Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:15, контрольная работа
Социальная индивидуальная работа со случаем (social casework) в процессе своей эволюции претерпела значительные изменения. Сегодня под этим общим названием существует ряд различных моделей. Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня социального функционирования. Метод решения проблем был разработан Х. Перлман. Он основан на базовом постулате психодинамической концепции, базовый постулат, согласно которому вся человеческая жизнь является «проблемно-решаемым процессом».
Введение…………………………………………………………………….3
1. Модель действий социального работника в работе со случаем………...4
2. Практика зарубежной социальной работы со случаем насилия и пренебрежения по отношению к пожилому человеку…………………..5
Заключение…………………………………………………………..……12
Список литературы……………………………………………………….13
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Актуальные проблемы теории и практики социальной работы»
Тема: «Практика социальной работы со случаем»
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Социальная индивидуальная работа со случаем (social casework) в процессе своей эволюции претерпела значительные изменения. Сегодня под этим общим названием существует ряд различных моделей. Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня социального функционирования. Метод решения проблем был разработан Х. Перлман. Он основан на базовом постулате психодинамической концепции, базовый постулат, согласно которому вся человеческая жизнь является «проблемно-решаемым процессом». Личность неспособна справляться с проблемой в результате следующих причин: из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности или невозможности работать над решением проблемы, из-за неумения разрешать проблему правильным способом. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах.
Общая модель действий
социального работника в
1-я стадия: Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях (начальная стадия процесса).
Это первый контакт между социальным работником и клиентом. На данной стадии осуществляется первичная «оценка» ситуации клиента, формируется возможная гипотеза относительно проблемы, осуществляется ее идентификация в межсубъектном взаимодействии.
Важным элементом в первичном
контакте являются отношения. Микроклимат,
который устанавливается между
социальным работником и клиентом,
определяет в дальнейшем процесс
взаимодействий. Поэтому проявление
сердечности, сочувствия со стороны
социального работника
На этой стадии социальный работник
может столкнуться с тем, что
клиент не осознает, в чем состоит
его проблема, и не желает прикладывать
усилий для необходимых изменений.
Социальный работник может обратить
внимание клиента на то, почему он отрицает
существование проблемы и в ходе
обсуждения тактично демонстрировать
клиенту ее наличие. Клиент должен быть
поставлен перед этим доказательством.
В том случае, если и после этого
клиент не осознает необходимости изменений,
социальный работник оставляет возможность
клиенту вернуться к его
2-я стадия: Исследование и разъяснение проблемы.
На этой стадии клиент должен продолжать испытывать со стороны социального работника сочувствие, внимательность, сердечность. Однако может возникнуть сопротивление со стороны клиента, нежелание продолжать контакт. Одной из причин данного сопротивления является непонимание языка, который используется в социальных службах, возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощи
Однако социальный работник должен подвести клиента к осознанию, что данная социальная служба может быть полезной для него в сложившихся обстоятельствах. Это этап, когда происходит установление отношений между социальным работником и клиентом, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
3-я стадия: Предварительный контракт и мотивация
На этой стадии формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условием является самоидентификация субъекта с ролью клиента, а социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах его компетенции.
Практика зарубежной социальной
работы со случаем насилия и
Хотя в мире наблюдается постепенное изменение отношения к проблеме насилия над пожилыми в семье и о ней уже говорят не только как о внутрисемейном конфликте, но как о социально опасном явлении, требующем общественного внимания и полноценного государственного подхода, тем не менее на Западе (а тем более в России) в данной области существует много проблем и нет глобальной государственной политики, направленной на предотвращение домашнего насилия в отношении пожилых, и работа ведется пока на уровне отдельных регионов и служб.
Вместе с тем за рубежом
за 15 лет социальной практики в этой
сфере был накоплен некоторый
опыт работы с данной категорией клиентов,
который ввиду необходимости
организации социальной работы с
пожилыми у нас в стране и оказания
поддержки лицам, страдающим от подобного
отношения в семье, является весьма
интересным и даже может стать
полезным.
