Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:48, контрольная работа
Начало процесса познания невозможно без чувственного пробуждения. На основе ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах. Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в человеческом организме некоего жизненного "духа" - телесной субстанции, связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с разумной способностью человека. Воображение служит посредствующей ступенью между ощущением и рассудком. Рассудок есть проявление активной способности человеческого разума.
Вопрос 1. Существует такое выражение: познание - путь ученого незнания,
т. е. постижение человеком меры собственного невежества. Как
вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного…………………3
Вопрос 2. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и
социологии, следующие факты: супруги обсуждают покупку
дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет
билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты
проводит предвыборную агитацию………………………………10
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопрос 1. Существует такое выражение: познание - путь ученого незнания,
т. е. постижение человеком меры собственного невежества. Как
вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного…………………3
Вопрос 2. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и
социологии, следующие факты: супруги обсуждают покупку
дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет
билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты
проводит предвыборную агитацию………………………………10
Существует такое выражение: познание – путь ученого незнания, т.е. постижение человеком меры собственного невежества. Как вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного
Для того чтобы разобраться
в данной теме, необходимо ответить
на следующие вопросы: «Что такое
познание?», «Каким образом познание
связано с невежеством?» и
Совершенно в духе передовых мыслителей Возрождения можно видеть цель в познании, духовном освоении мира: "Всякий разумный дух стремится к познанию. Ибо познание есть жизнь ума, та цель, к которой он стремится. Возможность познания заложена в самой природе человеческого разума. "Благородное подобие бога", человеческий ум именно в своей познавательной деятельности осуществляет свое предназначение. Если бог "развертывает" из себя мир, то человеческий разум развертывает из себя "предметы рассудка. Это, однако, не означает, что в человеческом разуме уже заключены заранее готовые понятия, что знание предшествует ощущению внешнего мира. "Развертывание" не есть и субъективное "творение" понятий, речь идет о прирожденной человеку - по самой человеческой природе - способности суждения. Осуществить эту способность, "развернуть" ее человек может только при соприкосновении с миром природы - этой божественной книги, в которой бог раскрыл себя человеческому знанию.
Ум человека, единый по своей природе, обладает способностями, низшей из которой является ощущение с воображением. Эти способности принадлежат единому по своей природе уму или духу.
Начало процесса познания невозможно без чувственного пробуждения. На основе ощущений с помощью рассудка разум составляет себе понятие о вещах. Воздействие вещей на ум человека через ощущения возможно благодаря наличию в человеческом организме некоего жизненного "духа" - телесной субстанции, связывающей по представлениям средневековой медицины и физиологии, ощущения с разумной способностью человека. Воображение служит посредствующей ступенью между ощущением и рассудком. Рассудок есть проявление активной способности человеческого разума.
Будучи тесно связан с телом как орудием познания, рассудок осмысляет полученные ощущением внешние впечатления и позволяет, путем их логического различения и сопоставления, прийти к более глубокому пониманию сути вещей. Однако и рассуждение не способно дать полноты знания. К постижению истины ведет разумная высшая способность человека - его разум, способный к интуитивному постижению. Он возвышается над рассудочной деятельностью. Если рассудок не может идти выше и дальше знания конечного мира вещей, то функция разума - высшее знание сущности вещей и явлений, познание бесконечности. Рассудочное знание не может постичь бесконечной сущности мира, оно не может постичь совпадения противоположностей в "свернутой" природе максимума.
Онтологическому учению о боге и космосе и их диалектической связи соответствует и его гносеологическое представление о предмете познания. Существует лишь один объект для духовного видения и чувственного зрения: - первое видит то, как он существует в себе, второе - как он познается посредством знаков. Единый объект есть "Сама Возможность".
Итак, единый и единственный объект познания - пантеистических понятый и истолкованный бог, трактованный в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы.
Чувственная познавательная способность направлена на "некий чувственный предмет", но это - "тот же объект", но познаваемый "только тем способом, которым он становится известным чувству посредством видимых знаков".
Эти рассуждения содержат постановку проблемы сущности и явления. Интеллектуальным познанием постигается сущность вещей, отождествляемая с "Самой Возможностью" (Бытие-Возможность, Неиное). Максимум в других, определяющего этими понятиями бога как бесконечную сущность вещей. Поскольку сущность вещей есть бесконечность, в которой совпадают противоположности, процесс познания рассматривается как раскрытие этого совпадения, как восхождение от знания конечных вещей к постижению их бесконечной сущности.
Рассматривая данный вопрос, прежде всего, следует отметить тот факт, что знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает. Философия невозможна для того, кто уже владеет истинным знанием, т. е. для богов, так как богам незачем стремиться к знанию: они уже находятся в обладании знанием. Но философия невозможна и для того, кто ровно ничего не знает, - для невежд, так как невежда, довольный собой, не думает, что он нуждается в знании, не понимает всей меры своего невежества.
Раскрывая данный вопрос необходимо отметить, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия.
Невежество, являющееся предметом нашего рассмотрения, - это такой недостаток знания, который существенен с точки зрения общества. Ибо сам по себе недостаток знаний, характерный для того или иного общества, не имеет ровно никакого социального значения.
