Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:10, доклад
Основныые подходы к анализу развития образования, его цели, задачи и принципы. Главные функции образования в современном обществе.
Образование
- по законодательству
РФ - целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества,
государства, сопровождающийся констатацией
достижения обучающимся гражданином установленных
государством образовательных уровней
(образовательных цензов). Уровень общего
и специального образования обуславливается
требованиями производства, состоянием
науки, техники и культуры, а также общественными
отношениями. [7]
Образование - в экономическом смысле
- отрасль экономики, объединяющая учреждения
и предприятия, занятые обучением, воспитанием,
передачей знаний, выпуском учебной литературы,
подготовкой учительских кадров.
Образование - социальный институт,
выполняющий функции подготовки и включения
индивида в различные сферы жизнедеятельности
общества, приобщения его к культуре данного
общества.
Образование - один из самых сложных институтов
социализации. Именно через образование
общество обеспечивает свое развитие.
Существуют несколько подходов к анализу
развития образования:
1) В основу первого подхода положена цель
образования, которая формулировалась
как нормативный идеал образованного
человека в обществе. Эта отрасль проникает
во все сферы жизни, но всегда встроено
в соответствующую историческую эпоху.
2) Второй подход предполагает, что в основе
развития образования лежит тип культуры.
Сторонники этого подхода - Мид, Саймон,
Кумбс, Ильин. Они утверждают, что развитие
цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих
типов, в соответствии с чем меняется образование,
как транслятор культуры. Выделяют три
типа культуры:
а) постфигуративный. Доминирует культура
традиций, обычаев, повседневной практики,
когда в качестве субъекта образования
выступает естественное социальное окружение.
Человек обучается в процессе повседневной
трудовой деятельности. Знание не отделено
от носителя.
б) фигуративный тип. Культура традиций
уступает место культуре рациональных
знаний, норм, ценностей, законов. Образование
становится массовым и оторванным от источника
знания. Основная задача - сформировать
человека знающего. Появление книжной
культуры. На этой стадии находится наше
общество)
в) префигуративная культура - постиндустриальная.
Ведущей становится технология производства
знания. Это культура пока только предполагается.
Нормативный идеал - человек, генерирующий
знания, умеющий самостоятельно ориентироваться
в потоках информации.)
3) Особенность личностного подхода заключается
в его экзистенциальном характере (Кант,
Хайдеггер). Образование - деятельность
общества, направленная на развитие в
каждом индивиде всего того совершенства,
на которое он способен. Цель образования
- приблизить человека к совершенству
собственной природы, помочь ему самореализоваться.
Образование - создание образов, схем,
с помощью которых человек стратифицирует
пространство вокруг себя. Личности необходимы
такие знания, которые позволяют ей быть
социально адаптированной и именно образование
обеспечивает знание, необходимых для
адаптации. Но каждый человек стремится
достичь определенных высот, самореализоваться
и в этом случае он предъявляет свои требования
к обществу через образование
4) В основе институционального подхода
лежат этапы институционализации системы
образования. В качестве доминанта выделяется
нормативный, государственно детерминированный
характер образования (Дюркгейм, Манкгейм).
Образование рассматривается как система
целенаправленного воздействия на подрастающее
поколение с целью его адаптации к потребностям
общества. Содержание образования определяется
в соответствии с потребностями государства.
К этому подходу тяготеет отечественная
система образования.
