Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:04, реферат
Предшествующий этап развития мировой философской и социологической
мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное
направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и
общества, т.е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном
правлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти
социальные запросы послужили работы Огюста Конта.
статус, получает права гражданства в научном мире. Во второй трети XIX века
социальная теория начинает бурно развиваться и бросает вызов социальной
философии, которая все больше и больше объединяется с биологическими и
физическими науками. Эта фаза в развитии социальной теории называется
«протосоциологией» и имеет две характерные черты. Во-первых, освобождение
социальной теории от понятийного аппарата физических и биологических наук,
чем грешила социальная теория с момента своего зарождения. Социальные
процессы и явления все больше стали описываться в собственно
социологических терминах: взаимодействия, общность, социальные группы,
согласие и т.д. Во-вторых, развитие социологии стало всеобъемлющим, поэтому
возникла попытка «новой науки» подавить старые социальные дисциплины
(историю, политическую экономию), поставить их под свою зависимость.
Конкретно-историческое содержание общественной жизни совершенно
растворилась в формальных конструкциях, поощряемых субъективизмом.
Конечно, науки не изолированы
друг от друга китайской
выводы, сделанные одной наукой, вполне могут оказывать влияние на другую.
Например, эмпирические обобщения в одной науке могут выступать для
представителей другой «удачной метафорой», наглядной, образной моделью,
дающей основание рассмотреть уже известные факты с точки зрения нового
подхода, вписав их в новые концепции. Именно такова природа понятий О.
Конта «динамика» и «статика», заимствованных им из механики.
Наконец существует и еще один тип заимствований, когда эмпирические
данные одной науки, перейдя в другую, становятся абстрактными положениями,
способствуют
образованию новой системы
О. Конта о «разрыве союза с философией» и другими науками носило скорее
политический, а не объективно необходимый научный смысл.
Итак, XIX век можно охарактеризовать как период активного поиска и
становления социологических научных школ, концепций и направлений. Одним из
них стал позитивизм – направление в социологии, объявляющее единственным
источником познания социальные науки или их совокупность и отрицающее
философию как особую отрасль научного знания.
К числу наиболее важных принципов позитивизма можно отнести
следующие:
1. Постулат онтологического натурализма, или утверждение о том, что
социокультурные и природные явления качественно однородны. Поэтому
общественные процессы должны
анализироваться как не
качественно новую по
возможно с помощью познания законов природы.
2. Постулат методологического натурализма, состоящий в утверждении, что
система социологического
наук, использовать их методологические установки.
3. Постулат феноменализма, т.е. преувеличение роли опыта и чувственных
данных в социологическом
нередко преобладавшим в социальной философии.
4. Принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как
ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно
природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.
5. Признание
инструментального характера
ориентация на социальную
социальной терапии – лечения социальных болезней.
Специфика позитивистского
всего в первом и четвертом постулатах. Из этого вытекают требования
применения в социологии методологии естествознания, а также распространение
законов природы на познание общества.
На различных этапах
план выступали то натуралистические принципы познания, то эмпирические,
представленные в неопозитивизме. Представители позитивистского направления
применяли в своих исследованиях эмпирический подход, связывали с ним
необходимость включения в социальную теорию эмпирических данных –
этнографической, исторической, экономической и другой информации. Вместе с
тем глубокую научную разработку эмпирическая гносеология получает лишь в XX
веке, в концепциях неопозитивизма и в философии прагматизма – научном
направлении идеалистической ориентации, отрицающем необходимость познания
объективных законов действительности и признающем истиной лишь то, что дает
практические результаты.
В свете двух принципов – отождествления общества с биологическим
организмом и уподобления социальных явлений физическим объектам –
сформировались два вида социологического позитивизма: органицизм,
отождествляющий общество с организмом и пытающийся объяснить социальную
жизнь биологическими закономерностями, и механицизм – одна из крайних форм
позитивизма, сводившая закономерности развития и функционирования общества
к механическим закономерностям. При этом механицизм весьма широко
использовал физическую терминологию для объяснения социальных явлений и
процессов.
Что касается ориентации
особый тип социальной практики и политики, то ее главную задачу позитивисты
видели в разработке рекомендаций и мероприятий по регулированию и
управлению общественными процессами и отношениями, особенно
внутригрупповыми.
Отечественные и зарубежные социологи выделяют в позитивизме два
этапа. Этап раннего позитивизма, примерно с 30-х годов XIX века. Он
заканчивается на рубеже XX века. Второй этап развития позитивизма
начинается примерно с 20-х годов XX века и продолжается до настоящего
времени. Этот период представлен различными направлениями социологии. Если
в первый период социология не имела устоявшегося предмета, шла активная
дискуссия по этому поводу, не было специализированных научных и учебных
заведений, то второй период можно охарактеризовать как этап институализации
науки, превращения социологии в академическую дисциплину, имеющую авторитет
в научном
мире.
Информация о работе Позитивизм как первое направление в социологии