Понятие социальной общности и её разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Объектом социологической познания является общество. Термин «социология»
происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение,
означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это
уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук
(истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из
которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Содержание

I. Введение....................................3
II. Понятие социальной общности и её разновидности.
2.1. Понятие социальной общности............4
2.2. Разновидности социальных общностей.....4
III. Социальные организации.
3.1. Понятие виды и структура социальных организаций......................6
IV. Социальные классы и классовые отношения.
4.1. .......................................7
V. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5.1. Понятие социальной стратификации.......8
5.2. Системы социальной стратификации.......9
5.3. Понятие социальной мобильности.........13
VI. Заключение..................................14
VII. Список использованной литературы............15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.38 Кб (Скачать)

Главное основание классовых  различий – неравенство между  условиями и оплатой

труда – действует применительно  ко всем профессиональным группам как

результат экономических  обстоятельств, принадлежащих экономике  в целом;

- социальная мобильность  значительно проще, чем в других  стратификационных

системах, формальных ограничений  для нее не существует, хотя мобильность

реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем  его

притязаний.

     Классы можно  определить как большие группы  людей, отличающиеся по своим

общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их  стиля

жизни.

Наиболее влиятельные  теоретические подходы в определении  классов и классовой

стратификации принадлежат  К.Марксу и М. Веберу.

По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся  в прямом

отношении к средствам  производства. Он выделял в обществе на разных этапах

эксплуатирующие и эксплуатируемые  классы. Стратификация общества по Марксу

одномерна, связана только с классами, так как ее главным  основанием служит

экономическое положение, а  все остальные (права, привилегии, власть, влияние)

вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются  с ним.

М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную  позицию в рыночной

экономике, получающих сходное  экономическое вознаграждение и  располагающих

сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают  не только от

контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не

связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное

мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение

интеллектуальной собственностью и проч.  Вебер дал не только классовую

стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для

сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное

деление: если экономические  различия (по богатству) порождают классовую

стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по

доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных  шансах

социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в  третьем - о

владении властью и  влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую

схему более гибкой и соответствующей  современному обществу.

          V. Социальная стратификация и  социальная мобильность.         

                     5.1. Понятие социальной стратификации.                    

Люди различаются между  собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи,

вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными  эти различия

становятся лишь тогда, когда  они влияют на положение человека, социальной

группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют

социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации  по разным

признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической

принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное

неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство  социальных

слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном

переводе стратификация  означает «делать слои», т.е. делить  общество на слои (

stratum - слой, facere -  делать). Стратификация может быть определена

как структурированные неравенства  между различными группами людей. Общества

могут рассматриваться как  состоящие из страт, расположенных  иерархично

- с наиболее привилегированными  слоями на вершине и наименее - у основания.

Основы теории стратификации  были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным

и др. Т.Парсонс выделил  три группы дифференцирующих признаков. К ним

относятся:

1) характеристики, которыми  люди обладают от рождения, –  пол, возраст,

этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности,

родственные связи семьи  и проч.;

2) признаки, связанные с  исполнением роли, т.е. с различными  видами

профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы «обладания»,  куда включаются собственность,  привилегии,

материальные и духовные ценности и т.д.

Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к

изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные  срезы или

измерения при определении  количества и распределения социальных страт. Это

разнообразие не исключает  сущностных признаков стратификации. Во-первых, она

связана с распределением населения в иерархически оформленные  группы, т.е.

высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в  неравном

распределении социокультурных  благ и ценностей. По мнению П.Сорокина,

объектом социального  неравенства выступают 4 группы факторов:

-права и привилегии

-обязанности и ответственность

-социальное богатство  и нужда

-власть и влияние

Стратификация тесно связана  с господствующей в обществе системой ценностей. Она

формирует нормативную шкалу  оценивания различных видов человеческой

деятельности, на основе которой  происходит ранжирование людей по степени

социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной  западной

социологии престиж часто  обобщенно определяется при помощи трех  измеряемых

признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования.

Этот показатель называют индексом социально-экономической  позиции.

Социальная стратификация  выполняет двойную функцию: выступает  как метод

выявления слоев данного  общества и в то же время представляет его социальный

портрет. Социальная стратификация  отличается определенной стабильностью  в

рамках конкретного исторического  этапа.