Рассматривая не всякое невежество. Оруэлловский лозунг "Невежество - сила" - хорошо иллюстрирует наше убеждение в том, что невежество, в котором заинтересовано общество, не является простым недостатком знания и необразованностью, то есть чем-то таким, что обладает лишь отрицательным бытием предмета, который либо вовсе не существует, либо пока еще неизвестен. Исследуя невежество, которое несет в себе больше определенности, и со временем попытаемся гораздо точнее очертить границы этого невежества. Занимаясь в основном таким невежеством, которое является результатом деятельного усилия, укоренено в культурной и социальной структуре общественной жизни и заставляет исключить определенные области и определенные объекты знания из числа того, что может быть известно каждому. То есть речь идет не о таком невежестве, которое может быть рассмотрено как некий случайный и второстепенный феномен, простое незнание, а о необразованности как о социально-педагогической мере, как о цели и задаче общества, и не важно, заявляется ли об этом публично и во всеуслышание, или такое положение вещей сохраняется в тайне. Подобно областям знания, существуют области невежества, которые общество поощряет и старается культивировать их при помощи соответствующих образовательных институтов.
В то же время существуют общеизвестные вещи, знакомые каждому, и обществу не надо делать специальных усилий для распространения этих знаний. С этой стороны, невежество, как и знание, имеет своим источником совокупность условий, общую структуру социума, которая зависит не столько от осознанных формулировок, сколько от полубессознательных концепций руководителей общества и управляющих обществом сил.
Однако, с другой стороны, существует намеренное и сознательное невежество, насаждаемое при помощи хорошо отлаженного механизма, предназначенного для того, чтобы способствовать торжеству невежества - либо посредством сокрытия информации о тех сферах бытия, о которых члены общества ничего не знают или не должны ничего знать, либо посредством хорошо организованной цензуры, скрывающей факты от населения, либо посредством социальных концепций, утверждающих, что определенные знания недоступны для всех или запретны.
Невежество, являющееся предметом нашего рассмотрения, - это такой недостаток знания, который существенен с точки зрения общества. Ибо сам по себе недостаток знаний, характерный для того или иного общества, не имеет ровно никакого социального значения. Древние египтяне не имели представления об амебах и вирусах, о лунных горах, а также о белых карликах и черных дырах, но отсутствие подобного рода знаний никак не связано с тем невежеством, которое способно что-либо поведать нам о социальном устройстве Древнего Египта.
Стало быть, недостаток знания, имеющий существенное значение для общества, обладает двумя признаками. Во-первых, речь должна вестись о таком знании, которое потенциально доступно для членов этого общества. Это означает, что знание в принципе доступно, но тем не менее искусственным образом сокрыто от людей. Во-вторых, это знание должно быть значимым с социальной точки зрения, то есть небезразличным для общества. Например, о том факте, что на завтрак я съел яйцо всмятку, я из скромности не стану сообщать каждому встречному, однако это знание не представляет интереса с точки зрения общества, и поэтому к нему не относится понятие социально значимого невежества. Иное дело, например, медицинские сведения или военные секреты, которые являются знаниями, представляющими интерес для общества, и могут даже оказаться жизненно необходимыми для него, и тем не менее это такие знания, которые общество держит в тайне, стараясь, чтобы они не стали доступны каждому его члену, а тем более не сделались достоянием враждебного общества.
Понятно, что невежество не остается в тех границах, которые ему устанавливает общество; невежество, как и любого рода положительное знание, имеет склонность к расширению, оно расширяется и распространяется, выходит за рамки предписанных ему границ, приобретает новые масштабы, также весьма значимые для общества и, само собой, имеющие социальные последствия. И, подобно положительному знанию любого рода, оно влияет на общество и изменяет его в ту или иную сторону.
По моему мнению, огромную связь познание имеет со свободой. Познание расширяет возможности человека. И даже если процесс познания представить как путь ученого незнания, т.е. постижения человеком меры собственного невежества, - свобода заключается в понимании объективных пределов действия и усилиях по их расширению. Например, по законам природы человек летать не может. Но используя познанные законы природы, человек создает аппараты, позволяющие ему подниматься в воздух и передвигаться по воздуху (а также другие аппараты, позволяющие летать в космос).
Необходимо принимать во внимание то, что исходя из общего методологического убеждения в совпадении противоположностей, можно сделать вывод о творческом взаимно дополнении друг друга разных познавательных свойств человека. Если чувства служат основой рассудочного познания, то и рассудок является неким посредником между чувствами и разумом. В свою очередь, если рассудок должен господствовать над чувствами, управлять ими, то и разум должен направлять рассудок.
В итоге, опять же основываясь на идее совпадения противоположностей, можно сформулировать концепцию "ученого незнания". Суть концепции состоит в том, что познаваемость мира реализуется на признании непознаваемости Бога. Иначе говоря, никакое, даже самое глубокое научное знание, не устраняет незнания. Более того, самая глубокая ученость необходимо приводит человека к осмыслению своего незнания: "Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание".
"Ученое незнание" доступно
лишь разуму и недоступно
Рассмотрев все вышеуказанные аспекты данного вопроса, следует отметить, что постигать человек сможет, лишь осознавая собственное невежество. В противном случае, познание станет невозможным, так как станет совсем ненужным. Мало осознать отсутствие каких-либо знаний, требуется ощутить потребность в их приобретении, пожелать постигнуть что-то большее. Как сказал Сократ: "Я знаю, что ничего не знаю"; видимо у Сократа и было "ученое незнание". Если принять за правильное высказывание слова Сократа, то процесс познания человеком чего-либо можно назвать познанием того, что его знания по любому вопросу крайне малы.
Следует отметить, что
процесс постижения должен
Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии, следующие факты: супруги обсуждают покупку дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию