Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:55, доклад
Большинство социологических исследований носит не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.
Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное исследование, хотя требует более изощренной методики и техники.
Вступ
Понятия та сущность выборки
Выборка в количественном и качественном исследованиях
Заключение
Использованная литература
Если
основа выборки включает список единиц
отбора, то структура выборки
Структура выборки — процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.
Если в генеральной совокупности, например, 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции трех возрастов. К возрастам могут добавиться классы, пол, национальности и т.д. Для каждого признака устанавливаются процентные пропорции в генеральной и выборочной совокупностях. Расхождение структуры двух совокупностей ведет к ошибке репрезентативности. Таким образом, структура выборки — процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.
Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает о том, какое их количество попало сюда.
В
программе эмпирического
Составление выборки — процесс выбора единиц (людей, организаций и т.п.) из интересующей социолога генеральной совокупности с таким условием, чтобы, проведя свое исследование, ученый мог обобщить полученные результаты снова на всю генеральную совокупность, из которой осуществлялась выборка.
Составление
выборки — очень сложная
Высшей пробой профессионально выполненной работы служит то обстоятельство, что социолог из одной и той же генеральной совокупности может сделать две или три выборки, которые, будучи разными по составу респондентов, дают одинаковые статистические распределения ответов. Если в первой выборке от 60 до 70% респондентов не удовлетворены трудом, то и в трех других процент неудовлетворенных должен быть таким же. Если это так, то вы сделали правильную выборку.
В
практике эмпирических исследований широко
употребляется понятие целевой выборки.
Целевые выборки — группы физических
или юридических лиц, отвечающие одному
или нескольким определенным критериям,
устанавливаемым ученым при организации
исследования. Респонденты в целевую группу
отбираются на основании фильтрующих
вопросов, которые и позволяют определить
соответствие этим критериям. Например,
при исследованиях среди населения критерием
отбора в целевую выборку может являться
уровень доходов свыше 5 тыс. руб., использование
компьютера не реже трех раз в неделю,
наличие дома бытовой техники определенной
марки. Критерии отбора зависят от задач
исследования.
2.Выборка в количественном и качественном исследованиях
Выборка в количественном и качественном исследованиях строится на противоположных принципах. В первом случае она является статистической и основана на поиске гомогенной группы респондентов, совпадающих по главным признакам (например, возраст, пол, класс). Во втором случае стремятся найти непохожих людей, сделать группу респондентов гетерогенной; выбор нового респондента, объекта или ситуации происходит по принципу их противоположности и вариативности. Избегая однородности (гомогенности) выборочной совокупности, ученые таким способом стараются отразить как можно больше аспектов изучаемого явления, осветить его с разных сторон, добиваясь комплексного и всестороннего изучения. Выборка в качественном исследовании называется теоретической.
Численность выборочной совокупности варьируется здесь в диапазоне от 20 до 50 единиц. Строгих количественных параметров не существует — они зависят от задач исследования. Правда, негласно социологи используют определенный верхний предел — порог насыщения, который достигается, когда каждое последующее интервью не привносит в изучаемое явление никакого разнообразия, но лишь повторяет данные предыдущих интервью.
Это
не только порог насыщения, но и точка
расхождения двух стратегий. Представители
количественной методологии радуются
тому моменту, когда каждое последующее
интервью начинает повторять предыдущее.
С этой точки открываются захватывающие
перспективы, как вид из окна, — социолог
предчувствует появление тенденции, а
возможно, и статистической закономерности.
А вот его сопернику тенденции и статистика
не нужны. Он ищет несхожесть, разнообразие,
не повторяемость.[1]
Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.
Выборка
должна учитывать взаимосвязи и
взаимообусловленности
Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.
На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.
Репрезентативность
(представительность) - свойство выборки
отражать характеристики генеральной
совокупности.
Использованая литература
1.
Добреньков В.И.,Кравченко А.И.
2.http://edsociolog.ru/
Информация о работе Поняття та сутність вибірки в соціологічному дослідженні