                     5.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.                    

Независимо от форм, которые  принимает социальная стратифи­кация, ее

существование универсально. Известны четыре основные системы социальной

стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

     Рабство –  экономическая, социальная и юридическая  форма

закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и  крайней  степенью

неравенства..

     Причины рабства.  Неотъемлемой чертой рабства  является владение

одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у  древних африканцев. В

Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные

граждане имели возможность  самовыражения в политике и искусствах. Наименее

типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотни­ков и собирателей, а

наибольшее распространение  оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три  причины рабства. Во-первых, долговое обязательство,

когда человек, оказавшийся  не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство

к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь  убийцы или

грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье

в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война,

набеги, покорение, когда  одна группа людей завоевывала другую и победители

использовали часть пленников  в качестве рабов.

     Условия рабства.  Условия рабства и рабовладения  существенно

различались в разных регионах мира. В некоторых странах раб­ство было временным

состоянием человека: отработав  на своего хозяина положенное время, раб

становился свободным  и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне

освобождали своих рабов  в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме,

как правило, имели возможность  купить свободу; чтобы собрать необходимую  для

выкупа сумму, они заключали  сделку со своим хозяином и продавали  свои услуги

другим людям (именно так  поступали некоторые образованные греки, попавшие в

рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в

частности осужденные на пожизненные  работы преступники превращались в  рабов и

трудились на римских галерах  в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался  по наследству. В Древней Мексике  дети рабов

всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов

автоматически тоже становились  рабами, хотя в некоторых случаях  ребенка

раба, всю жизнь прослужившего  в богатой семье, эта семья  усыновляла, он

получал фамилию своих  хозяев и мог стать одним из наследников наравне с

остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти.

Однако, например, в Древнем  Риме, рабы имели возможность скопить  какую-то

собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

     Рабство в  Новом Свете берет свое начало  со службы европейцев по

договору. Эта служба в  Новом Свете представляла собой  нечто среднее между

контрактом о найме  работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были

не в состоянии заплатить  за билет. Капитаны судов, отплывающих  в Америку,

соглашались перевозить таких  пассажиров в кредит при условии, что после их

прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким

образом неимущие получали возможность  добраться до американских колоний,

капитан получал плату  за их провоз, а состоятельные колонисты  получали

бесплатных слуг на определенный срок.

     Общие характеристики  рабства. Хотя рабовладельческая

практика была различной  в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от

того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена

или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;

наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека,

и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным

разграничением между  людьми, четко указывающим, какой  человек является

свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой  — рабом (не

имеющим привилегий).

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

Ø      патриархальное рабство – раб обладал  всеми  правами младшего

члена семьи: жил в одном  доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни,

вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

Ø      классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в

отдельном помещении, ни в  чем не участвовал, в брак не вступал  и семьи не

имел, он считался собственностью хозяина.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один

человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен  всяческих

прав и  свобод.

     Кастой называют  социальную группу (страту), членством  в которой

человек обязан исключительно  своим рождением..

Достигнутый статус не в состоянии  изменить место индивида в этой системе.

Люди, по рождению принадлежащие  к группе с низким статусом, всегда будут

иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь  в жизни.

Общества, для которых  характерна такая форма стратификации, стремятся к

четкому сохранению границ между  кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия

— браки в рамках собственной  группы — и существует запрет на межгрупповые

браки. Для предотвращения контактов между кастами такие  общества вырабатывают

сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым  считается,

что общение с представителями  низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на

расовых, а на религиозных  принципах, эта система просуществовала  почти три

тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются на

тысячи специализированных подкаст (джати), причем представи­тели каждой касты

и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы

могут быть только священнослужителями  или учеными, касту кшатриев составляют

знатные люди и воины; все  вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры —

простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые,

занимающиеся унизительным трудом.

Хотя в 1949 г. правительство  Индии объявило об отмене кас­товой  системы, силу

вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система

продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды,

которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти,

диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урба­низация

разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые

разграничения в переполненном  незнакомыми людьми городе.

До недавнего времени  Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример

общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой

системе. Европейцы голландского происхождения — многочислен­ное  национальное

меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над

правительством, полицией и  армией, проводило в жизнь идеи о собственной

Информация о работе Понятие социальной общности и её разновидности