Понятийно - категориальный аппарат теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: теория социальной работы.
Предмет исследования: понятийно - категориальный аппарат теории социальной работы.
Цель исследования: определить сущность и содержание понятийно - категориального аппарата теории социальной работы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть историю развития теорий социальной работы;
2. Выявить структуру и уровни социальной работы;
3. Исследовать понятийно-категориальный аппарат социальной работы.

Содержание

Введение 3
§1. История развития теорий социальной работы 5
§2. Структура и уровни социальной работы 9
§3. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы 14
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Понятийно - категориальный аппарат теории социальной работы.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Титульный лист 
 
 

 

Содержание 
 
 

 

Введение

     Осуществление радикальных реформ в экономике  и политической жизни, социальной и  культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.

     Социальная  работа это специфический вид  профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

       «Теория социальной работы» в  контексте обучения будущих профессионалов  в области социальной работы  выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.

     Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека — помогающего и человека — нуждающегося в поддержке, различных видах помощи.

     В системе подготовки специалиста  курс «Теория социальной работы»  выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и  в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем рассмотрена более глубоко и подробно.

     Объект исследования: теория социальной работы.

     Предмет исследования: понятийно - категориальный аппарат теории социальной работы.

     Цель  исследования: определить сущность и содержание понятийно - категориального аппарата теории социальной работы.

     Задачи  исследования:

     1. Раскрыть историю развития теорий социальной работы;

     2. Выявить структуру и уровни социальной работы;

     3. Исследовать понятийно-категориальный аппарат социальной работы.

     .

     . 

 

§1. История развития теорий социальной работы

     Многообразие  научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов — организуются в теории, на которые опирается любая наука.

     Поскольку все современные науки выросли из философии, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-этические основы бытия человека.

     В 1915 году Мэри Ричмонд в своей работе «Научная социальная работа» предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию морально-терапевтической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительности. Изучение благотворительности, социальной помощи нуждающимся и сейчас является источником научного осмысления социальной работы. [2]

     В 20 — 30-е годы психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей выдвинули  на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Это позволило некоторым видным специалистам на Западе утверждать, что психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма и неофрейдизм, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержание жизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.

     В 50-е годы развивается валеологическая  теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей. [3]

     Примерно  в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.

     В середине XX века нарастает влияние  марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея — преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, устроенных на принципе социальной справедливости – «свободное развитие каждого, есть условие свободного развития всех», что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.

     К началу 90-х годов в научной  литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кризисов.

     Условно теоретические модели социальной работы объединяют в четыре группы: психолого-ориентированные; социолого-ориентированные; социально-педагогические; комплексные, междисциплинарные: [7]

  • Психолого-ориентированные модели опираются преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса и развития человека.
  • Социолого-ориентированные модели опираются на познание закономерностей социального развития, структурирование общества, взаимодействие его социальных институтов.
  • Социально-педагогические модели опираются на использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности.
  • Комплексные модели ориентируются на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существ.
 

     Вывод:

     Таким образом, социальная работа – это  деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств, управления и цели.

     Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны – поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.

 

§2.  Структура и уровни социальной работы

     Функции социальной работы определяют и ее структуру, и уровни.

     Структура социальной работы — это ее компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов  и потребностей людей.

     Напомним, что под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, цели и функции.

     Последовательность  перечисленных компонентов не является случайной: любая деятельность совершается  в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику социальной работы, как уже говорилось, правомерно начинать с объекта.

     Все основные компоненты тесно связаны  между собой. Имея различное (в определенном смысле) содержание, только в совокупности они дают органичное понимание социальной работы. [7]

     Кроме того, мы можем выделить как бы два  аспекта социальной работы: решение  повседневных, неотложных проблем клиента  и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т.д.).

     Оба аспекта социальной работы связаны (и обусловлены) социальной политикой  государства, основными направлениями, ориентирами развития общества.

     Следующий структурный срез социальной работы предопределяется ее универсальным, интегрированным  характером как специфическим видом  человеческой деятельности. Речь идет об основных направлениях (видах) социальной работы: социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др. (направления (виды) социальной работы будут рассмотрены в других главах).

     Как универсальный, интегрированный вид  деятельности социальная работа может  быть структурно представлена ее специализациями, сформулированными в соответствующих  решениях УМО вузов Российской Федерации по образованию в области социальной работы, решениях Министерства образования, Государственном образовательном стандарте.

     В то же время вопрос о специализациях в области социальной работы вызывает дискуссии и до конца еще не решен. Подтверждением этому является определение числа специализаций от 20 до 50 и более.

     Вероятно, в принципе можно выделить специализации  с учетом различных аспектов, видов, объектов и т.д. социальной работы [8]:

     - с учетом универсального, междисциплинного  характера: социальноэкономическая, социально-правовая, социально-педагогическая, социально-психологическая работа, социально-медицинская поддержка и защита населения и др. Эти специализации могут быть дифференцированы применительно к разным группам населения;

     - с учетом работы с обществом в целом или теми или иными клиентами (индивиды, семьи, группы);

     - с учетом сфер общественной  жизни, различных социальных институции: общества, места проживания и  т.д.: социальная работа в сфере  материального производства; в сфере  науки, образования, здравоохранения; в организациях, учреждениях и службах сервиса; в городской и сельской местности; в социально-этнической среде; в пенитенциарных учреждениях; в силовых структурах общества и т.д.;

     - с учетом преобладания в ней  профессиональных и непрофессиональных начал. Профессиональный вид деятельности определяется:

     1) производственно-технологическим разделением  труда и его функциональным  содержанием; 

     2) совокупностью знаний, навыков и  умений, полученных в результате  обучения и практической деятельности;

     3) систематической работой в данной, конкретной области.

       Ясно, что социальная работа (как  и другие виды деятельности) не  может стать сразу профессиональной. Считается, что такой характер  она приобрела только в XX в., причем, как уже упоминалось, в  разных странах в разное время. [1]

     Как практический вид помощи, поддержки  социальная работа, естественно, существовала всегда, с самого начала возникновения  человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его  развития. На протяжении многих веков и в России, и в других странах она, в частности, носила характер благотворительности и милосердия.

Информация о работе Понятийно - категориальный аппарат теории социальной работы