Права и свободы человека и гражданина РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Признание волей народа, выраженной на референдуме в декабре 1993 года, необходимости соблюдения и защиты прав человека стало конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, признанных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………5
2. Основные права и свободы человека………………………….7
3. Права человека и права гражданина…………………………..9
• Обязанности человека и гражданина……………….......11
4. Правовой статус личности………………………………………12
5. Гарантии прав и свобод человека и гражданина........................14
• Понятие и виды механизмов защиты прав человека…..16
• Конституционные гарантии правосудия………………..20
6.Заключение………………………………………………………..24
7. Список использованной литературы……………………………26

Работа содержит 1 файл

Права и свободы человека в РФ2.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических, этнических, лингвистических, религиозных и других коллективных интересов. При соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этических общностей, их право на суверенитет и государственную независимость в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл. Права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику

общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ.[3]

 

 

Права человека и права гражданина

 

Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход не яв­ляется традиционным для нашего конституционного регулиро­вания, которое сводило положение человека только к его взаи­мосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.

 

В чем смысл этого разграничения, раздвоения человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского об­щества и государства, преодолевает одностороннее рассмотре­ние человека в его взаимосвязи только с государством, расши­ряет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому отво­дится автономное поле деятельности, где движущей силой выс­тупают его индивидуальные интересы» .  Реализация таких инте­ресов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, сфере личной жизни, и опи­рается на естественные нрава человека, принадлежащие ему от рождения.

Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в граждан­ском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее ав­тономии и независимости от любого незаконного вмешатель­ства.

Права че­ловека проистекают из естественного права, а права гражда­нина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемле­мый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, явля­ются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые за­крепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)».

 

Таким образом, каждый гражда­нин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном госу­дарстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина - своеобразное ограничение равен­ства между людьми, поскольку их лишаются лица, живу­щие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только па ог­раждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус граж­данина вытекает из его особой правовой связи с государством -  института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).[4]

Эти права обыч­но предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государствен­ной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, до­пускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить ука­занные права только лицам, устойчиво связанным с судь­бой страны и в полной мере несущим конституционные обя­занности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать консти­туцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно граж­данам по соображениям общенародных интересов (напри­мер, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной соб­ственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использо­вание таких формулировок подчеркивает признание указан­ных прав и  свобод за любым человеком, находящимся па тер­ритории России, независимо от того, является ли он граждани­ном РФ, иностранцем пли лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права -  право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанности человека и гражданина.

 

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ -  защита Отечества (ст. 59); возмож­ность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства пли выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иност­ранного государства - двойное гражданство (ст. 52).

 

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав че­ловека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юри­дических нормах. Поэтому государство формулирует свои тре­бования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Госу­дарство как носитель политической власти располагает специ­альными механизмами обеспечения прав человека и выполне­ния им своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к от­ступлению от требовании норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, про­живающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавли­вает обязанность каждого платить законно установленные на­логи и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую сре­ду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). На­ряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формули­рует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут».

Правовой статус личности.

 

Правовой статус личности – это правовое положение человека,

отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем.

Различают:

      общий (международный);

      конституционный (базовый);

      отраслевой;

      родовой (специальный);

      индивидуальный правовые статусы личности;

    

Общий (международный) правовой статус личности - включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно – правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

    

Конституционный (базовый) статус личности - объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление  в обществе нормального правопорядка, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащие нормы о правах и свободах человека и гражданина.

    

Отраслевой статус личности - состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом.

 

Рядовой (специальный) статус личности - отражает специфику правового положения отдельной категории людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права обязанности: военнослужащих, пенсионеров. Инвалидов, работников Крайнего Севера.

    

Индивидуальный статус - характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.д.

 

 

 

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут бать реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях. Без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно – правовые гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно – правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации  прав человека,  международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под эгидой (ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры),  через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений – Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, не являющиеся членами ООН.

 

Гарантии   региональных   международных   сообществ  (Европейский

Союз,  Совет Европы,  Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго - Восточной Азии, Содружество Независимых  Государств) осуществляется также через  различные учреждения на основе соответствующих нормативно -правовых актов.

 

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных

законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими

материальными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного суда РФ, Комиссия по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры.

 

 

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств. Во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико - правовые,  политико - правовые, социально - правовые и правовые.

 

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (юридические фикции), процессуальными (процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико - юридическими (конституции гражданско - правовых исков).

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина РФ