- между клиентом
и различными социальными институтами;
- между клиентом
и другими специалистами;
- между другими
специалистами, привлекаемыми к решению
жизненных проблем клиента;
- между клиентами.
В
настоящее время профессиональная
социальная работа наиболее развита
в таких странах как Швеция,
США, Канада, Германия и Великобритания.
В этих странах социальная работа
рассматривается как организация
личностной помощи людям и как
связующее звено между теми, кто
нуждается в помощи и органами
управления и законодательства. Представление
о социальной работе в условиях России
пока еще не определены. С этим связана
слаборазвитая инфраструктура социальной
помощи, недостаточная изученность
социальных процессов, и порождаемых
ими социальных проблем.
- Место
социальной работы в
современном обществе.
В
настоящий момент ни одно развитое
государство не может обойтись без
социальных работников, прошедших подготовку
в специальных учебных заведениях.
Они могут профессионально помогать
всем нуждающимся решая проблемы,
возникающие в их повседневной жизни.
В первую очередь тем, кто не защищен
в социальном плане (пожилым людям;
инвалидам; детям, лишенным попечения
родителей; лицам с психическими
расстройствами; наркоманам; семьям группы
«риска»; людям с девиантным поведением).
Они не только снимают социальную
напряженность, но и участвуют в
разработке законодательных актов,
призванных полнее выразить интересы
различных слоев населения.
На
сегодняшний день можно выделить
ряд трудностей, мешающих становлении
системы социальной работы в Российской
Федерации. По А.А. Козлова и Т.Б. Ивановой
они заключаются в следующем:
- Отсутствие
сильной правовой и нормативной базы системы,
включая государственные стандарты для
социального обслуживания;
- Ограниченность
финансовых и материальных средств на
социальные нужды местных и федеральных
органов;
- Нехватка
квалифицированного персонала;
- Слабая координация
действий различных министерств и ведомств
и территориальных органов исполнительной
власти;
- Недостаточное
использование финансовых, экономических
и интеллектуальных возможностей неправительственных
организаций;
- Низкий социальный
статус профессии «социальный работник»,
«Специалист социальной работы».
В
связи с тем, что социальная работа
в основном имеет дело с взаимозависимостями
между человеком и окружающей
средой (обществом), то социальный работник
должен быть информированным в общих
чертах о тех факторах, которые
оказывают или могут оказывать
влияние на качество жизни человека.
Речь идет, прежде всего, об экологических,
экономических, политических и культурных
проблемах. В целом социальные работники
по мнению А.А. Козлова и Т.Б. Ивановой
должны располагать сведениями о
том, как страна, в которой они
работают, решает свои проблемы:
- В
экономической сфере. Это необходимо
знать, так как производство товаров и
услуг оказывает влияние на основные стороны
социально-экономического развития общества,
направляет экономическое, промышленное,
технологическое развитие и влияя на степень
урбанизации общества, на модель занятости
и перераспределения богатства и бедности
в стране.
- В
политической сфере. Распределение
власти и сфер влияния оказывает значительное
воздействие на принятие решений в области
социальной политики и разработки социальных
программ. Социальная работа нацелена
ни то, чтобы простые люди были в большей
степени полномочны определять свою судьбу
и удовлетворять социальные потребности.
А это требует знаний о процесс принятия
решений на государственном уровне и в
других политических организациях, действующих
в стране.
- В
культурной сфере. Система ценностей
и ориентиров, включая господствующую
религию или религии, а также создание
уникальных условий для развития этнических
меньшинств оказывает влияние на удовлетворение
культурных и социальных потребностей
людей, как представителей этнического
большинства, так и меньшинства.
- В
социальной сфере. Она определяет
экономические, культурные и политические
факторы во взаимоотношении людей, включая
социальные институты, социальное расслоение
общества, роль различных объединений
в формировании отношения к различным
категориям и группам населения, различающимся
по своей классовой, социальной, этнической,
гендерной и возрастной основе.
Региональные
и общенациональные традиции так
же оказывают влияние на формирование
социальных условий общества. Социальная
работа способствует изменению условий
жизни в обществе, анализ современного
уровня состояния социальной работы
позволяет исследователям2 сделать
вывод, что они имеет пять аспектов:
- Географический
аспект - вся деятельность осуществляется
в рамках определенных границ: учреждения,
страны, региона, муниципалитета.
- Политический
аспект – поскольку каждая страна
имеет свою политическую систему, которая
определяет условия осуществления практической
деятельности независимо от того, является
она либеральной или репрессивной, социалистической,
социал-демократической или капиталистической.
- Социально-экономический
аспект – так как основными чаяниями
человека являются надлежащие условия
жизни, доступ к трудовой деятельности,
системам здравоохранения и образования,
к системам социального обеспечения и
социального обслуживания. Социальное
согласие в любой группе или стране зависит
в значительной степени от справедливого
распределения имеющихся ресурсов.
- Культурный
аспект – несмотря на различие традиций,
убеждений, чаяний и культур отдельных
лиц, семей, групп, общин и стран должны
уважаться, хотя и без ущерба для развития
определенных традиций убеждений. Без
этого будет сохраняться дискриминация,
наносящая ущерб государству.
- Духовный
аспект - в любом обществе, где проводится
социальная работа, действует своя система
ценностей. С точки зрения социальной
работы, в процессе работы с конкретным
человеком (в группе лиц и т.д.), также развития
системы ценностей самих социальных работников
очень важно принимать во внимание духовный
мир, ценности, идеалы, этику тех, с кем
работают социальные работники.
