Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:14, реферат
Никакой технический прогресс не позволит совсем исключить живой человеческий труд из процесса производства. Поэтому постоянно требуется воспроизводство наемных работников. Кроме того, они должны воспроизводить себя в подрастающем поколении. Для восстановления сил, затраченных в процессе труда, рабочий нуждается в определенном, вполне конкретном количестве предметов потребления. Однако здесь нам приходится часто сталкиваться с понятием социальной необеспеченности.
Никакой технический прогресс не позволит совсем исключить живой человеческий труд из процесса производства. Поэтому постоянно требуется воспроизводство наемных работников. Кроме того, они должны воспроизводить себя в подрастающем поколении. Для восстановления сил, затраченных в процессе труда, рабочий нуждается в определенном, вполне конкретном количестве предметов потребления. Однако здесь нам приходится часто сталкиваться с понятием социальной необеспеченности.
В современном мире причинами социальной необепеченности могут стать как экономические, так и физиологические и демографические причины. Последние представляют собой лишь частные проявления социального риска, присущего любому государственно организованному обществу. Под социальным риском понимается вероятностное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падения уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства.
По мере развития общества увеличивалось число социальных рисков и возрастала мера их опасности. Когда человек оказывается под воздействием социального риска, возникает необходимость в социальной защите. В современной литературе под социальным риском понимается вероятность ухудшения материального положения человека в результате потери заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи.
Характерными особенностями социальных рисков является то, что они: имеют исключительно объективный характер, наступают независимо от воли лица и не могут быть устранены им самостоятельно; ограничивают (или побуждают) жизнедеятельность человека и предопределяют уровень его социальной обеспеченности; закреплены национальным законодательством как обстоятельства, вследствие наступления которых лицо может нуждаться в помощи государства или общества.
Социальные риски могут быть вызваны различными факторами, исходя из чего различают природные, техногенные, социально-трудовые, социально-экономические и другие социальные риски.
Существует три направления управления социальными рисками. Во-первых, это меры, направленные на устранение причин, вызывающих риски. Во-вторых, это превентивные мероприятия, уменьшающие последствия социальных рисков, если они имеют место. В-третьих, это меры, устраняющие последствия уже наступивших социальных рисков.
Одной из важнейших составляющих механизмов управления социальными рисками является система социальной защиты населения. Социальная защита населения базируется на международном и национальном законодательстве, финансовых ресурсах и социальной инфраструктуре, обеспечивающих возможность её практического применения.
Одним из актуальных направлений социальной защиты является оказание помощи потерявшим работу в результате массовых увольнений. Начиная с 2005 года в Республике Беларусь, имеет место тенденция равномерного снижения численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите. Её можно проследить на рисунке 1.
Рисунок
1 - Численность безработных в Беларуси,
зарегистрированных в органах по труду,
занятости и социальной защиты
(на конец года) за 2005-2008 гг., тыс. человек.
К концу 2008 года уровень безработицы составил 0.8% (для сравнения в 2005 году он составлял 1.5%, в 2000 – 2.1%). В текущем году даже на фоне кризисных всплесков безработицы во всём мире рынок труда в Республике Беларусь пострадал в меньшей степени. Численность безработных в Беларуси на начало 2010 г. осталась на оптимальном уровне и составила 1,1-1,2%). За содействием в трудоустройстве в органы по труду, занятости и социальной защите населения за 11 месяцев 2009 года обратилось 314,9 тыс. человек (на 3,7% больше уровня 2008 года). Кроме того, из года в год в стране увеличивается количество новых рабочих мест. С декабря 2009 года отмечается улучшение ситуации по трудоустройству в 18 из 21 малых городов и поселений страны. В 2009 году создано около 170 тыс. рабочих мест, из них четвертая часть - в малых городах и на селе. К концу 2010 года предстоит организовать еще 175 тыс. мест.
В конце 2009 года средний размер пособия на одного безработного составил 45 тыс. руб., или 17,9% от бюджета прожиточного минимума. На борьбу с безработицей в текущем году предполагается выделить 150 млрд. рублей.
Как показывает мировой опыт, в условиях финансово-экономического кризиса одним из направлений противодействия безработице является сокращение режимов рабочего времени, использование практики административных отпусков при усилении мер социальной поддержки вынужденно незанятых работников. Такая политика проводится и Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала и предотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятость выступает как инструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателям в условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения».
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, за 9 месяцев 2009 года располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 1,5 млн. рублей в месяц и по сравнению с 9 месяцами 2008 года увеличились на 14% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13,9%. При этом располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства в январе-сентябре 2009 года составили 598,6 тыс. рублей в месяц.
В городах и поселках городского типа среднедушевые располагаемые ресурсы в 1,2 раза превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских жителей и составили, соответственно, 626,7 тыс. рублей и 517,6 тыс. рублей в месяц. Как видно из рисунка 2, у наибольшего процента домашних хозяйств как в 2008, так и в 2009 г. уровень среднедушевых располагаемых ресурсов составил 400-500 тыс. руб.
Рисунок
2 - Распределение домашних хозяйств
Республики Беларусь по уровню среднедушевых
располагаемых ресурсов
(в процентах к итогу).
Одним из основных направлений
социальной защиты является
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-декабре 2009 г. по сравнению с январем-декабрем 2008 г. уменьшилась на 0,4%, в декабре 2009 г. по сравнению с ноябрем 2009 г. увеличилась на 6,5%. В январе-марте 2010 г. наблюдался рост реальной среднемесячной заработной платы работников в республике на 5,1 процента.
Стоит отметить и рост минимальных социальных стандартов. По состоянию на 1 января 2007 года минимальная заработная плата в Беларуси достигла значения 179 тыс. ($84), а это в свою очередь составляет 108% к действующему бюджету прожиточного минимума. С 1 января 2010 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2009 г. № 1700 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 258600 руб., часовая – 1530 руб.
Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 3 месяца 2010 года составила 3,4 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,0 раза. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. с 1 января 2010 г. тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб.
Государством принимаются специальные меры защиты малообеспеченных слоёв населения и инвалидов. Они включают реализацию социальных программ, связанных с выплатой адресной помощи многодетным семьям, льготными денежными выплатами, а также выплатами пособий по инвалидности, при временной потере работы; бесплатные социальные услуги. Порядок начисления и выплаты пособий определяется ст. 25 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Финансирование выплат по государственному социальному страхованию осуществляется из средств государственного бюджета и государственных фондов – Фонда социальной защиты населения и Государственного фонда содействия занятости. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и финансирование соответствующих выплат (пенсий, пособий на детей, пособий по временной нетрудоспособности и др.).
В настоящее время в Республике Беларусь правом на трудовую (страховую) пенсию пользуются более 2,4 млн. чел., т.е. ¼ всего населения страны. При этом наблюдается тенденция постепенного роста среднего значения трудовых пенсий. Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты. Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.
Широкое распространение в Республике Беларусь получило социальное обслуживание, предназначенное для оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. В республике принят закон «О социальном обслуживании». Нормативом государственного социального стандарта является обеспеченность населения центрами социального обслуживания населения – один центр на один район. Они открыты во всех 156 районах страны и обслуживают более 77 тыс. граждан (преимущественно в сельской местности).
Таким образом, установление более тесной связи между компонентами социальной защиты и социальными потребностями, переход социальной защиты от принципа всеобщности к принципу избирательности позволят максимально повысить социальную и экономическую эффективность организации системы управления социальными рисками в Беларуси.
Информация о работе Правовые основы управления социальными рисками