Понятие, сущность и функции образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:10, доклад

Описание работы

Основныые подходы к анализу развития образования, его цели, задачи и принципы. Главные функции образования в современном обществе.

Работа содержит 1 файл

политика.docx

— 17.51 Кб (Скачать)

  Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.  [7] 
Образование - в экономическом смысле - отрасль экономики, объединяющая учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров. 
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.  
Образование - один из самых сложных институтов социализации. Именно через образование общество обеспечивает свое развитие.  
Существуют несколько подходов к анализу развития образования:  
1) В основу первого подхода положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху.  
2) Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. Сторонники этого подхода - Мид, Саймон, Кумбс, Ильин. Они утверждают, что развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с чем меняется образование, как транслятор культуры. Выделяют три типа культуры: 
а) постфигуративный. Доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образования выступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя. 
б) фигуративный тип. Культура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача - сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество) 
в) префигуративная культура - постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Это культура пока только предполагается. Нормативный идеал - человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.)  
3) Особенность личностного подхода заключается в его экзистенциальном характере (Кант, Хайдеггер). Образование - деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен. Цель образования - приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование - создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной и именно образование обеспечивает знание, необходимых для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование 
4) В основе институционального подхода лежат этапы институционализации системы образования. В качестве доминанта выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Манкгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.  
 
Цели образования 
Традиционно цели образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в целях образования приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Таким образом, и цели образования, как процесса раскрытия индивидуальных задатков и способностей личности - исключительно сложны и многогранны. Следует рассматривать два уровня целей образования: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих целей образования по отношению к личности обучаемого следует выделить:  
·               раскрытие индивидуальных задатков личности;  
·               приобщение обучаемого к мировой и национальной культуре через освоение систематизированных основ наук и искусств;  
·               ценностное воспитание и развитие мировоззрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем;  
·               физическое и валеологическое воспитание;  
·               общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности;  
·               выведение личности на уровень самовоспитания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творчества и основы моральной, нравственной свободы. 
В контексте гуманистической парадигмы образования задачи научного образования, профессиональной подготовки по отношению к цели развития личности должны рассматриваться как средство, обеспечивающее достижение последней. 
 
Функции образования 
1.       Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к  поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям). 
2.   Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. 
3.   Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся: 
4.   Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: 
во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; 
во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности. 
Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса. 
 
Задачи образования включают: 
- реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;  
- приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права; 
- подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;  
- социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;  
- обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;  
- формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.  
 
К принципам образования относятся: 
-  демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;  
- гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания; 
- мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;  
- непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;  
- преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания; 
- автономность образовательных учреждений; 
- адресность и доступность образовательных услуг; 
- единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях.

Информация о работе Понятие, сущность и функции образования