Поведение в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций
1.3 Конфликты в классном коллективе
Вывод
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

Также мы разработали общие рекомендации, по решению конфликтной ситуации, они могут быть сведены к следующему.

1. Признать существование  конфликта, т.е.  признать наличие  противоположных  целей, методов  у оппонентов, определить  самих этих участников. Практически эти  вопросы не так  просто решить, бывает  достаточно сложно  сознаться и заявить  вслух, что ты  находишься в состоянии  конфликта с детьми  по какому-то вопросу.  Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность  переговоров. После  признания наличия  конфликта и невозможности  его решить «с  ходу» целесообразно  договориться о  возможности проведения  переговоров и  уточнить, каких именно  переговоров: с  посредником или  без него и кто  может быть посредником,  равно устраивающим  обе стороны.

3. Согласовать процедуру  переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет  конфликта. Основная  проблема состоит  в том, чтобы  определить в совместно  используемых терминах, что является предметом  конфликта, а что  нет. На этом  этапе вырабатываются  совместные подходы  к проблеме, выявляются  позиции сторон, определяются  точки наибольшего  разногласия и  точки возможного  сближения позиций.

5. Разработать варианты  решений. Стороны  при совместной  работе предлагают  несколько вариантов  решений с расчетом  затрат по каждому  из них, с учетом  возможных последствий.

6. Принять согласованное  решение. После  рассмотрения ряда  возможных вариантов,  при взаимном обсуждении  и при условии,  что стороны приходят  к соглашению, целесообразно  это общее решение  представить в  письменном виде: коммюнике, резолюции.  В особо сложных  или ответственных  случаях письменные  документы составляются  после каждого  этапа переговоров.

7. Реализовать принятое  решение на практике. Если процесс совместных  действий заканчивается  только принятием  проработанного и  согласованного решения,  а дальше ничего  не происходит  и не меняется, то такое положение  может явиться  детонатором других, более сильных  и продолжительных  конфликтов. Причины,  вызвавшие первый  конфликт, не исчезли,  а только усилились  невыполненными обещаниями. Повторные переговоры  будут намного  сложнее. Как метод  решения конфликтов, переговоры, представляющие  собой набор тактических  приемов, направленных  на поиск взаимоприемлемых  решений, широко  используется на  определенных этапах  его развития. На  некоторых из них  переговоры могут  быть не приняты,  так как еще  рано, а на других  будет уже поздно  их начинать.

Этапы развития конфликта:

напряженность несогласие – переговоры проводить рано, еще  не все составляющие конфликта определились;

соперничество, враждебность – переговоры рациональны;

агрессивность – переговоры с  участием третьей  стороны;

насилие военные действия – переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия.

Вывод.

Проблема конфликта  межличностного или группового всегда актуальна. Ведь с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным.

В итоге, что для  разрешения конфликта с наименьшими  негативными последствиями необходимо знать психические характеристики личности; необходимо уметь анализировать  конфликт. Также нужно помнить  о процедурах урегулирования конфликтов и приемах педагогического воздействия  для разрешения конфликтной ситуации.

Понимание причин возникновения  конфликтов и успешное использование  механизмов управления ими возможны только при наличии знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

Для того, чтобы конфликтная  ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации.

В ходе курсовой работы были определены сущность понятия конфликта, его структура, функций; изучены  возможные конфликтные ситуаций в классном коллективе и их причины; рассмотрены и определены пути разрешения конфликтов в классном коллективе.

Также проведена  диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе.

Таким образом, поставленная цель достигнута, посредством решения  задач. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены виды конфликтов и стратегии  поведения в конфликте. В соответствии с  этим допускается  выработать несколько  выводов.

Конфликты возникают практически  во всех сферах человеческой жизни. Они могут  быть скрытыми или  явными, но в основе их постоянно лежит  недостаток согласия.

Главную значимость в возникновении  конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

В процессе конфликтного взаимодействия его  участники получают реальность выражать разные мнения, раскрывать больше альтернатив  при принятии решения, и собственно в  этом заключается  главный действующий  смысл конфликта.

Существует  несколько типов  конфликтов, каждый из которых обладает своими особенностями: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Существует  пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых  лежит система, называемая методом Томаса-Килмен.

За  основу здесь берется  степень ориентации участников ситуации на свои собственные  интересы и интересы партнера, при этом выделяется пять основных тактик или стилей поведения. Это: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

Это лишь подчеркивает значимость умения управлять  конфликтными ситуациями. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В.И.  Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. – 1995. – 138с.

2. Андреев, В.И.  Основы педагогической конфликтологии/ В.И. Андреев/. М.: Просвещение. – 1995. – 67с.

3. Андреева, Г.М. Социальная  психология/ Г.М. Андреева/. М.: Просвещение.  – 1990. – 196с.

4. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов/. М.: ЮНИТИ. – 1999. – 551с.

5. Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова/. М.: Просвещение. – 1974. – 231с.

6. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев/. М.: Аграф. – 1986. – С18-26.

7. Васильев, Ю.В. Педагогическое  управление в школе/ Ю.В. Васильев/. М.: Омега. – 1990. – 201с.

8. Воробьева, Л.И.  Неосознанные причины конфликтного  поведения // Конфликты в школьном  возрасте: пути их преодоления  и предупреждения/ Л.И. Воробьёва/. М.: Просвещение. – 1986. – С104-111.

9. Донцов, А.И., Полозова  Т.А. Проблемы конфликта в западной  социальной психологии // Психологический  журнал, 3980/. – т.1 №6. – С119-133.

10. Ершов, А.А. Внутригрупповые  конфликты // Общение как предмет  теоретических и прекладных исследований/ А.А. Ершов/. Л.: Магма. – 1973. – С59-60.

11. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»)/ Д.П. Зеркин/. Ростов-н/Д.: Феникс. – 1998. – 480с.

12. Потанин, Г.М., Сахаров,  А.И. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления/  Г.М.Потанин, А.И.Сахаров/. М.: Просвещение. – 1986. – 114с.

13. Потанин, Г.М., Сахаров,  А.И. Конфликты: сущность и преодоление/  Г.М.Потанин, А.И.Сахаров/. М.: Просвещение. – 1990. – 211с.

14. Крогиус, Н.В. К психологии конфликтной деятельности //Искусственный интеллект и психология/ Н.В.Крогиус/. М.: Флинта. – 1976. – С270-298.

15. Левитов, Н.Д.  Психологические особенности подростков/ Н.Д. Левитов/. М.: Просвещение. –  1990. – С39-54.

16. Ломов, Б.Ф. Проблема  общения в психологии/ Б.Ф. Ломов/. М.: Просвещение. – 1981. – С3-23.

17. Первышева, Е.В. Межличностные конфликты как фактор социализации подростков. Дис. канд. психол. Наук/ Е.В. Первышева/. М.: Просвещение. – 1989. – 45с.

18. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив./ А.В. Петровский/. М.: Просвещение. – 1982. – 137с.

19. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А.А. Рояк/. М.: Просвещение. – 1988. – 74с.

20. Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие/ А.Б.Белинская/. М.: Прометей. – 2000. – 212с.

Информация о работе Поведение в конфликтной ситуации