Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:47, лекция

Описание работы

Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.)
Романо-германская правовая семья (рецепция римского права на базе кодификации Юстиниана; главный источник права - закон) объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества.

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.docx

— 16.04 Кб (Скачать)

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю  правовую действительность конкретного  государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.)

 

Романо-германская правовая семья (рецепция римского права на базе кодификации Юстиниана; главный  источник права - закон) объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалии и германских (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания) странах. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.

 

Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым  университетам Европы, где было поставлено изучение римского и канонического  права, а позже началось развитие и национального права. Датой  основания романо-германской правовой семьи считаются ХII-ХIII вв. Болонский университет в Италии был alma mater общего права университетов — романо-германской правовой системы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией. Изучение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права, так называема» «рецепция римского права» имели место в условиях быстрого экономического развития, роста торговли и городов. Изучение римскою права, процесс становления самой юридической наук» стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрократических структур власти. В каждом отдельном государстве Европы формирование национальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определенную систему.

 

Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, оптимальная обобщенность нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отражение в науке гражданского права. Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие. В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, второе дается судами. Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю, который имел важное значение в развитии романо-германской правовой семьи. Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы.

 

Религиозная правовая семья (Иран, Ирак, Пакистан, Судан,Индия, Сингапур).

Признаки:

1. Главный творец права  - Бог; 

2. Юридические предписания  даны раз и навсегда, в них  нужно верить и соблюдать; 

3. Источником права является  религиозно-нравственные нормы,  содержащиеся в Коране, Сунне,  Инме (у мусульман), в отношении индусов действуют шастры, веры и законы Ману;

4. Тесное переплетение  юридических положений с религиозными, моральными и философскими постулатами.  Эти юридические положения в  соответствии с местными обычаями  являются едиными правилами поведения  для населения; 

5. Отсутствует деление  права на частное и публичное; 

6. Законодательство имеет  вторичное значение;

6. Семья основана на  идеи обязанности, а не прав  человека.

 

Семья традиционного права (Мадагаскар, Отдельные страны Африки).

Признаки:

1. Главное место занимают  обычаи и традиции, имеющие преимущественно  неписаный характер и передающиеся  из поколения в поколение; 

2. Обычаи и традиции  являются своеобразным юридическим  предписанием, которые складываются  естественным путем и в последствии признаются государством;

3. Традиции и обычаи  регулируют отношения групп и  сообществ, а не отдельных индивидов; 

4. Нормативные акты имеют  вторичный характер;

5. Судебная практика не  выступает в качестве источника  права, 

6. При разрешении споров  судебная власть руководствуется  идеей примирения сообществ; 

7. Юридическая доктрина  не играет роли в жизни общества.


Информация о работе Правовые системы современности