Позитивизм как первое направление в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:04, реферат

Описание работы

Предшествующий этап развития мировой философской и социологической
мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное
направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и
общества, т.е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном
правлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти
социальные запросы послужили работы Огюста Конта.

Работа содержит 1 файл

Позитивизм как первое направление в социологии.docx

— 148.02 Кб (Скачать)

статус, получает права гражданства в  научном мире. Во второй трети XIX  века

социальная  теория начинает бурно  развиваться  и бросает вызов социальной

философии, которая все больше  и  больше  объединяется  с биологическими  и

физическими науками.  Эта  фаза  в развитии  социальной  теории  называется

«протосоциологией»  и имеет две характерные  черты.  Во-первых,  освобождение

социальной  теории от понятийного аппарата физических и  биологических  наук,

чем грешила  социальная  теория  с момента своего  зарождения.  Социальные

процессы   и   явления   все   больше   стали   описываться   в   собственно

социологических  терминах:  взаимодействия,  общность,  социальные   группы,

согласие  и т.д. Во-вторых, развитие социологии стало всеобъемлющим,  поэтому

возникла  попытка  «новой  науки»  подавить  старые  социальные   дисциплины

(историю,  политическую  экономию),  поставить их  под свою   зависимость.

Конкретно-историческое    содержание    общественной    жизни     совершенно

растворилась  в формальных конструкциях, поощряемых субъективизмом.

      Конечно, науки не изолированы  друг от друга китайской стеной,  поэтому

выводы, сделанные одной наукой, вполне могут  оказывать  влияние  на  другую.

Например,  эмпирические  обобщения в одной науке могут   выступать   для

представителей  другой  «удачной  метафорой»,  наглядной,  образной  моделью,

дающей  основание рассмотреть уже  известные  факты с точки зрения  нового

подхода, вписав их в новые  концепции.  Именно  такова  природа понятий О.

Конта «динамика» и «статика», заимствованных им из механики.

      Наконец существует и еще один  тип  заимствований,  когда эмпирические

данные  одной науки, перейдя в другую, становятся  абстрактными  положениями,

способствуют  образованию новой системы понятий.  Таким  образом,  требование

О. Конта  о «разрыве союза с философией»  и  другими науками носило  скорее

политический, а не объективно необходимый научный  смысл.

      Итак, XIX век можно охарактеризовать  как  период  активного поиска  и

становления социологических научных школ, концепций  и направлений. Одним  из

них стал позитивизм – направление  в  социологии,  объявляющее единственным

источником  познания  социальные  науки или их  совокупность  и отрицающее

философию как особую отрасль научного знания.

       К  числу  наиболее  важных  принципов   позитивизма   можно   отнести

следующие:

1.  Постулат  онтологического  натурализма,  или утверждение о том,   что

   социокультурные  и  природные явления качественно однородны.   Поэтому

   общественные процессы должны  анализироваться как не представляющие  собой

   качественно новую по сравнению  с природой  реальность,  и их  объяснение

   возможно с помощью познания законов природы.

2. Постулат  методологического  натурализма,  состоящий в утверждении,  что

   система социологического знания  должна  строиться  по  модели  физических

   наук, использовать их методологические установки.

3. Постулат  феноменализма,  т.е.  преувеличение  роли  опыта и чувственных

   данных в социологическом познании  в  противовес  умозрительным выводам,

   нередко преобладавшим в социальной философии.

4.  Принцип  «ценностной  нейтральности»,  согласно  которому  социолог  как

   ученый должен воздерживаться  от любых  ценностных  суждений  относительно

   природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.

5. Признание  инструментального характера научного  знания и связанная с  этим

   ориентация на социальную инженерию,  как особый тип  социальной  практики,

   социальной терапии – лечения социальных болезней.

       Специфика позитивистского видения  реального  мира  отражена  прежде

всего  в  первом  и четвертом постулатах.  Из  этого  вытекают  требования

применения  в социологии методологии естествознания, а также  распространение

законов природы на познание общества.

       На различных этапах концептуальной  эволюции  позитивизма  на  первый

план  выступали то  натуралистические  принципы  познания,  то  эмпирические,

представленные  в неопозитивизме. Представители  позитивистского  направления

применяли  в  своих исследованиях эмпирический  подход,  связывали с ним

необходимость  включения  в социальную   теорию   эмпирических   данных   –

этнографической, исторической, экономической и другой информации.  Вместе  с

тем глубокую научную разработку эмпирическая гносеология получает лишь в  XX

веке, в концепциях  неопозитивизма  и в философии прагматизма – научном

направлении идеалистической ориентации,  отрицающем  необходимость познания

объективных законов действительности и признающем истиной лишь то, что  дает

практические  результаты.

       В свете двух принципов –  отождествления  общества  с биологическим

организмом  и  уподобления социальных   явлений   физическим   объектам   –

сформировались   два   вида   социологического   позитивизма:    органицизм,

отождествляющий общество с  организмом  и пытающийся  объяснить социальную

жизнь биологическими закономерностями, и  механицизм – одна из  крайних  форм

позитивизма, сводившая закономерности развития и  функционирования  общества

к  механическим  закономерностям.  При   этом   механицизм   весьма   широко

использовал физическую терминологию  для  объяснения  социальных  явлений и

процессов.

       Что касается ориентации позитивистов  на  социальную  инженерию как

особый  тип социальной практики и политики, то ее главную задачу  позитивисты

видели  в  разработке  рекомендаций  и мероприятий   по   регулированию   и

управлению    общественными    процессами    и     отношениями,     особенно

внутригрупповыми.

       Отечественные и зарубежные  социологи  выделяют  в позитивизме два

этапа. Этап  раннего  позитивизма,  примерно  с 30-х годов XIX  века.  Он

заканчивается  на  рубеже   XX  века.  Второй  этап   развития   позитивизма

начинается  примерно с 20-х  годов  XX  века  и продолжается  до  настоящего

времени. Этот период представлен различными направлениями  социологии.  Если

в  первый период социология не имела устоявшегося  предмета,  шла активная

дискуссия по этому поводу, не  было  специализированных  научных и учебных

заведений, то второй период можно охарактеризовать как этап  институализации

науки, превращения социологии в академическую  дисциплину, имеющую  авторитет

в научном  мире. 
 

Информация о работе Позитивизм как первое направление в социологии