- Субъект
социальной работы.
Как
любой другой вид профессиональной
деятельности, социальная работа имеет
свои объекты и субъекты. Субъектами
социальной работы, то есть теми кто
ее осуществляет, выступают люди и
социальные институты выполняющими
функцию социальной защиты. В качестве
субъекта социальной работы принято
выделять:
- Профессиональных
и непрофессиональных социальных работников;
- Учреждения
и организации социальной защиты населения;
- Общественные
и благотворительные организации;
- Государство.
Более
подробно в нашем курсе мы рассмотрим
особенности социального работника
как субъекта социальной работы. Работник
социальной службы – лицо, непосредственно
оказывающее либо организующие помощь
клиентам социальной службы и состоящее
в штате социальной службы. Социальный
работник – лицо, окончившее среднее специальное
учебное заведение по профилю социальной
работы. Специалист
по социальной работе – лицо, окончившее
высшее учебное заведение по профилю социальной
работы. Специальность введена Постановлением
Государственного комитета СССР по труду
и социальным вопросам «О дополнении Квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих» от 23 апреля
1991 г. № 92. В соответствии с должностными
обязанностями специалист по социальной
работе обязан:
- Выявляет
на предприятии, в курируемом микрорайоне,
семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской,
юридической, психолого-педагогической,
материальной и иной помощи, охране нравственного,
физического и психического здоровья,
и осуществлять их патронаж;
- Устанавливает
причины возникших у них трудностей, конфликтных
ситуаций, в том числе и по месту работы,
учебы и т.д., оказывает им содействие в
их разрешении и социальную защиту;
- Содействует
интеграции деятельности различных государственных
и общественных организаций и учреждений
по оказанию необходимой социально-экономической
помощи населению;
- Проводит
среди населения работу о пропаганде здорового
образа жизни, планированию семьи, соблюдению
санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной
защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного
травматизма, правонарушений;
- Оказывает
помощь в семейном воспитании, проводит
индивидуальные психолого-педагогические
и юридические консультации по вопросам
семьи и брака, воспитания детей, в трудоустройстве
несовершеннолетних, заключении трудовых
договоров о работе на дому женщинам, имеющих
несовершеннолетних детей, инвалидам,
пенсионерам;
- Проводит
индивидуальную воспитательную работу,
оказывает необходимую помощь несовершеннолетним
и другим лицам с асоциальным поведением,
а также испытывающим негативное воздействие
социального окружения по месту жительства,
учебы, работы;
- Выявляет
и оказывает содействие детям и взрослым,
нуждающимся в опеке и попечительстве,
устройстве в лечебные и учебно-воспитательные
учреждения, получении материальной, социально-бытовой
и иной помощи;
- Представляет
в соответствующие органы материалы и
документы для предъявления иска о лишении
родительских прав, оформления усыновления,
опеки, попечительства;
- Организует
общественную защиту несовершеннолетних
правонарушителей, в необходимых случаях
выступает в качестве их общественного
защитника в суде;
- Участвует
в работе по созданию центров социальной
помощи семье, усыновления, попечительства
и опеки, социальной реабилитации, приютов,
молодежных, подростковых, детских и семейных
центров, клубов и ассоциаций, объединений
по интересам и т.п.;
- Организует
и координирует работу по социальной адаптации
и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений и мест
лишения свободы.
В
настоящее время осуществляется
активная подготовка специалистов социальной
работы, происходит расширение сети высших
учебных заведение готовящих
специалистов социальной работы, происходят
качественные изменения во внутренней
структуре подготовки: оформляются
учебные, научно-исследовательские, методические
подразделения, центры и лаборатории.
По
мнению исследователей3 любой вид
социальной практики имеет два уровня:
макро- и микро- социальная работа.
Макропрактика
– это профессиональная деятельность
социальных работников по организации
и управлению, предпринимаемая с целью
произвести изменения структурного или
институционального характера. Этот вид
деятельности включает в себя все стороны
жизнедеятельности сообщества, социальное
планирование, разработку политики и ее
анализ, административное управление
текущей работой, разработку программ,
сотрудничество с другими организациями.
Микропрактика
– это работа на индивидуальном уровне
или уровне малой группы. Конечно, выделенные
уровни находятся в России еще в стадии
становления, но, тем не менее, уже сегодня
можно говорить об их строгой дифференциации.
В
каждой профессии существуют специальность
и специализация. Например, профессия
врача включает множество специализаций:
гинеколог, педиатр, хирург и т.д. Профессия
социального работника одна из самых
молодых в нашей стране и в
мире. Спектр специализаций профессии
социальный работник варьируется от
государства к государству, кроме
того, он подвергается изменению от
уровня развития демократической системы
общества. Разнообразие специализаций
социальной работы отвечает существующей
системе социальной политики и соответствует
требованиям социокультурного контекста.
Различия в социальной политики государств
очень важны, так в некоторых
странах (например, в России) социальные
работники в основном заняты в
сферах социального обеcпечения и образования,
в Швеции в сфере социальной защиты и здравоохранения,
в Ирландии социальные работники относятся
к сфере здравоохранения. В странах Европы,
США, Канады и Скандинавии социальная
работа рассматривается как:
- Организация
личностной службы помощи людям;
- Связующее
звено между теми, кому надо помочь, и государственным
аппаратом, а также законодательством.
Так,
например, в Швеции выделяют два
основных направления социальной работы: