Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 02:24, реферат
Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее — отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Здесь мы обнаруживаем отличие, дифференцирующее поселенческую структуру от других структур: люди, принадлежащие к разным этносам, разным классам,
Поселенческая структура
есть пространственная форма организации
общества. Это понятие выражает отношение
людей к территории их обитания, а еще
точнее — отношения людей
между собой в связи с их принадлежностью
к одному и тому же либо к разным типам
поселения (внутрисельские, внутригородские
и межпоселенческие отношения). Здесь
мы обнаруживаем отличие, дифференцирующее
поселенческую структуру от других структур:
люди, принадлежащие к разным этносам,
разным классам, разным возрастным и профессионально-
Комплекс знаний о поселенческой структуре общества чрезвычайно важен для глубокого понимания прошлой истории, современных процессов, прогнозирования будущего. Можно без преувеличения сказать, что история цивилизации в самой значительной степени была историей взаимоотношений между городом и деревней, двумя основополагающими поселенческими общностями. К. Маркс по этому поводу определился еще более резко в своем выводе о том, что вся экономическая история общества резюмируется в движении противоположности между городом и деревней[1].
Город.
Каждый из основных типов поселения — деревня и город — может быть правильно понят только в условиях соотносительного рассмотрения, при скрупулезном их сравнении друг с другом. При этом город может быть избран в качестве зеркала, в которое смотрится общество, чтобы понять, что оно приобрело и что потеряло в результате выделения городов из некогда абсолютно сельского социального пространства.
Вопрос о причинах появления городов до сих пор в исторической науке и социальной философии является дискуссионным или, скажем иначе, неоднозначно решаемым. И это несмотря на то, что данной проблемой в течение столетий занимались крупнейшие философы и историки (на Западе — Г. Гегель, Г. Maypep, Г. Белов, К. Бюхер, М. Вебер; в России — В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, НА.Рожков, М.Н.Тихомиров, Б.А. Рыбаков и др.). Основные конкурирующие между собой концепции возникновения городов можно свести к следующим:
- вотчинная теория, считающая, что города в Западной Европе возникают как центры крупных феодальных поместий. В отечественной историографии на этих позициях по сути дела стояли С.В. Бахрушин, П.И Лященко и др., видевшие в русских городах до XV в. лишь феодальные центры, которые только в XVI-XVII вв. превращаются в центры ремесла и торговли;
- общинная теория, согласно которой город вырастал из сельской общины на основе развития крестьянского ремесла, не связанного с крупными феодальными вотчинами. Как мы видим, общинная теория выводит возникновение городов из общественного разделения труда, отделения ремесла, а вместе с ним и торговли, от земледелия. В отечественной историографии таковы были позиции М.Н. Тихомирова («Древнерусские города», 1956) и Б.А. Рыбакова («Ремесло Древней Руси», 1949), пришедших в результате обобщения огромного фактического материала к выводу о высоком уровне развития ремесла на Руси уже в IX-XIII вв.
Особого мнения, но все же в русле концепции происхождения города из общественного разделения труда, придерживался В.О.Ключевский, правда, сильно преувеличивавший роль торговли в общественно-экономической жизни Киевской Руси;
- оборонная теория
возникновения городов как укрепленных
пунктов для защиты от внешнего нападения
(К. Бюхер, Г. Маурер,
М. Вебер);
- политико-правовая теория (Г. Гегель, Г. Белов, представители «государственной школы» в русской историографии) отдающая приоритет среди причин возникновения городов факторам политического и правового характера: города возникают, прежде всего, как территориально-управленческие центры. Такова, в частности, была позиция П.Н. Милюкова, считавшего, что древнерусские города были явлением, искусственно насажденным сверху. «Раньше, чем город стал нужен населению, — писал Милюков, — он понадобился правительству», в силу чего «городское население приходилось создавать насильно» [2].
Мы обязательно погрешим
против истины, если попытаемся решить
проблему возникновения города с
помощью одной из этих концепций,
начисто отвергая все другие. В
общем и целом процесс
Каковы же наиболее характерные черты, позволяющие городу дистанцироваться от другого основного типа поселения — села? Обычно среди этих черт называются следующие:
а) профессиональная занятость
населения преимущественно
б) преобладание такого рода занятий, которые позволяют иметь урегулированное рабочее время и, следовательно, определенный объем свободного времени;
в) качественно иной уровень
доступа к получению
г) большая по сравнению
с селянами миграционная подвижность,
что обусловлено целым
д) большая свобода в выборе микросреды (приятельского окружения, трудового коллектива), а также большая возможность в случае желания или необходимости изолироваться от нее;
е) большая политическая
активность, что объясняется большей
организованностью и
ж) специфическая и качественно,
и количественно городская
семья отличается от сельской меньшей
средней величиной и отпадением (либо
сужением) ряда функций, прежде всего,
хозяйственно-производственной.
