди, назначенные кем-то.

     4) Самый продуктивный тип, учитывающий  нужды производства, а также людей.  Важнейшая характеристика - устремленность  к инновациям, нацеленность на  развитие организации. Предприятие  при таком менеджере процветает. Но такое почти не реально.

     5) Менеджера этого типа удовлетворяет  средняя производительность. Девиз: "Не хватать звезд с неба". Манипулирование людьми. 

    2.2.Основные  черты современного менеджера

      В зависимости от характера  работ менеджеру предъявляются  различные требования.

    Требования  к руководителям  по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса

      Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно придти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя.

      Эти обобщения позволили авторам  книги "Раскрепощенный менеджер" М. Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

      Их исследование позволило выделить  одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять  на управленческую деятельность  в ближайшие десятилетия.

     1. Стрессы, давление и неопределенность  во все большей мере присутствуют  в большинстве форм жизни организаций.  Поэтому от умелых менеджеров  требуется способность эффективно  управлять собой и своим временем.

     2. Эрозия традиционных ценностей  привела к серьезному расстройству  личных убеждений и ценностей.  Поэтому от современных менеджеров  требуется способность прояснить  свои личные ценности.

     3. Имеется широкая возможность  выбора. Поэтому от менеджеров  требуется четко определить как  цели выполняемой работы, так  и собственные цели.

     4. Организационные системы не  в состоянии обеспечить все  возможности для обучения, требующиеся  современному руководителю.

      Поэтому каждый менеджер должен  сам поддерживать постоянный  собственный рост и развитие.

     5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то  время как средства их решения  - зачастую более ограничены. Поэтому  способность решать проблемы  быстро и эффективно становится  все более важной чертой управленческих  навыков.

     6. Постоянная борьба за рынки  сбыта, энергетические ресурсы  и прибыльность делают необходимыми  выдвижение новых идей и постоянное  приспосабливание. Поэтому руководители  должны быть изобретательны и  способны гибко реагировать на  изменения ситуации.

     7. Традиционные, иерархические отношения  затрудняются. Поэтому эффективное  управление призывает к использованию  навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

     8. Многие традиционные школы и  методы управления исчерпали  свои возможности и не отвечают  вызовам настоящего и будущего.

      Поэтому требуются новые, более  современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны  освоить иные подходы в отношении  своих подчиненных.

     9. Большие затрат и трудности  связаны ныне с использованием  наемных работников. Поэтому от  каждого руководителя требуется  более умелое использование людских  ресурсов.

     10. Возрастающие масштабы изменений  требуют развития новых подходов  и борьбы с возможностью собственного "устаревания". По этому менеджерам  требуется умение помочь другим  в быстром изучении новых методов  и освоении практических навыков.

     11. Сложные проблем во все большей  мере требуют объединения усилий  нескольких людей, совместно осуществляющих их решение.

      Поэтому менеджер должен уметь  создавать и совершенствовать  группы, способные быстро становиться  изобретательными и результативными  в работе.

      Этим одиннадцати пунктам должны  придерживаться менеджеры, если  они хотят, уцелеть и добиться  успеха в грядущее десятилетие. 

    2.3. Менеджер и требования, предъявляемые  к нему.

      Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • к руководителю предприятия в целом или его подразделений( управлений, отделений, отделов);
  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
 

      К менеджеру любого уровня  предъявляются высокие требования. 

    Можно выделить несколько  ролей, в которых  выступает менеджер:

     

    1. Менеджер-управляющий.

      От него в частности требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении. Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.
 

    Основные  стадии подготовки и методы принятия управленческих решений.

      Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

Информация о работе Предмет и объект социологии управления