Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:00, реферат
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология»
происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение,
означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это
уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук
(истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из
которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
I. Введение....................................3
II. Понятие социальной общности и её разновидности.
2.1. Понятие социальной общности............4
2.2. Разновидности социальных общностей.....4
III. Социальные организации.
3.1. Понятие виды и структура социальных организаций......................6
IV. Социальные классы и классовые отношения.
4.1. .......................................7
V. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5.1. Понятие социальной стратификации.......8
5.2. Системы социальной стратификации.......9
5.3. Понятие социальной мобильности.........13
VI. Заключение..................................14
VII. Список использованной литературы............15
Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой
труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как
результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;
- социальная мобильность
значительно проще, чем в
системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность
реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его
притязаний.
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим
общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля
жизни.
Наиболее влиятельные
теоретические подходы в
стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.
По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом
отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах
эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу
одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит
экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние)
вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним.
М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной
экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих
сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от
контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не
связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное
мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение
интеллектуальной
стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для
сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное
деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую
стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по
доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах
социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о
владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую
схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
V. Социальная стратификация и
социальная мобильность.
5.1. Понятие социальной
Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи,
вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия
становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной
группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют
социальное неравенство,
подразумевающее наличие
признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической
принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное
неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных
слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном
переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои (
stratum - слой, facere - делать).
Стратификация может быть
как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества
могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично
- с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания.
Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным
и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним
относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст,
этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности,
родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами
профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания»,
куда включаются собственность,
материальные и духовные ценности и т.д.
Эти признаки являются исходной
теоретической основой
изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или
измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это
разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она
связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т.е.
высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном
распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина,
объектом социального неравенства выступают 4 группы факторов:
-права и привилегии
-обязанности и ответственность
-социальное богатство и нужда
-власть и влияние
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она
формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой
деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени
социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной
социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых
признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования.
Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод
выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный
портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в
рамках конкретного
5.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее
существование универсально. Известны четыре основные системы социальной
стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Рабство –
экономическая, социальная и
закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью
неравенства..
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение
одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В
Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные
граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее
типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а
наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство,
когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство
к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или
грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье
в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война,
набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители
использовали часть пленников в качестве рабов.
Условия рабства.
Условия рабства и
различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным
состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб
становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне
освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме,
как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для
выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги
другим людям (именно так
поступали некоторые
рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в
частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и
трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов
всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов
автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка
раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он
получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с
остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти.
Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то
собственность и даже добиться высокого положения в обществе.
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по
договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между
контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были
не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку,
соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их
прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким
образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний,
капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали
бесплатных слуг на определенный срок.
Общие характеристики
рабства. Хотя
практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от
того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена
или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;
наследственным или нет,
раб все равно являлся
и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным
разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является
свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой — рабом (не
имеющим привилегий).
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
Ø патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего
члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни,
вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;
Ø классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в
отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не
имел, он считался собственностью хозяина.
Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один
человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих
прав и свобод.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой
человек обязан исключительно своим рождением..
Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе.
Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут
иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к
четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия
— браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые
браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают
сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается,
что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на
расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три
тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на
тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты
и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы
могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют
знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры —
простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые,
занимающиеся унизительным трудом.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу
вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система
продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды,
которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти,
диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация
разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые
разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример
общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой
системе. Европейцы голландского
происхождения — многочислен
меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над
правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной
Информация о работе Понятие социальной общности и её разновидности