Разумеется, демаркационная линия между городом и деревней в современных условиях оказывается довольно размытой. Разрыв между ними по всем указанным моментам в двадцатом веке значительно сократился, идет процесс идентификации образа жизни. Причем в нормальных общественных условиях сокращение разрыва достигается, прежде всего, за счет подтягивания деревни до уровня города, в экстремальных же — за счет деградации города.
Город и деревня в их взаимоотношениях.
Взаимоотношения между городом и деревней прошли большой исторический путь в своем развитии. Появление поселений с некоторыми признаками будущих городов (исследователи поздней первобытности называют их протогородами) означало возникновение различия между типами поселения. Тем самым была заложена основа для развитого противоречия между ними, связанная с тем, что горожане и селяне оказываются включенными в различные технологические способы производства. Отделение города от деревни обусловило формирование специфических сельского и ремесленно-городского образов жизни. В городе зачастую вместе с разделением труда разделялся и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает с прогрессирующим разделением труда, с все большим дистанцированием труда умственного от труда физического. В мануфактуре, а затем в индустрии рабочий все больше низводится до роли простого придатка к машине. Однако однобокое освещение городской, ремесленной среды и крестьянской жизни только с негативной стороны было бы неверным. Развитие аграрной культуры и ремесла вело к общему развитию труженика села и города, к появлению шедевров технического и градостроительного мастерства и достижений в скотоводстве и сельскохозяйственном производстве. Соответственно и различие культур носит взаимодополнительный характер, как и сам облик товаров производства села и города.
Впрочем, противоположность
между городом и деревней вырастает
не только из причин технологического
плана. На эту, можно сказать, технологическую
канву накладывается
Феномен противоположности между городом и деревней имеет и международный аспект, ибо продолжает существовать деление планетарного пространства на «мировой город» (условно: Север) и «мировую деревню» (условно: Юг). Пока эта противоположность сохраняется, международные отношения чреваты новыми катастрофами.
Урбанизация или рурализация?
Вся история цивилизации в интересующем нас сейчас аспекте может быть представлена как история урбанизации (от лат. urbanus — городской), т.е. как процесс возрастания роли городов, поглощения ими все большей доли народонаселения, приобщения даже тех, кто остается жить в деревне к материальным и духовным приобретениям городской культуры.
Если учесть то, о чем говорилось выше, объективная и субъективная подоплека процесса урбанизации становится легко объяснимой. С одной стороны, стремительный рост индустрии, который до самого последнего времени рассматривался как беспредельный по своим возможностям, с необходимостью поощрял миграцию в уже существующие города и в массовом масштабе превращал в крупные промышленные центры ранее безвестные села. С другой же стороны, действовал закон социального сравнения, причем селян привлекает в городе не какое-то одно из его реальных преимуществ, но превосходство города как среды обитания в целом. Бегством в город многие из них пытались приобщиться к городской культуре.
К тому же рост производительности
труда в сельском хозяйстве, повышение
урожайности в результате «зеленой
революции», индустриальная организация
животноводства и т.д. — все это
делало избыточной основную массу фермерства.
Даже искусственно сдерживаемое правительствами
индустриальных стран бегство из
села не отменяет того факта, что в
наши дни достаточно 2-4% населения
в сельской местности, чтобы обеспечить
все население страны сельскохозяйственной
продукцией. В этом плане, урбанизация
— объективный процесс
Однако урбанизация постепенно
высвечивала и негативные стороны
городской жизни: превышающие всякие
нормы загрязнения воздуха и
воды, сведение к минимуму «зеленого
пространства», превращение населения
города по мере роста его численности
и концентрированности в «толпу
одиноких» в отличие от характерных
для деревни тесных эмоционально-положительных
связей между односельчанами; взлет
нервно-психических и сердечно-
Но что это означает? И, прежде всего: означает ли это, что процесс урбанизации однозначно сменится противоположным ему по направленности процессом рурализации (от лат. rural — сельский, деревенский)?
Конечно, речь не может идти о рурализации в полном смысле слова. Во-первых, подобная рурализация означала бы свертывание большинства индустриальных отраслей и возвращение массы трудоспособного населения к сельскохозяйственному труду, что вряд ли реально и прогрессивно. Во-вторых, подобная рурализация перечеркнула бы все то позитивное, что нес и несет в себе город.
Данный вопрос не может
решаться по принципу «или-или», или
урбанизация или рурализация. Если
в процессы, как это не раз было в прошлой
истории человечества, не вмешается политический
и экономический субъективизм, результатом
их явится синтез всего позитивного, что
заложено в каждом из типов поселения.
Уже сейчас, хотя синтез этот осязается
только в зародыше, можно обнаружить его
основные направления и тенденции: а) использование
рекреационных возможностей сельской
местности для краткосрочного (ночного
и в конце недели) и долгосрочного (во время
отпуска) отдыха горожан и их лечения;
б) подключение горожан к сельскохозяйственному
труду на собственных земельных участках,
дачах; в) перенос из города многих учебных
заведений; г) дальнейшая урбанизация
— в оптимальном варианте — хозяйственной
деятельности и социальной инфраструктуры
в сохраняющихся сельских поселениях.