В Великобритании социальная работа с
проблемой насилия над пожилыми включает
два уровня: уровень макросоциума (предупреждение
развития насилия) и микроуровень (работа
с агрессором и жертвой).
Первый уровень предполагает:
а) лоббирование изменений в законодательстве и создание системы защиты прав пожилых людей;
б) проведение разъяснительной работы и изменение отношения к старости и пожилым людям в обществе в целом;
в) организацию совместной эффективной деятельности всех, кто работает с проблемой насилия над пожилыми;
г) развитие сети служб и услуг, которые бы обеспечивали для пожилых людей безопасность.
Второй уровень — это непосредственная работа со случаем, в рамках которой оказываются помощь и поддержка как пожилым людям, так и тем, кто осуществляет уход за ними, и которая состоит из трех этапов, имеющих свои собственные цели, задачи и методы работы:
1)идентификация проблемы
(сведения могут быть собраны
на основании данных полиции,
личного подозрения или
2)вмешательство в ситуацию (оценка ситуации и имеющихся в распоряжении ресурсов, определение стратегии их мобилизации);
3)коррекция и изменение
ситуации (поддержка и активизация
членов семьи, изменение
Идентификация проблемы
Деятельность социального
работника на этапе идентификации
предполагает сбор первичной информации,
расследование и составление
заявления. Практика показывает, что
социальные службы, полиция или юридические
лица редко бывают первыми вовлечены
в ситуацию пренебрежительного отношения
к пожилым или насилия над ними. Чаще признаки
подобного обращения первоначально отмечаются
медицинским персоналом — врачами общей
практики, медсестрами или сиделками.
Поэтому, для того чтобы избежать путаницы
и бездействия, необходимо сразу же обозначать
функции и роли каждой из служб.
Согласно разработанному в графстве Кент
руководству по решению проблем, связанных
с насилием в семье, информация, которая
должна быть собрана по заявлению, включает:
основные сведения (имя, адрес, пол, возраст
жертвы) и контактную информацию (язык,
телефон и адрес). Эти данные могут быть
получены как в результате прямого интервью,
так и на основании наблюдений или же обращения
к другим агентствам и службам.
Хотя детальное физическое обследование
проводится медицинским персоналом, тем
не менее и социальный работник должен
обращать внимание на синяки, ссадины,
порезы и ожоги, особенно на лице, губах
и руках, повреждения и переломы, отсутствие
гигиены, должного ухода и лечения (признаки
физического насилия и пренебрежения),
нарушения сна, резкое повышение или понижение
веса, необъяснимые страхи, растерянность,
покорность и удрученность (могут свидетельствовать
о психологическом насилии), а также на
боли при ходьбе и в сидячем положении
и нежелание проходить осмотр у гинеколога
(сексуальное насилие). Кроме того, следует
фиксировать отсутствие у пожилого человека
денег (неличных или на счете в банке),
несоответствие между возможными и реальными
условиями жизни, подозрительный интерес
со стороны членов семьи к принадлежащим
пожилому лицу средствам, поскольку это
может быть идентификатором финансового
насилия, а также отмечать те условия,
которые способствуют возникновению насилия
либо свидетельствуют о его наличии.
Следует отметить, что для сбора достоверной
и точной информации социальный работник
должен уметь отличать действительно
подозрительные случаи (например, в ситуации
с синяками, переломами, повреждением
целостности кожных покровов) от тех, возникновение
которых обусловлено возрастом клиента,
что предполагает необходимость знания
социальным работником особенностей физиологии
и психологии стариков.
Для идентификации подобных ситуаций социальным работникам предложено использовать специальную карту, а для выявления потенциальных случаев насилия в помощь медицинским сестрам и сиделкам были разработаны протоколы изучения и оценки состояния пожилого человека и опекуна (поскольку в России социальные работники координируют их работу, а порой даже выполняют их функции, нам представляется уместным и полезным рассмотрение этого инструментария в рамках нашей статьи).