Цели образования
Традиционно цели образования определяются
как формирование у обучаемого знаний,
навыков и умений, приобщения человека
к культуре, подготовка его к труду. В контексте
гуманистической парадигмы, опирающейся
на развивающий подход, в целях образования
приоритетное место занимает раскрытие
индивидуального творческого потенциала
личности. В реформируемой школе доминанта
переносится с образования и обучения
на воспитание, способное сформировать
личность, экзистенциальные ценности
которой отвечают жизненным потребностям
нового времени. При этом под воспитанием
понимается создание таких условий, которые
способны обеспечить раскрытие задатков
и способностей личности обучаемого. Воспитание
личности осуществляется тогда, когда
происходит осознание им экзистенциальной
задачи освоения и овладения сложностью
собственного бытия. Таким образом, и цели
образования, как процесса раскрытия индивидуальных
задатков и способностей личности - исключительно
сложны и многогранны. Следует рассматривать
два уровня целей образования: по отношению
к обучаемому, и по отношению к учебному
заведению, образовательной системе. Важнейшей
целью функционирования образовательных
систем является подготовка носителей
социальных функций, способных обслуживать
современное производство. В спектре ведущих
целей образования по отношению к личности
обучаемого следует выделить:
· раскрытие индивидуальных задатков
личности;
· приобщение обучаемого к мировой и национальной
культуре через освоение систематизированных
основ наук и искусств;
· ценностное воспитание и развитие мировоззрения
как системы ценностных ориентации и взглядов
на мир, место человека в нем;
· физическое и валеологическое воспитание;
· общая и профессиональная подготовка
к трудовой деятельности;
· выведение личности на уровень самовоспитания
и саморазвития, восприятия учебной и
профессиональной деятельности как творчества
и основы моральной, нравственной свободы.
В контексте гуманистической парадигмы
образования задачи научного образования,
профессиональной подготовки по отношению
к цели развития личности должны рассматриваться
как средство, обеспечивающее достижение
последней.
Функции образования
1. Трансляция и распространение культуры
в обществе – наиболее существенная из
функций образования. Она заключается
в том, что посредством института образования
происходит передача от поколению к поколению
ценностей культуры, понимаемых в самом
широком смысле этого слова (научных знаний,
достижений в области культуры, моральных
ценностей и норм, правил поведения, опыта
и навыков присущих различным профессиям).
2. Формирование у молодого поколения установок,
ценностных ориентиров, жизненных идеалов,
господствующих в данном обществе.
3. Социальная селекция - одна из важнейших
функций института образования. Структура
образовательного процесса устроена таким
образом, что она дает возможность уже
на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся:
4. Социальное и культурное изменения являются
прерогативой современного института
образования. Эта функция реализуется
двумя взаимосвязанными способами:
во-первых, в процессе научных исследований,
научных достижений и открытий, которые
проводятся в стенах вузов;
во-вторых, институту образования присуща
специализация различных видов педагогической
деятельности. Здесь, как и в любой формальной
организации, существует возможность
для профессиональной карьеры. Специализация
преподавательской деятельности позволяет
осуществлять образовательный процесс
с высокой степенью профессионализма
и компетентности.
Третий момент, сближающий образование
с формальной организацией сложного типа,
заключается в стандартизации учебного
процесса.
Задачи образования
включают:
- реализацию потребностей каждого человека
в образовательной сфере, постоянное повышение
образовательного уровня населения страны;
- приведение системы воспитания и обучения
населения в соответствие с образовательными
потребностями личности, общества и государства,
нормами отечественного и международного
права;
- подготовку новых поколений граждан
к жизнедеятельности в условиях современного
демократического общества, его социокультурных,
научных и технологических достижений;
- социальную интеграцию различных групп
общества независимо от их этнической
принадлежности, психического и физического
здоровья, доходов, религиозных и политических
убеждений;
- обеспечение равных стартовых возможностей
россиян в сфере образования;
- формирование и развитие единого образовательного
пространства России на федеральном и
мировом уровнях.
К принципам образования
относятся:
- демократизм, свобода и плюрализм образовательной
сферы;
- гуманизм и приоритет общечеловеческих
ценностей в процессах обучения и воспитания;
- мобильность образовательной системы,
научная обоснованность, индивидуальность
и вариативность ее технологий;
- непрерывность образования и его адаптивность
к динамично изменяющимся условиям жизни
и потребностям общества;
- преемственность и культуросообразность
процессов обучения и воспитания;
- автономность образовательных учреждений;
- адресность и доступность образовательных
услуг;
- единство образовательного пространства
на федеральном и мировом уровнях.