Пожилые люди, как объект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:

- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;

- востребованность обществом новой социальной политики;

- проблемность развития системы социального обслуживания.

Содержание

1.Введение
2.Особенности пожилого возраста.
3.Социальная защита населения. Ее роль и функции в современном мире.
4.Сущность социальной работы.
5.Место социальной работы в современном обществе.
6.Субъект социальной работы
7.Объект социальной работы.
8.Работа центров социального обслуживания населения.
9.Заключение
10.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая пожилые люди как объкт социальной работы.docx

— 65.71 Кб (Скачать)
  • между клиентом и различными социальными институтами;
  • между клиентом и другими специалистами;
  • между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
  • между клиентами.

    В настоящее время профессиональная социальная работа наиболее развита  в таких странах как Швеция, США, Канада, Германия и Великобритания. В этих странах социальная работа рассматривается как организация  личностной помощи людям и как  связующее звено между теми, кто  нуждается в помощи и органами управления и законодательства. Представление  о социальной работе в условиях России пока еще не определены. С этим связана  слаборазвитая инфраструктура социальной помощи, недостаточная изученность  социальных процессов, и порождаемых  ими социальных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Место социальной работы в  современном обществе.

      В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без  социальных работников, прошедших подготовку в специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решая проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен  в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным попечения  родителей; лицам с психическими расстройствами; наркоманам; семьям группы «риска»;  людям с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в  разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы различных слоев населения.

      На  сегодняшний день можно выделить ряд трудностей, мешающих становлении  системы социальной работы в Российской Федерации. По А.А. Козлова и Т.Б. Ивановой они заключаются в следующем:

    • Отсутствие сильной правовой и нормативной базы системы, включая государственные стандарты для социального обслуживания;
    • Ограниченность финансовых и материальных средств на социальные нужды местных и федеральных органов;
    • Нехватка квалифицированного персонала;
    • Слабая координация действий различных министерств и ведомств и территориальных органов исполнительной власти;
    • Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных организаций;
    • Низкий социальный статус профессии «социальный работник», «Специалист социальной работы».

      В связи с тем, что социальная работа в основном имеет дело с взаимозависимостями  между человеком и окружающей средой (обществом), то социальный работник должен быть информированным в общих  чертах о тех факторах, которые  оказывают или могут оказывать  влияние на качество жизни человека. Речь идет, прежде всего, об экологических, экономических, политических и культурных проблемах. В целом социальные работники  по мнению А.А. Козлова и Т.Б. Ивановой должны располагать сведениями о  том, как страна, в которой они  работают, решает свои проблемы:

    • В экономической сфере. Это необходимо знать, так как производство товаров и услуг оказывает влияние на основные стороны социально-экономического развития общества, направляет экономическое, промышленное, технологическое развитие и влияя на степень урбанизации общества, на модель занятости и перераспределения богатства и бедности в стране.
    • В политической сфере. Распределение власти и сфер влияния оказывает значительное воздействие на принятие решений в области социальной политики и разработки социальных программ. Социальная работа нацелена ни то, чтобы простые люди были в большей степени полномочны определять свою судьбу и удовлетворять социальные потребности. А это требует знаний о процесс принятия решений на государственном уровне и в других политических организациях, действующих в стране.
    • В культурной сфере. Система ценностей и ориентиров, включая господствующую религию или религии, а также создание уникальных условий для развития этнических меньшинств оказывает влияние на удовлетворение культурных и социальных потребностей людей, как представителей этнического большинства, так и меньшинства.
    • В социальной сфере. Она определяет экономические, культурные и политические факторы во взаимоотношении людей, включая социальные институты, социальное расслоение общества, роль различных объединений в формировании отношения к различным категориям и группам населения, различающимся по своей классовой, социальной, этнической, гендерной и возрастной основе.

      Региональные  и общенациональные традиции так  же оказывают влияние на формирование социальных условий общества. Социальная работа способствует изменению условий  жизни  в обществе, анализ современного уровня состояния социальной работы позволяет исследователям2 сделать вывод, что они имеет пять аспектов:

    • Географический аспект - вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета.
    • Политический аспект поскольку каждая страна имеет свою политическую систему, которая определяет условия осуществления практической деятельности независимо от того, является она либеральной или репрессивной, социалистической, социал-демократической или капиталистической.
    • Социально-экономический аспект – так как основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и образования, к системам социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
    • Культурный аспект – несмотря на различие традиций, убеждений, чаяний и культур отдельных лиц, семей, групп, общин и стран должны уважаться, хотя и без ущерба для развития определенных традиций убеждений. Без этого будет сохраняться дискриминация, наносящая ущерб государству.
    • Духовный аспект - в любом обществе, где проводится социальная работа, действует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы, в процессе работы с конкретным человеком (в группе лиц и т.д.), также развития системы ценностей самих социальных работников очень важно принимать во внимание духовный мир, ценности, идеалы, этику тех, с кем работают социальные работники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Субъект социальной работы.

      Как любой другой вид профессиональной деятельности, социальная работа имеет  свои объекты и субъекты. Субъектами социальной работы, то есть теми кто  ее осуществляет, выступают люди и  социальные институты выполняющими функцию социальной защиты. В качестве субъекта социальной работы принято  выделять:

    • Профессиональных и непрофессиональных социальных работников;
    • Учреждения и организации социальной защиты населения;
    • Общественные и благотворительные организации;
    • Государство.

      Более подробно в нашем курсе мы рассмотрим особенности социального работника  как субъекта социальной работы. Работник социальной службы – лицо, непосредственно оказывающее либо организующие помощь клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы. Социальный работник – лицо, окончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы. Специалист по социальной работе – лицо, окончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы. Специальность введена Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» от 23 апреля 1991 г. № 92. В соответствии с должностными обязанностями специалист по социальной работе обязан:

    • Выявляет на предприятии, в курируемом микрорайоне, семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществлять их патронаж;
    • Устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе и по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту;
    • Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;
    • Проводит среди населения работу о пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений;
    • Оказывает помощь в семейном воспитании, проводит индивидуальные психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитания детей, в трудоустройстве несовершеннолетних, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющих несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
    • Проводит индивидуальную воспитательную работу, оказывает необходимую помощь несовершеннолетним и другим лицам с асоциальным поведением, а также испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы;
    • Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
    • Представляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства;
    • Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;
    • Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.п.;
    • Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

      В настоящее время осуществляется активная подготовка специалистов социальной работы, происходит расширение сети высших учебных заведение готовящих  специалистов социальной работы, происходят качественные изменения во внутренней структуре подготовки: оформляются  учебные, научно-исследовательские, методические подразделения, центры и лаборатории.

      По  мнению исследователей3 любой вид социальной практики имеет два уровня: макро- и микро- социальная работа.

      Макропрактика – это профессиональная деятельность социальных работников по организации и управлению, предпринимаемая с целью произвести изменения структурного или институционального характера. Этот вид деятельности включает в себя все стороны жизнедеятельности сообщества, социальное планирование, разработку политики и ее анализ, административное управление текущей работой, разработку программ, сотрудничество с другими организациями.

      Микропрактика – это работа на индивидуальном уровне или уровне малой группы. Конечно, выделенные уровни находятся в России еще в стадии становления, но, тем не менее, уже сегодня можно говорить об их строгой дифференциации.

      В каждой профессии существуют специальность  и специализация. Например, профессия  врача включает множество специализаций: гинеколог, педиатр, хирург и т.д. Профессия  социального работника одна из самых  молодых в нашей стране и в  мире. Спектр специализаций профессии  социальный работник варьируется от государства к государству, кроме  того, он подвергается изменению от уровня развития демократической системы  общества. Разнообразие специализаций  социальной работы отвечает существующей системе социальной политики и соответствует  требованиям социокультурного контекста. Различия в социальной политики государств очень важны, так в некоторых  странах (например, в России) социальные работники в основном заняты в  сферах социального обеcпечения и образования, в Швеции в сфере социальной защиты и здравоохранения, в Ирландии социальные работники относятся к сфере здравоохранения. В странах Европы, США, Канады и Скандинавии социальная работа рассматривается как:

    • Организация личностной службы помощи людям;
    • Связующее звено между теми, кому надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

      Так, например, в Швеции выделяют два  основных направления социальной работы:

Информация о работе Пожилые люди, как объект социальной работы