Правовые и общественные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:28, контрольная работа

Описание работы

В процессе жизнедеятельности люди всегда вступали во взаимные отношения различного типа, взаимодействовали друг с другом. Этого просто невозможно избежать, т.к. каждому человеку, в любом случае, одному существовать невозможно. Это факт, доказывать который нет необходимости. Но вот типы взаимоотношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности, могут существенно отличаться друг от друга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правовые и общественные отношения ……………………………………...4
2. Виды правовых отношений ……………………………………………….…10
3. Субъекты правовых отношений……………………………………………...21
4. Источники и редакции Русской Правды………………………………….....28
5. Правовое положение населения……………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

теория гос и права_1.docx

— 78.64 Кб (Скачать)

Однако  умаление гражданской чести, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие  той или иной должности, той или  иной деятельностью.

В содержание правоспособности входит возможность  граждан иметь имущество на праве  собственности, право наследовать  и завещать, заниматься предпринимательской  и иной, не запрещенной законом, деятельностью, создавать юридические лица, совершать  любые не противоречащие закону сделки и т.д. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает одновременно в момент создания того или иного юридического лица и составляет единое качество праводееспособности.

В современном  цивилизованном обществе нет, и не может  быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными  кодексами XIX века (французский гражданский  кодекс 1804 года и германское гражданское  уложение 1896 года). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видно, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако впоследствии он приобрел более широкое значение.

Сама  по себе правоспособность никакого реального  блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а вот последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом (объектом правоотношения), совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной только правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного  права состоит в том, что она:

- неотъемлема от личности;

- не зависит от пола, расы, национальности, возраста, профессии, места жительства, имущественного положения, принадлежности к религии и др.

- непередаваема (ее нельзя передать другому человеку);

- она первична по отношению к субъективному праву, играет роль предпосылки субъективного права;

- абстрактна, в то время, когда субъективное право конкретно.

В понятии  «правоспособности» сущность заключается  не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, т.к. такое суммарное выражение дано в самом законе.

Не имеет  решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или  иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня  рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при  наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности.

Всеобщность правоспособности заключается в  том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим  свойством – юридической способностью быть носителем соответствующих  прав и обязанностей, из числа предусмотренных  законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а определена лишь гражданская правоспособность (см. выше).

Отраслевая  правоспособность дает возможность  приобретать права в тех или  иных отраслях права (например, в семейном, трудовом, избирательном).

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, для наличия которой требуется  специальное образование (например, юридическое, экономическое, музыкальное) или умения, навыки, талант. Правоспособность юридических лиц так же признается специальной, определяющейся целями и задачами их деятельности, указанных в соответствующих уставах или положениях.

В связи  с тем, что все люди обладают разной по объему правоспособностью, в теории права кроме правоспособности вводится понятие дееспособности, которое также характеризуется объемом. Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Характерной чертой дееспособности является то, что она предполагает способность гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Имеется в виду способность граждан приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ). Дееспособность, в отличие от правоспособности, приходит к гражданину постепенно, по мере его взросления, умственного, физического и социального развития, приобретения жизненного опыта. Поэтому она может быть разной по объему: полной, неполной (частичной) и ограниченной. Наступление полной дееспособности, как уже отмечалось, закон связывает с достижением возраста гражданского совершеннолетия – восемнадцати лет, что позволяет гражданину собственными действиями в полном объеме реализовывать всю свою правоспособность. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние лица. Объем ее зависит от возраста. Так, несовершеннолетний в возрасте до четырнадцати лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, получать подарки, распоряжаться личными вещами. А несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут самостоятельно распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вкладывать деньги в кредитные учреждения и др.

Ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускается ограничение судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Существует  также такая характеристика субъекта правоотношения как деликтоспособность. Деликтоспособность - это так же зависимая от правоспособности и дееспособности характеристика субъекта. Деликтоспособность – это установленная законом способность лица отвечать за свои поступки при совершении правонарушения. 

4.Источники и редакции Русской Правды

     Крупнейшим  памятником древнерусского права и  основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской  Правды, сохранивший свое значение и в более поздние периоды  истории. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких видов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV-XVI вв.

Русская Правда сохранилась в большом  количестве (свыше 110) списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и 3) Сокращенную Правду (их принято обозначать в литературе, как КП, ПП и СП соответственно).

Списки  первой, или Краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся к половине XV века. Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской 1 летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В.Н. Татищевым в 1738г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П («Правда оуставлена» и т.д.), написанной красной киноварью. И.А. Исаев в своём учебнике разделяет Краткую правду на Правду Ярослава (ст. 1-17), Правду Ярославичей (ст. 18-41), Покон вирный (ст. 42), Урок мостников (ст. 43).

Характерными  особенностями первой части (ст. 1-17) Русской Правды являются: действие обычая кровной мести и отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов  в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.

Вторая  часть Русской Правды отражает процесс  развития феодальных отношений: замена кровной мести денежной компенсацией (хотя на практике смертная казнь, несомненно, имела место), защита жизни и имущества  феодалов повышенными мерами наказания. Большая часть статей Краткой  Правды содержит нормы уголовного права  и судебного процесса .

Списки  Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в несколько раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве, 1113 год. Она состояла из двух частей – Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха.

Пространная Правда – это более развитый кодекс феодального права, в котором  закреплялись привилегии феодалов, зависимое  положение смердов, закупов, бесправие  холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды определяли порядок передачи имущества по наследству, заключения договоров. Большинство же статей относятся к уголовному праву и судебному процессу.

К третьей  редакции Русской Правды относятся  два списка так называемой Сокращенной Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. “Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «nomos» (закон) и «kanon» (правило). Кормчая была важнейшим юридическим пособием в древней Руси и сохранилась во множестве списков разного состава”. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV в., и, по-видимому, в Пермской земле. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Почти все исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной. Так, помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды. По мнению М.Н. Тихомирова Сокращенная Правда должна быть признана третьей особой редакцией Русской Правды.

Древнейшим  источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Бесспорно то, что как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой  основы в виде источников права. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст. 1 КП) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с «Салической правдой» франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).

Ещё одним  из источников Русской Правды был  Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального  права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с Византией в 911 и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».

Ссылки  договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической  литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой «не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI веках». По мнению В.В. Мавродина, закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков. Л.В. Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было «право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда». А.А. Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей - «видоков», свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в КП. Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени. Не являясь сторонником норманской теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовые и общественные отношения