Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:24, контрольная работа
В общем виде управление следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
Введение.
В общем виде управление следует представлять,
как умение добиваться поставленных целей,
используя труд, мотивы поведения и интеллект
людей. Речь идет о целенаправленном воздействии
на людей с целью превращения неорганизованных
элементов в эффективную и производительную
силу. Другими словами, управление - это
человеческие возможности, с помощью которых
лидеры используют ресурсы для достижения
стратегических и тактических целей организации.
В экономике формируются, функционируют
и развиваются различные объекты, как
государственного социального управления,
так и менеджмента горизонтальных рыночных
структур. Частная, негосударственная
и смешанная собственность являются объектами
управления горизонтальных рыночных структур.
Следовательно, управление - это координация
усилий коллектива людей для достижения
определенных целей.
Повышение интереса к управлению говорит
о значительных социальных и экономических
переменах, произошедших в обществе.
"Управление - это особый вид деятельности,
превращающий неорганизованную толпу
в эффективную целенаправленную и производительную
группу. Управление как таковое является
и стимулирующим элементом социальных
изменений, и примером значительных социальных
перемен" (Питер Друкер).
Управление выполняет функцию предпринимателя,
направляя мышление и ресурсы туда, где
они дадут наибольшие результаты, наибольший
вклад в общественное благо.
Управление представляет собой специфический
вид трудовой деятельности. Оно выделилось
в особую разновидность труда вместе с
кооперацией и разделением труда. В условиях
кооперации каждый производитель выполняет
только часть общей работы, поэтому для
достижения общего результата требуются
усилия по соединению, согласованию деятельности
всех участников совместного трудового
процесса. Управление устанавливает согласованность
между индивидуальными работами и выполняет
общие функции, вытекающие из движения
организации в целом. В этом качестве управление
устанавливает.
Значение дисциплины социальное управление заключается в следующем:
В обществе, наконец, происходит осознание того факта, что его стабильность возможна только при наличии большого слоя среднего класса, что не может быть десятикратной разницы в доходах самых богатых и самых бедных.
1. Управление как
особый вид деятельности, его
специфика
Для того, чтобы организация
могла добиться своих целей, eё задачи
должны быть скоординированы. Поэтому
управление является существенно важной
деятельностью для организации. Оно представляет
собой неотъемлемую часть любой человеческой
деятельности, которая в той или иной степени
нуждается в координации. В управлении
нуждается не только производство, но
и государства, города и территории, отрасли,
больницы и университеты, церкви и агентства
социального обеспечения.
Философы древности полагали, что причиной
бедственного положения общества, как
правило, является отсутствие должного
управления либо нарушение старшинства
между людьми.
Английское слово "менеджмент" происходит
от корня латинского слова "манус"
- рука; первоначально оно относилось к
сфере управления животными и означало
искусство управлять лошадьми. Позже это
слово перенес в сферу человеческой деятельности
и стало обозначать область науки и практики
управления людьми и организациями.
Таким образом, оказывается, что менеджмент
и управление - это практически игра в
дефиниции. Поэтому в переводной литературе
"менеджмент" и "управление"
определяются как слова-синонимы.
Вместе с тем следует отметить, что понятие
"менеджмент" имеет междисциплинарный
характер и семантика этого слова очень
сложна.
В Словаре иностранных слов "менеджмент"
переводится на русский язык как управление
производством и как совокупность принципов,
методов, средств и форм управления производством
с целью повышения эффективности производства
и его прибыльности.
В современной теории и практике под менеджментом
понимается процесс руководства (управления)
отдельным работником, рабочей группой
и организацией в целом. Практически все
известные зарубежные энциклопедии трактуют
понятие "менеджмент" как процесс
достижения целей организации руками
других людей. Субъектом этого процесса
является менеджер.
Управление - это интегрированный процесс
планирования, организации, координации,
мотивации и контроля, необходимый для
достижения целей организации.
Самой очевидной характеристикой организаций
является разделение труда. Как только
в организации происходит горизонтальное
и вертикальное разделение труда, появляется
необходимость в управлении.
Итак, в организации существуют две внутренние
органичные формы разделения труда. Первая
- это разделение труда на компоненты,
составляющие части общей деятельности,
т. е. горизонтальное разделение труда.
Второе, называемое вертикальным, отделяет
работу по координированию действий от
самих действий. Деятельность по координированию
работы других людей и составляет сущность
управления.
Управление рассматривается как вид деятельности
людей, направленный на достижение определенной
цели или целей. Менеджмент должен задавать
направление движения фирме, которой он
управляет. Он должен продумать миссию
фирмы, установить её цели и организовать
ресурсы для получения результатов, которые
фирма должна дать обществу.
Как специфическая область деятельности
и знаний, управление имеет собственные
базовые проблемы, свои специфические
подходы и трудности.
1.2.Роль потребностей и интересов в управлении.
Для понимания анатомии управления важным является понятие сознания. Но оно настолько обширно, что его сложно операционализировать, то есть представить в виде эмпирически измеримых показателей, которые можно использовать в конкретно-социологических исследованиях. Социологи ограничиваются изучением только тех его конкретных проявлений, которые представлены в виде потребностей, интересов, мотивов и ценностей, которые можно изучать социологическими эмпирическими методами. Впервые научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его деятельности дали представители школы поведенческих наук А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор и др. При анализе сознания с позиции социологии управления рассматриваются следующие проблемы:
- тип сознания лица, принимающего управленческое решение;
- причина попадания объекта
в поле зрения субъекта
- структура сознания объекта управления, на которые опирается субъект;
- управленческий эффект от воздействия на различные типы сознания.
