Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:06, реферат
Древнегреческий философ Демокрит считал, что индивид обязан подчиняться государству, раб - господину, а общество должно согласовываться с природой, из которой оно возникло. Рациональным государством он видит демократию. Бедность в демократическом полисе лучше, чем богатство в монархии. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право на власть достойным членам общества. Граждане должны повиноваться закону, власти и разумному решению.
Древнегреческий философ Демокрит считал, что индивид обязан подчиняться государству, раб - господину, а общество должно согласовываться с природой, из которой оно возникло. Рациональным государством он видит демократию. Бедность в демократическом полисе лучше, чем богатство в монархии. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право на власть достойным членам общества. Граждане должны повиноваться закону, власти и разумному решению. Полис - это общее дело всех его свободных граждан. Государство воплощает общее дело всех его свободных граждан, и заботу о них, определяет права и обязанности граждан.
Гуманизм – это признание
ценности человека как личности, его
права на свободное развитие и
проявление способностей, утверждение
блага человека как критерия оценки
общественных отношений. Гуманизм провозглашает
принципы равенства, свободы, справедливости
как нормы взаимоотношений
Выдающийся историк эпохи
Возрождения и гуманизма
Томас Моор (1478-1535 гг.) - английский писатель, политический деятель и гуманист, автор книги “Утопия”- и Джованни Доменико Кампанелла (чернец монастыря ордена доминиканцев - Томмазо) (1568-1639 гг.) - итальянский философ, утопический социалист - проповедуют идеи социального равенства, братства, взаимопомощи, возможных в условиях общественной собственности. Они говорят о возможности создания счастливой человеческой жизни благодаря совместному труду при наличии общего имущества, устранения частной собственности на средства производства как основы всех человеческих несчастий и страданий. Утопия - республика, в которой нет ни богатых, ни бедных и все жители в равной степени обеспечены жизненными благами. Все трудоспособное население занято полезным, прежде всего сельскохозяйственным трудом, никто не испытывает недостатка в чем-либо, необходимом для скромной и достойной жизни. Рабочий день длится всего шесть часов, причем его вполне хватает, чтобы полностью удовлетворить потребности утопийцев. Что же делает возможным это скромное удовлетворение всех тружеников? И Томас Моор однозначно отвечает, что “распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими возможно не иначе, как вовсе уничтожив собственность”.
Город Солнца - идеальное
общество, описанное Томмазо Кампанеллой.
И здесь он детально описывает
организацию труда, распределение
продуктов и управление общественными
делами. В городе Солнца все, что
производится, поступает в общественные
склады, и каждый получает оттуда средства
для жизни бесплатно. В отличие
от утопии Моора, он, однако, допускает,
что потребности некоторых
Одним из представителей политических
учений периода ранних буржуазных революций
в Европе выступает Гуго Гроций (1583-1645
гг.), нидерландский юрист, историк,
государственный деятель, один из теоретиков
естественного права и
Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. Естественное право отождествляется с мощью -способностью любой части природы к самосохранению. Человек такая же часть природы, как и всякая другая. Стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, то есть состояния тела и сознания.
Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив. Его политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с другими страстями выступает вечной и неизменной чертой человеческой природы. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом: однако большинство людей (толпа) не таково - люди одержимы пассивными страстями, побуждающими к неразумным поступкам. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей. Разумность законов и общая свобода обеспечены только там, где законы принимает многочисленное собрание, воля которого определяется не столько прихотью, сколько разумом, потому что дурные страсти влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или, по крайней мере, к тому, что касается благородных.
Политические концепции
естественного права и
Идею о том, что путь
к обществу справедливости и равенства
лежит через борьбу народа, впервые
высказал французский философ-
Французский мыслитель Морелли сформулировал три основных закона общества, отвечающих повелениям природы и разума: во-первых, отмена частной собственности, право же собственности сохраняется только на предметы личного потребления, на орудия ремесла; во-вторых, право на существование, право на труд; в-третьих, обосновал необходимость, обязательность всем членам общества трудиться по способности.
Природа, писал Мабли, создал
всех людей равными, наделила их одинаковыми
органами и потребностями, одним
и тем же разумом. Естественное равенство
в обществе разрушило бы возникновение
частной собственности. Однако возвращение
к коммунистическим порядкам Мабли
считал невозможным и выдвигал уравнительную
программу смягчения
Социально-политическое учение
Дени Дидро (1713-1784 гг.) основано на ряде
положений теории естественного
права. Основное в политической теории
- понятие природы человека. Люди
жили первоначально в естественном
догосударственном состоянии, они
были равны между собой и
Во взглядах на общество
Поль Гольбах - идеалист, утверждал, будто
“мнения правят миром”. Решающую роль
в истории он отводил деятельности
законодателей. Путь к освобождению
людей видел в просвещении. Незнание
собственной природы, по Гольбаху, привели
род человеческий к тому, что он
оказался порабощенным и стал жертвой
правительств. Буржуазное общество Гольбах
принимал как царство разума. Интересы
собственной корысти толкают
людей к образованию
Один из выдающихся французских
просветителей, демократ, идеолог мелкой
буржуазии Жан Жак Руссо (1712-1778
гг.) в трудах “Рассуждения о происхождении
и основаниях неравенства среди
людей” и др. излагает более радикальный
характер политических взглядов, подвергает
резкой критике феодально-сословные
отношения и объявляет причиной
неравенства появление и