Протоколы применяются в ситуации подозреваемого насилия и для идентификации стресса и напряжения у опекуна и заполняются в течении нескольких дней (желательно дневным и ночным штатом). При заполнении карточки следует избегать прямых вопросов, а опираться на такие методы, как наблюдение, возможно даже интуицию. Кроме того, для получения более точной и детальной информации каждый протокол обязательно должен включать подробное описание.
Иногда для определения
характера ситуации, ее причин и
виновных социальному работнику
необходимо провести интервью-расследование,
а потому он должен владеть определенными
навыками и умениями (уметь начинать
беседу, налаживать взаимоотношения, вести
переговоры, заключать сделки и т.д.).
Очень часто в силу ряда причин
(гордости пожилого человека, его страха,
робости, зависимости от агрессора,
кровного родства с ним и др.)
возникают трудности при
а) посещение семьи осуществляется социальным работником вместе с его коллегой;
б) обязательно объяснение
социальным работником цели визита;
в) интервьюирование опекуна и пожилого
человека проводится с каждым из них в
отдельности;
г) во время беседы создается
спокойная и расслабляющая
Несмотря на существование в Великобритании
значительного количества различных моделей
сбора информации в ситуации насилия и
пренебрежения в отношении пожилых, следует
все же отметить, что все эти модели еще
недостаточно разработаны и ни в одной
из отраслей, практически занимающихся
данной проблемой, нет идеального прикладного
инструментария.
Вмешательство в ситуацию
Поскольку проблема домашнего насилия и пренебрежения в отношении пожилых членов семьи предполагает пересечение областей деятельности специалистов различных профессий (сам по себе социальный работник не имеет ни четко определяемых статусом обязанностей по отношению к пожилому человеку, ни достаточной для обеспечения защиты жертвы насилия власти, ни всех необходимых для оказания помощи ресурсов), то закономерно, что мультидисциплинарный подход стал одним из основных и наиболее часто употребляемых при вмешательстве и работе со случаем в данной ситуации.
Обычно мультидисциплинарная команда состоит из терапевта, медсестры, социального работника, консультирующего психиатра или геронтолога, психолога, адвоката, полицейского и координатора, который отвечает за обеспечение согласованной работы всех участников группы, и предполагает коллективное обсуждение серьезности ситуации в семье, надежности имеющихся в распоряжении сведений, а также коллективные оценку доступных ресурсов и определение стратегии работы со случаем и области ответственности каждого из специалистов.
В идеале первая стратегия предполагает организацию работы комплекса сервисных служб, которые бы предоставляли домашних сиделок, помощников по дому, помощников по уходу за здоровьем членов семьи, разносчиков продуктов и пищи, обеспечивали при необходимости дневной и ночной уход за пожилыми людьми и оказывали семье помощь при транспортировке пожилого человека и др., проводили консультационную и тренинго-вую (групповую и индивидуальную) работу с опекуном и опекаемым. Однако в реальности получается так, что предлагаются только те виды услуг, которые налажены в данном округе, а их спектр порой бывает весьма ограничен.
Второй подход в настоящее
время не является предпочтительным,
поскольку связан со значительными
денежными затратами, и кроме
того, вопрос о пользе отселения
пожилого человека от семьи вызывает
множество дискуссий. В соответствии
с одной точкой зрения принятие этой
стратегии будет означать признание
поражения и неспособность
Ситуация применения насилия и пренебрежения
по отношению к пожилым в семье может развиваться
по одному из двух сценариев: в первом
случае у пожилого человека имеются физические
и психические проблемы, в силу чего он
нуждается в ежедневном уходе и, следовательно,
зависим от семьи, а во втором случае действительная
необходимость ухода и опеки для пожилого
человека минимальна, однако ситуация
усугубляется патологическим поведением
опекуна. Поэтому важно, чтобы оценка положения
дел, способы вмешательства и воздействия
обсуждались как с жертвой, так и с агрессором
независимо от того, кто из них больше
нуждается в помощи. Это позволит выявить
неудовлетворенные потребности клиента
и обеспечить поддержку лицу, ухаживающему
за ним.