Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:08, контрольная работа
В XX веке в результате стремительного развития науки и техники человеческое общество было поставлено на грань уничтожения. Опустошительные мировые войны, многочисленные локальные вооруженные конфликты, углубление пропасти в уровне жизни развитых стран Запада и развивающихся стран Азии и Африки, глобальные экологические проблемы – все это заставило мировое сообщество искать пути выхода из создавшегося положения
2. это обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;
3. юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников;
4. выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия.
Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством за реализацию своих прав-обязанностей. Исключением является имущественная ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом незаконной. В данном случае юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носит гражданско-правовой характер. Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности.
К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат одновременно юридическую возможность и долженствование. В нормативных правовых актах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином «права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и единую категорию прав-обязанностей.
Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следовательно, при наличии соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им права.
2. Основные права профсоюзов и их классификация
Основным правам профсоюзов посвящена гл. II ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
2.1 Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11)
Конституция РФ, подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, в ст. 30 указала, что каждый имеет право создавать профсоюзы. К сожалению, на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по различным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их власть; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник нередко вынужден пожертвовать своими законными правами.
Защите трудовых прав работников профсоюзами посвящена гл. 58 ТК РФ.
Право профсоюзов на защиту социально-трудовых прав и интересов работников реализуется в четырех организационно-правовых формах:
1) участие профсоюзов в отношениях социального партнерства. Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. Так, представители общероссийских объединений профсоюзов наряду с представителями общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ являются членами такого органа социального партнерства, как Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на федеральном уровне. Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться и в субъектах РФ, в состав которых также входят представители профсоюзов. Кроме того, на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; на локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, – комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
В сферу деятельности этих комиссий ст. 35 ТК РФ включает: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организацию контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.
Путем представительства интересов работников профсоюзами в указанных комиссиях реализуется также право профсоюзов, их объединений (ассоциаций), а также первичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
2) участие профсоюзов в применении установленных условий труда в организации, которое проявляется в том, что администрация обязана согласовывать с выборным профсоюзным органом:
v график сменности (ст. 103 ТК РФ);
v правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
v привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 99, 113 ТК РФ);
v график отпусков (ст. 123 ТК РФ);
v систему оплаты труда, а также системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. ст. 135, 144 ТК РФ);
3) участие профсоюзов в разрешении трудовых споров, в процессе которого реализуется, в частности, право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.
Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.
В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Статья 391 ТК РФ дает право соответствующему профсоюзу, защищающему интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд в случае, если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам или когда обращение в суд происходит, минуя комиссию по трудовым спорам. Профсоюзы могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когда иск заявлен им самим.
В сфере урегулирования коллективных трудовых споров профсоюзы имеют право:
v на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;
v на организацию и проведение в соответствии с законодательством забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
Возглавляющий забастовку орган (соответствующий орган профсоюза) вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Возглавляющий забастовку орган вправе также приостановить забастовку (ст. 411 ТК РФ).
4) осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Согласно ст. 19 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе:
v беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения;
v проводить независимую экспертизу условий труда;
v принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
v защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
v предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
v направлять работодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений;
v обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Так, при отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.
2.2 Права профсоюзов на содействие занятости населения (ст. 12 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»)
Данная группа прав включает в себя следующие права профсоюзов:
1) принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости (п. 1 ст. 21 Закона о занятости населения). В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профсоюзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
2) предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации.
Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
3) осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости;
4) вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Так, в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов. При этом предложения профсоюзов, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат обязательному рассмотрению;
5) содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.
Расторжение трудового договора (контракта) с работником – членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
Так как профсоюзы выступают представителями работников при заключении коллективного договора, то они вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости (например, предоставление лицам, подлежащим увольнению в связи с сокращением штата работников, дополнительного времени для поиска работы).
Кроме того, привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) профсоюзов.
2.3 Права профсоюзов в сфере нормотворчества
В соответствии с Конституцией РФ профсоюзы не обладают правом законодательной инициативы, однако все проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, принимаются федеральными органами государственной власти по согласованию с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями). Например, принятие проекта Трудового кодекса должно быть согласовано с Общероссийским объединением профсоюзов. Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти апробацию профсоюзами, которые могут сделать по ним замечания, предложения.