Понятие солидарности, ее виды и значение в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Главная идея Дюркгейма заключается в том, что общество основано на солидарности людей. Общество становится больным, когда социальная солидарность ослабевает. Поэтому необходимо найти правильную терапию, чтобы восстановить эту жизненно важную солидарность.
"Солидарное бытие" является у Дюркгейма высшей целью, он считал, одной из главных задач социологии понять, что побуждает людей жить сообща.

Работа содержит 1 файл

Тема 3.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


1. Понятие солидарности, ее виды и значение в обществе.

Главная идея Дюркгейма заключается в том, что общество основано на солидарности людей. Общество становится больным, когда социальная солидарность ослабевает. Поэтому необходимо найти правильную терапию, чтобы восстановить эту жизненно важную солидарность. 

"Солидарное бытие" является у Дюркгейма высшей целью, он считал, одной из главных задач социологии понять, что побуждает людей жить сообща.

Социальная солидарность – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функциями в единую систему общественных отношений, становятся уже не просто носителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Изучая эволюцию человеческого общества, Э. Дюркгейм столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным, или общим сознанием. Французский социолог подразумевал под ним совокупность верований и чувств, общих, в среднем, членам одного и того же общества, которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь. Собственная жизнь, определенная система указывают на онтологический статус коллективного сознания. Оно имеет особую, «отдельную реальность». Иначе говоря, существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать, ни измерить каким-либо физическим прибором.

Полагаясь на понятие социальной солидарности, Э.Дюркгейм построил одну из самых плодотворных теорий развития общества в мировой социологии. От степени солидарности зависит состояние общества – нормальное или патологическое. Патология общества получила у Дюркгейма название аномии - ощущение отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого не только убедили, но и воспитали быть законопослушными, однако не позаботились создать для этого необходимые условия, прежде всего законодательные.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация.

Дюркгейм изложил также теорию строения и эволюции общества. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:

1) механической солидарности;

2) органической солидарности.

Для стадии механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

На стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма - промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения - не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, индивидуальное сознание во всем следует и подчиняется коллективному. Личность здесь не принадлежит себе, она поглощается коллективом. Напротив, в зрелых обществах, основанных на органической солидарности, оба начала дополняют друг друга, не поглощаясь. Гарантия личности здесь - это не просто словесное признание прав и свобод человека, автономности сознания, но прежде всего признание самостоятельной сферы действия за индивидом. В действиях проявляется свобода человека. Это означает, что коллективное сознание должно быть открыто для индивидуального.

Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под влиянием, как позитивным и негативным, соответствующих теорий Конта, Спенсера и Тенниса.

Хотя “механическая” солидарность в его интерпретации характерна преимущественно для архаических обществ, а “органическая” - для современных промышленных, все же это деление в большой мере носит аналитический характер. Дюркгейм признает сохранение элементов “механической” солидарности при господстве “органической”.

Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само придет к своему “нормальному” состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования “Самоубийства)” (1897) и особенно выхода второго издания книги “О разделении общественного труда” (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что но помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой работе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории; помимо уже упоминавшегося “коллективного сознания”, это, в частности, такие понятия, как “социальная функция” и “аномия”.

 

 

2. Аномия и самоубийство как социальные характеристики жизнедеятельности человека и общества.

Аномия – это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность – это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс.

Преступность – это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник должен иметь шанс на преступление. Общество без преступности не-мыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения.

По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии.

Дюркгейм выделял суицид на почве аномии – тип самоубийств, который совершают люди, чье социальное окружение не предоставляет им стабильных структур, таких как семья и религия, которые бы поддерживали и придавали жизни смысл. Такое состояние общества и называется аномией, оно лишает его членов ощущения принадлежности.

В отличие от эгоистического суицида, который является актом человека, отрицающего структуру общества, суицид на почве аномии - это акт человека, которого унизило неорганизованное, неадекватное или переживающее упадок общество.

Суицид на почве аномии - самоубийство, которое совершают люди, чье социальное окружение не предоставляет им стабильности и не формирует у них чувства принадлежности.

Так же Дюркгейм определял несколько категорий суицида, кроме суицида на почве аномии, это эгоистический, фаталистическое самоубийство и альтруистический суицид.

Эгоистический суицид – самоубийство, которое совершается людьми, совсем или почти неконтролируемыми обществом, людьми, которых не волнуют общественные правила или нормы.

Альтруистическое самоубийство – самоубийство, которое совершается людьми, намеренно приносящими свою жизнь в жертву общественному благу.

Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

Когда общество переживает период аномии, то уровень самоубийств возрастает. Исторические тенденции поддерживают эту точку зрения. Периоды экономической депрессии могут принести в страну аномию и в такое время уровень самоубийств в нации увеличивается, например очень много самоубийств было во время распада СССР и «перестройки» 90-х годов.

Гораздо чаще к суициду, вызванному аномией, приводит серьезное изменение в непосредственном окружении человека, а не общественные проблемы. Изменения взаимоотношений среди друзей и близких людей, в связи с изменением социального положения человека.

Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

«Самоубийство», в отличии от других работ автора, основывалось на данных статистического материала и его анализа. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа.

 

3. Своеобразие понимания преступности Э. Дюркгеймом

Социология преступности - это отрасль юридической социологии, изучающая преступность как социальную аномалию в обществе, в социальных группах, среди отдельных индивидов.

Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает не только преступления против закона, но и социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению:

- девиантное поведение,

- фактические преступления,

- поступки, разрушающие мораль.

Э. Дюркгейм, признавая в целом патологический характер преступности, утверждал необходимость наличия данного явления для всякого общества. Он подчеркивал, что «преступность является одним из факторов общественного здоровья, неотъемлемой частью всех здоровых обществ».

Общеизвестна точка зрения юристов на преступность как на ненормальное и вредное для общества явление.

Однако в истории социологии преступности была высказана и такая точка зрения, что преступности присуща определенная позитивная роль в обществе. Она предвосхищает некоторые эволюционные перемены, реформы, изменение правовых норм и т. д.

Наиболее подробно данный подход был дан в работе Э. Дюркгейма «Норма и патология»:

      Преступление предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен.

      В некоторых случаях оно прямо подготавливает эти изменения.

      Коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму.

      Преступление подчас помогает определить, какую форму примут эти чувства.

      Часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит.

Особое место в концепции социальной природы преступности занимает теория аномии.

 

Э. Дюркгейм определил позитивное влияние преступности:

1. Преступление усиливает остроту переживаний человека. Это, в свою очередь, способствует формированию более сложной и совершенной структуры общественного сознания.

2. Преступление разрушает мораль. Однако сила воздействия морали и не должна быть чрезмерной. В противном случае никто не осмелится критиковать ее, и мораль легко примет застывшую форму.

3. В преступлении индивид получает возможность выразить себя.

Это не зависит от того, о ком идет речь: или о человеке, чьи мечты опережают время, или о преступнике, который стоит ниже уровня современного общества.

4. Преступность показывает наличие путей, открытых для перемен. В ряде случаев она прямо готовит эти перемены. Преступление есть прелюдия реформ.

5. Там, где существует преступление, коллективные чувства обладают достаточной гибкостью, готовы принять новую форму.

Информация о работе Понятие солидарности, ее виды и значение в обществе