Права и обязанности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:06, реферат

Описание работы

Древнегреческий философ Демокрит считал, что индивид обязан подчиняться государству, раб - господину, а общество должно согласовываться с природой, из которой оно возникло. Рациональным государством он видит демократию. Бедность в демократическом полисе лучше, чем богатство в монархии. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право на власть достойным членам общества. Граждане должны повиноваться закону, власти и разумному решению.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 18.32 Кб (Скачать)

Древнегреческий философ  Демокрит считал, что индивид обязан подчиняться государству, раб - господину, а общество должно согласовываться  с природой, из которой оно возникло. Рациональным государством он видит  демократию. Бедность в демократическом  полисе лучше, чем богатство в  монархии. Ведь демократия обеспечивает возможность предоставить право  на власть достойным членам общества. Граждане должны повиноваться закону, власти и разумному решению. Полис - это общее дело всех его свободных граждан. Государство воплощает общее дело всех его свободных граждан, и заботу о них, определяет права и обязанности граждан.

Гуманизм – это  признание  ценности человека как личности, его  права на свободное развитие и  проявление способностей, утверждение  блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает  принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между  людьми. Гуманизм эпохи Возрождения  имел ярко выраженную социальную направленность - на человека с его интересами, потребностями  и ценностями.

Выдающийся историк эпохи  Возрождения и гуманизма Леонардо Бруни (настоящее имя Арэтино / 1379-1444 гг.), основатель гуманистической историографии.  Его труды отражают поиски Леонардо Бруни раскрыть сущность исторических явлений и событий, определить их место в развитии человеческого  общества, подчеркивая, что люди творят историю, их взаимодействие способствует полному раскрытию талантов каждого  человека. Он считал гражданские свободы  серьезным фактором исторического  процесса, проповедовал право каждого  человека на жизнь. Государством должны запрещаться принудительный труд, применение пыток, жестокое или неуважительное отношение, унижающее достоинство  человека. Каждый человек, подчеркивает Бруни, имеет право на свободу  передвижения, свободный выбор места  жительства, человек достоин знаний и образования. Он первым начинает развивать  идею будущей эмансипации женщины.

Томас Моор (1478-1535 гг.) - английский писатель, политический деятель и  гуманист, автор книги “Утопия”- и Джованни Доменико Кампанелла (чернец монастыря ордена доминиканцев - Томмазо) (1568-1639 гг.) - итальянский философ, утопический  социалист - проповедуют идеи социального  равенства, братства, взаимопомощи, возможных  в условиях общественной собственности. Они говорят о возможности  создания счастливой человеческой жизни благодаря совместному труду при наличии общего имущества, устранения частной собственности на средства производства как основы всех человеческих несчастий и страданий. Утопия - республика, в которой нет ни богатых, ни бедных и все жители в равной степени обеспечены жизненными благами. Все трудоспособное население занято полезным, прежде всего сельскохозяйственным трудом, никто не испытывает недостатка в чем-либо, необходимом для скромной и достойной жизни. Рабочий день длится всего шесть часов, причем его вполне хватает, чтобы полностью удовлетворить потребности утопийцев. Что же делает возможным это скромное удовлетворение всех тружеников? И Томас Моор однозначно отвечает, что “распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими возможно не иначе, как вовсе уничтожив собственность”.

Город Солнца - идеальное  общество, описанное Томмазо Кампанеллой. И здесь он детально описывает  организацию труда, распределение  продуктов и управление общественными  делами. В городе Солнца все, что  производится, поступает в общественные склады, и каждый получает оттуда средства для жизни бесплатно. В отличие  от утопии Моора, он, однако, допускает, что потребности некоторых людей  могут оказаться чрезмерными. И  власти следят за тем, чтобы все трудились, и процесс труда развивался бы в соответствии с общественным благом. Жители города Солнца заняты общественным трудом всего четыре часа, остальное  время проводят в “развитии умственных и телесных способностей”. Кампанелла высказывает идею о возможности  научного управления обществом.

Одним из представителей политических учений периода ранних буржуазных революций  в Европе выступает Гуго Гроций (1583-1645 гг.), нидерландский юрист, историк, государственный деятель, один из теоретиков естественного права и общественного  договора. Исходные пункты его учения: природа человека, социальные качества людей, различие права естественного  и права волеустановления. Источником естественного права выступает  человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному  общению человека с другими людьми.

Под естественным правом Спиноза  понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют  природа и каждая ее часть. Естественное право отождествляется с мощью -способностью любой части природы  к самосохранению. Человек такая  же часть природы, как и всякая другая. Стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, то есть состояния тела и  сознания.

Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив. Его политико-правовое учение строится на представлении, что корыстолюбие наряду с другими страстями выступает  вечной и неизменной чертой человеческой природы. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется  разумом: однако большинство людей (толпа) не таково - люди одержимы пассивными страстями, побуждающими к неразумным поступкам. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без  законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей. Разумность законов и общая свобода  обеспечены только там, где законы принимает  многочисленное собрание, воля которого определяется не столько прихотью, сколько разумом, потому что дурные страсти влекут людей врозь, и  единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся  к благородному или, по крайней мере, к тому, что касается благородных.

Политические концепции  естественного права и общественного  договора, образования государства  нашли отражение в “Двух трактатах  о правлении” английского философа Джона Локка (1632-1704 гг.). Важная особенность  его учения в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние - состояние  полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают взаимными: никто  не имеет больше другого. Естественные права: собственность, которая объяснялась  как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Идея трудовой собственности в учении Локка выступает апологией частной  собственности.  Именно труд отделяет «мое», «твое» от общей собственности. Собственность - нечто неразрывно связанное  с личностью: то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных  ему природой, он слил л своим  трудом, с чем-то таким, что ему  неотъемлемо принадлежит и тем  самым делает его своей собственностью. Суть общественного договора Джон Локк видит в установлении людьми равного  для всех суда и закона.

Идею о том, что путь к обществу справедливости и равенства  лежит через борьбу народа, впервые  высказал французский философ-материалист  Жан Мелье. В его “Завещании”  содержится своеобразное понимание  естественного права, созвучное сложившимся в народной среде представлениям о подлинной справедливости. Одной из центральных идей Мелье выступает идея прав трудового народа: “Противно разуму и справедливости обременять народные массы невыносимым бременем и к тому же отдавать их в жертву несправедливости и угнетению со стороны тех, кто причиняет им всяческое зло... Нет справедливости в том, чтобы одни несли все тяжести труда и неудобства жизни, а другие, не зная заботы и труда, наслаждались всеми благами и удобствами жизни”.

Французский мыслитель Морелли  сформулировал три основных закона общества, отвечающих повелениям природы  и разума: во-первых, отмена частной  собственности, право же собственности  сохраняется только на предметы личного  потребления, на орудия ремесла; во-вторых, право на существование, право на труд; в-третьих, обосновал необходимость, обязательность всем членам общества трудиться по способности.

Природа, писал Мабли, создал всех людей равными, наделила их одинаковыми  органами и потребностями, одним  и тем же разумом. Естественное равенство  в обществе разрушило бы возникновение  частной собственности. Однако возвращение  к коммунистическим порядкам Мабли  считал невозможным и выдвигал уравнительную  программу смягчения имущественного неравенства, признает право народа на революцию, когда люди убеждаются, что подчиняются несправедливым, неразумным законам. Мабли предлагал  путем издания справедливых законов  уравнять собственность между всеми  членами общества.

Социально-политическое учение Дени Дидро (1713-1784 гг.) основано на ряде положений теории естественного  права. Основное в политической теории - понятие природы человека. Люди жили первоначально в естественном догосударственном состоянии, они  были равны между собой и пользовались полной независимостью. С появлением частной собственности и духа наживы естественное равенство исчезло, и люди разделились на богатых  и бедных. Государственная власть, указывает Дени Дидро, возникает  как продукт общественного договора, который люди заключают между  собой, чтобы обеспечить свое счастье, дающее обществу возможность создания организованной политической формы. Общественный договор не лишает людей их природной  свободы и равенства. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения  интересов и объединения воли и силы всех. Главная цель государства - обеспечение прав граждан, их свободы  и счастья.

Во взглядах на общество Поль Гольбах - идеалист, утверждал, будто  “мнения правят миром”. Решающую роль в истории он отводил деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание собственной природы, по Гольбаху, привели  род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой  правительств. Буржуазное общество Гольбах  принимал как царство разума. Интересы собственной корысти толкают  людей к образованию государства. И естественны законы те, которые  вытекают из природы человека, составляя  самые важные принципы общественных отношений. Естественные права вечные и неотъемлемые. Основными естественными  правами Поль Гольбах считал свободу, собственность и безопасность. В  обществе действуют основные законы, обусловленные общественным договором  и определяют взаимоотношения между  носителями власти (сувереном) и народом. Задача законов ограничивать власть властителя и править в интересах  общества.

Один из выдающихся французских  просветителей, демократ, идеолог мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) в трудах “Рассуждения о происхождении  и основаниях неравенства среди  людей” и др. излагает более радикальный  характер политических взглядов, подвергает резкой критике феодально-сословные  отношения и объявляет причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Жан Жак  Руссо утверждает, что в “естественном  состоянии” все люди равны и не знают над собой порабощения, социального гнета, нищеты и несправедливости. В труде “Общественный договор” Руссо развивает мысль о создании государства вследствие соглашения между людьми и признает за народом  право на государственную власть.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Права и обязанности человека