Понятие социологии П.Л. Лаврова. Ее задачи и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Ключ к пониманию социологических взглядов Петра Лавровича кроется в его определении социологии, как науки. Здесь “альфа и омега”, “начало и конец” всей его социологической теории. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием, развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных теоретических положений, вытекавших из последнего. Спрашивается, как же он определял социологию?

Содержание

1. Понятие социологии П.Л. Лаврова. Ее задачи и методы………………………

2. Проблемы, изучаемые социологией с точки зрения П. Л. Лаврова……………

2.1 Начало солидарности……………………………………………………

2.2 Основные формы солидарности в мире людей и их

генетический порядок……………………………………………………

2.3 Сознательная солидарность. Исторические и неисторические народы

Понятие и роль интеллигенции………………………………….………

2.4 Теория факторов П. Л. Лаврова……………………………………...….

2.5 Механизм смены форм солидарности в историческом процессе и

предел их развития. Формула прогресса П. Л. Лаврова………………

3. Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Социология Лаврова.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

      Как следствие, отсюда выводится еще  одно теорема – о колебании кривой индивидуализма и его созидательной и разрушительной роли вообще. “Индивидуализм проявляется с особенной определенностью в своей роли созидательной в эпохи переходные (“критические”) и в своей роли разрушительной – при попытках установить новую обычную культуру, так как подавляющее влияние среды на личность ослабевает в первом случае и усиливается во втором”.

      Лавров  также подчеркивает, что с поступательным ходом истории контраст этих фазисов все более и более смягчается, все более и более они стремятся органически слиться. В начале истории солидарность и развитие, установившийся обычай и критическая мысль, порядок и прогресс, общественность и индивидуализм – являются непримиримыми антагонистами. Их гармоничное сосуществование здесь не дано и невозможно. Либо царствует один обычай “культура”, установившийся порядок, не допускающий никакой личной инициативы; либо этот период под влиянием “крота истории” – работы мысли, потребности развития – сменяется периодом критики, протеста и борьбы, низвергающим порядок и заменяющим его новыми формами культуры и быта. Эти последние со временем тоже стремятся застыть и т. д. Но чем дальше, тем амплитуда колебания таких ритмов становится меньше и меньше, их непримиримость мягче и мягче, их столкновения менее и менее резкими. Пределом такой тенденции является общественное состояние, где солидарность гармонически сочетается с развитием, порядок с прогрессом, общественность с индивидуальностью, “сущее” с “должным” критически установленного идеала. История перестанет быть похожей на пьяного, шатающегося от крайности солидарности в крайность новаторства, а станет подвижным равновесием, где не прервывное движение вперед (развитие) будет совершаться без нарушения солидарности, и солидарность будет существовать без задержки и подавления развития. Индивидуализм на этой ступени становится осуществдением общего блага с помощью личных стремлений, общественность становится реализированием личных целей в общественной жизни.

      Констатирование этой исторической тенденции приводит Лаврова к его формуле прогресса: “то общество прогрессирует, в котором формы, обусловливающие солидарность, позволяют расти и развиваться общественному сознанию, а сознание, развиваясь, усиливает солидарность общества. Как только эти два элемента находятся в противоречии, или один из них ослабляется, общество находится в ненормальном состоянии”.

3. Заключение

    П.Л. Лавров, как видно из предыдущего, составляет примечательное явление  среди сотен и тысяч социологов. Можно спорить с его пониманием социологии, можно находить ег не вполне удачным, можно не соглашаться с рядом его теорем, но одно следует признать: это стройность и целостность ег социологической концепции. Совокупность его социологических теорий действительно образует систему, где одно проблема связана с остальными, одно положение – с другими; все в своей сумме образуют единую дисциплину, а не хрестоматию разрозненных и непонятно чем связанных проблем, объединенных этикеткой “социологии”.

 

Список  литературы, использованной при написании реферата.

  1. П. Сорокин “Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова”, П, 1922 г.
  2. А.П.Казаков “Теория прогресса в русской социологии конца XIX века”, Изд-во Лен. Ун-та, 1969 г.
  3. П.Л.Лавров “Философия и социология, Избранные произведения”, в 2-х т.

Информация о работе Понятие социологии П.Л. Лаврова. Ее задачи и методы