Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, доклад
Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.
Понятие социальной революции. Революции и реформы
Социальная революция - качественный
скачок в развитии общества, который
сопровождается переходом государственной
власти в руки революционного класса
или классов и глубокими
По Марксу социальные революции
являются выражением сущности естественно-
исторического процесса развития общества.
Они имеют всеобщий закономерный
характер и представляют собой важнейшие
принципиальные изменения ,свершающиеся
в истории человечества. Открытый
марксизмом закон социальной революции
указывает на объективную необходимость
в смене одной общественно-
Немарксистские и
Понятие социальной революции
и ее типов имеет в современной
литературе неоднозначное толкование.
Термин “революция” вошел в
В рамках национального государства,
в котором совершается
2) качественные преобразования
экономических отношений (
В то время как политическая
революция имеет целью
При всей неоднозначности
подходов к сущности социальной революции
можно согласиться, что существуют
ее общие закономерности: 1) наличие
причин социальной революции (расширение
и обострение противоречий); 2) зрелость
объективных условий и
Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию 1. Таким образом, социальные революции – это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они “не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин”.
Кардинальные изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.
Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.
Эволюция - это непрерывный ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы. Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.
Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.
Созидательный характер реформ
проявляется в том, что они
подготавливают новые качественные
изменения, способствуют мирному переходу
к новому качественному состоянию
общества, мирной форме протекания
революционного процесса - революции.
Недооценивая значение реформ в прогрессивном
преобразовании общества, мы приуменьшаем
роль формы в развитии содержания,
что само по себе не диалектично. Следовательно,
революция и реформа являются
необходимыми компонентами конкретно-исторического
этапа развития человеческого общества,
образуя противоречивое единство. Но
реформы как таковые все же
не меняют фундамент старого
Не вызывает сомнения, что
в революционных процессах
Из вышеизложенного следует,
что революционным отныне необходимо
считать не то, что выходит за
рамки реформы, а то, что позволяет
расширить эти рамки до уровня
и требований задач кардинального
преобразования существующих общественных
отношений. Суть - не в противопоставлении
"движения" и "конечной цели",
а в такой их увязке, чтобы в
ходе и результате "движения" могла
реализоваться "конечная цель". "Революционный
реформизм" отбрасывает, как несостоятельную,
альтернативу: революция или реформа.
Если мы не верим в эволюционные
возможности отечественной
Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей. Революции, говоря словами Маркса, "постоянно критикуют себя... возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток" .
Информация о работе Понятие социальной революции. Революции и реформы