Взаимодействие субъекта и объекта управления начинается задолго до его внешнего проявления и проходит ряд этапов, на каждом из которых глубинные структуры сознания определяют структуры следующего порядка. Такими структурными элементами сознания являются потребности, интересы, мотивы, ценности и стимулы. В потребностях человек выражает необходимость присвоения благоприятных условий или ограждения от неблагоприятных условий для воспроизводства самого себя как физиологического, психического и социального существа, так как они выражают естественную реакцию человека на всю совокупность условий его жизни. С точки зрения марксизма первичными являются материальные, в том числе физиологические потребности, вторичными - духовные потребности. Американский психолог А. Маслоу, основатель гуманистической психологии, в 1943 году опубликовал концепцию иерархического построении потребностей, в которой он разделил потребности на пять основных групп. Первичными, с точки зрения А. Маслоу, являются физиологические и экзистенциальные потребности, а социальные, престижные и духовные потребности - вторичными, социально приобретенными. Принцип иерархии заключается в том, что актуальными становятся потребности после того, как удовлетворены ниже стоящие потребности. Низшие потребности не зависят от высших и друг от друга, они присущи всем людям в одинаковой мере, а высшие - в разной степени. С социальной точки зрения средством дифференциации людей являются высшие потребности, которые формируют человека как личность, и чем выше потребность, тем значительнее роль самого человека в ее формировании. Только неудовлетворенная потребность активизирует деятельность человека, необходимую для ее удовлетворения. Знание структуры потребностей человека используется в управленческих целях. Так, с точки зрения авторитаризма, ограничение доступа к удовлетворению базовых потребностей делает людей более управляемыми. Формирование же человека как творческой личности, необходимой для создания и развития гражданского общества, возможно лишь при удовлетворении потребностей высокого порядка.
Потребности человека представляют собой биосоциальный феномен, они не всегда осознаваемы человеком. Осознанная потребность становится интересом. Осознанные потребности в виде интересов являются активной волевой установкой на реализацию жизненно важных целей. Интерес представляет собой единство объективной и субъективной сторон жизнедеятельности человека и проявлением его сущности. В структуре интересов выделяются рациональный, эмоциональный и поведенческий элементы. В зависимости от целей и задач исследования социологии выделяют различные группы интересов. Так, американский социолог А. Смол разделил все интересы на шесть групп: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота и справедливость. Параметрами социологического измерения могут стать степень осознания потребностей, чувства по поводу удовлетворения потребностей и интересов, готовность действовать в защиту своих интересов. Управление потребностями - это воздействие на условия, в которых формируются данные потребности. Цель управления интересами - изменение отношения человека к данным условиям. В российской управленческой мысли аналогичные взгляды отстаивали в еще начале ХХ века представители антитейлоризма и сторонники психофизиологического подхода.
Имея дело с человеческой субъективностью, специалисты в области социологии управления изучают вероятностные закономерности формирования потребностей, интересов, установок, зависящие от пола, возраста, социального статуса, вида деятельности и т.п.
Эффективно управлять можно,только понимая потребности и интересы.
Активность человека в
труде проявляется на двух уровнях:
физиологическом (элементарном) уровне
и психологическом, сознательном (высшем)
уровне. Активность деятельности и
поведение человека складываются в
зависимости от того, как удовлетворяются
его потребности. В связи с
этим все потребности разделяют
на первичные потребности и
Первичные потребности являются по своей природе биологическими и, как правило, врожденными генетически. Они выступают в качестве инстинктов, безусловных рефлексов,мотивов, побуждающих человека к действию инстинктивно.
Вторичные потребности по своей природе психологические и выступают на сознательном уровне в качестве интересов, желаний, мотивов, которые предполагают более или менее осознанную деятельность. Они вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, зависят от условий существования человека и формируют его духовный облик.
Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.
Многие потребности невозможно
непосредственно наблюдать или
измерить. Об их существовании можно
судить лишь по поведению людей. Когда
потребность ощущается
Исходным пунктом формирования
и развития потребностей человека является
общество, конкретно-историческая среда,
в которой протекает
На формирование потребностей
и интересов решающее влияние
оказывают экономические и
По принадлежности потребности-интересы разделяются на личные, групповые и общественные. Личность– часть общества. Поэтому общественные интересы определяют в значительной степени личные и влияют на поведение человека. Каждый член общества в силу различных причин и обстоятельств по-разному понимает и соотносит личные, коллективные и общественные интересы.
Потребность выражается в цели и сконцентрирована в ее достижении. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается человеком как средство удовлетворения его потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной или частично удовлетворенной, или неудовлетворенной. (Например, потребность в сложной,интересной работе.)
Степень удовлетворения потребности,
полученная при достижении поставленной
цели, влияет на поведение человека
в сходных обстоятельствах в
будущем. В общем случае люди стремятся
повторить то поведение, которое
у них ассоциируется с
Этот факт известен как закон результата. Если вы видите, что, поставив перед собой какую-то задачу, вы удовлетворяете свою потребность в содержательной и оплачиваемой работе, то вы будете и в будущем искать аналогичные задачи.
Поскольку потребности вызывают стремление к их удовлетворению, то руководитель должен создавать такие ситуации, которые позволили бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством такого поведения, которое приводит к достижению целей фирмы.
Но существует огромное количество
конкретных потребностей, специфика
удовлетворения которых для каждого
человека индивидуальна. Поэтому для
мотивации нет какого-то одного лучшего
способа. То, что оказывается пригодным
для мотивации одних людей,