Понятие социального пространства, его структурные составляющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Социальное пространство – один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.

Содержание

1. Социальное пространство- как один из видов пространства.
2. Формы пространства.
3. Степень устойчивости социальных групп.
4. Социальные стратификации.
5. Закон ускорения исторического времени.
6. Закон неравномерности развития общества.

Работа содержит 1 файл

Социальное пространство 222.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Как видим, две оси социального пространства, вертикальная и горизонтальная, имеют  совершенно разную природу. Социальная стратификация - это иерархически организованное, ранжированное, следовательно, строго упорядоченное множество людей, разделенных на три разных класса: высший средний и низший. Напротив, горизонтальная ось, изображающая социальный состав населения, представляет то же самое население, разделенное на половозрастные, профессиональные, религиозные, экономические, политические и другие группы, которые никак не упорядочены и не ранжированы. Их нельзя упорядочить на шкале по какому-то одному критерию. С классами так поступить можно. Но как можно ранжировать на высшие, средние и низшие позиции мужчин, детей, водителей, верующих и т.д.? Вот почему элементы социального состава населения (большие социальные группы) размещены в случайном порядке. О таком порядке говорят: от перемены слагаемых сумма мест не меняется.

Итак, в  социальном пространстве ось OY выражает социальную стратификацию - расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие неравный доступ к дефицитным благам, а ось ОХ - социальный состав населения, то-есть никак неупорядоченную и неиерархизированную сумму демографических, профессиональных, религиозных и других видов больших социальных групп людей. У осей OY и ОХ в социальном пространстве разные размерность и свойства. Перемещение статуса вдоль оси OY качественно изменяет его содержание. Действительно, ось OY отражает вертикальную мобильность, следовательно, повышение в должности, переход из низшего класса в средний или высший качественно меняют образ жизни и материальные возможности человека. В отличие от этого ось ОХ отражает горизонтальную мобильность, примером которой могут служить переезд из одного города в другой, переход из одной специальности в другую в рамках того же самого класса, изменение вероисповедания и прочие перемены, которые никакие влияют на классовое положение.

Иначе говоря, стратификацию можно определить как иерархически организованное пространство статусов и групп, а социальную мобильность - как движение в организованном таким способом пространстве.

Трехмерное  социальное пространство

Социальное  пространство с одинаковым успехом  можно изображать как двухмерным, так и трехмерным. Сорокин, как мы помним, вообще ратовал за многомерное пространство. Но, видимо, увлекся добавлением все новых и новых осей. Увлечение Сорокина многомерностью объясняется, как ни странно это может показаться, прямолинейностью мышления. Каждая ось представляла у него отдельную категорию населения, выделенную по какому-либо социально значимому признаку. Сколько групп, столько и осей. Им написано буквально следующее: <Социальное же пространство - многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.). 

Все множество  социальных групп, выделенных Сорокиным, разделим на три качественно различающиеся  группы. Причем для одного и того же индивида разрешается одновременное  вхождение во все три. Во-первых, в соответствии с доходом, образованием, властью и престижем все население данной страны можно разбить на три класса: высший, средний и низший. То же самое население можно подразделять иначе - по половозрастным, профессиональным, религиозным и др. признакам. Наконец, тех же самых людей можно характеризовать как участников одного или нескольких социальных институтов, где они числятся служащими, пациентами, прихожанами, подсудимыми, покупателями и т.д. Иными словами, взрослые работают на производстве и заняты в какой-либо организации, пенсионеры получают пенсию, дети учатся и т.п. Все население, но в разном качестве, участвует в деятельности одного из пяти фундаментальных институтов общества, а именно в производстве, государстве, семье, образовании (плюс наука), религии. Но каждый институт, и об этом мы узнаем позже, состоит в свою очередь из организаций (предприятия, учреждения, банки и др.).

Таким образом, мы получили три разнокачественные  и разномерные (каждая измеряется по-своему) оси координат: социальную стратификацию ( OY ), социальный состав населения (ОХ) и социальные институты ( OZ )

Именно  благодаря трехмерному пониманию  социального пространства мы имеем  возможность соединить воедино  самые разные воззрения на социальную структуру и дать ее наиболее полное, исчерпывающее определение. Основные подходы по этому вопросу, существующие как в зарубежной, так и отечественной литературе, можно свести к следующим:

Социальная  структура - это совокупность социальных групп, классов и слоев.

Социальная  структура - это совокупность социальных институтов и социальных организаций.

Социальная  структура - это совокупность функционально  взаимосвязанных социальных статусов и ролей.

Социальная  структура - это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Нетрудно заметить, что первые три воззрения описывают не все, а только один аспект социального пространства. Первый подход предлагает свести социальную структуру к двум осям - ОХ и OY , второй - к одной ( OZ ), третий - к точкам-статусам, расположенным в этом пространстве . И только четвертый представляет собой некий синтез всех воззрений, излагая обобщенный образ социальной структуры как равнодействующей трех осей и размещающегося между ними всего множества социальных статусов.

Ни один из этих подходов нельзя считать неправильным. Каждый по-своему они отражают часть  истины. Однако полная истина заключается  в том, что категории <социальное пространство> и <социальная структура> практически эквивалентны, только изображают одно и то же социальное явление с разных точек зрения. Пространство задается осями координат. Это его векторы, и они играют главную роль при ориентации этого пространства. В социальной структуре векторы совершенно неважны. Заглавную роль здесь играет структурирование пространства, способ его организации. Иными словами, выделение опорных точек пространства и установление функциональных связей между ними. Именно это и составляет суть категории <структура>, используемой во всех науках. В социологии такими опорными точками выступают классы (ось OY ), социальные группы (ось ОХ), социальные институты (ось OZ ). Остается только установить функциональные связи между ними. Если это сделать, то мы получим все многообразие социальных отношений в обществе. Это еще одна фундаментальная категория социологии.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что социальная структура - это анатомический  скелет общества. Под структурой понимается совокупность функционально взаимосвязанных  элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

В социальную структуру общества входят не только а) страты, б) группы, но также и в) институты. Разместить социальные институты  на двух осях декартовой системы координат  негде - обе они уже заполнены. Нельзя располагать институты на одной оси с социальным составом или социальной стратификацией. Социальные институты - совершенно особенное явление. Они тесно связаны с понятием социальной нормы и социального статуса. Социальные статусы - организованные компоненты институтов.

Социальный  институт представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Его можно определить иначе: институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Как видим, институт - не то же самое, что социальный класс, например класс богатых, или социальная группа, скажем, все пенсионеры. Те и другие - совокупности людей. Социальный институт - механизм или совокупность учреждения. Но никак не механическая совокупность элементов. Стоит приглядеться к любому учреждению, или лучше - социальной организации, как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат сотрудников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.

Совокупность  больших социальных групп (заполненных  статусов) дает новое понятие - социальный состав населения. Если большие социальные группы расположить по вертикали  и выстроить их по степени неравенства  неодинакового дохода, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие, а именно социальная стратификация. Таким образом, стратификация состоит из тех же статусов, но сгруппированных по иным критериям и расположенных по <полочкам> (стратам) сверху вниз. Образец стратификации - классовое расслоение общества.

Итак, сделаем  вывод: первокирпичики предмета социологии и социальной структуры - статусы. Они  дают статическую картину общества. Но это и неудивительно, ведь термин <структура> как раз и подразумевает ограниченное число элементов, жестко связанных между собой, - наподобие кристаллической решетки

5.Закон ускорения исторического времени

Элементами  социальной структуры выступают  социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры древнего и современного общества различаются очень сильно.

Если  расположить все множество пустых ячеек, скрепленных друг с другом, на плоскости, получим социальную структуру общества. В примитивном обществе немного статусов: мужчина, женщина, ребенок, взрослый, старик, вождь, бигмен, рядовой член, муж, жена, несколько родственных статусов, воин, охотник. В современном обществе статусов сотни тысяч. Одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Таким образом, социальная структура строится по принципу <один статус - одна ячейка>. Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, тысячи профессоров, врачей и т.д.

Сравнивая количество статусов в социальной структуре  древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогресс претерпело человечество с тех пор.

Как и  у индивида, у любого общества в  любой исторический момент есть характерный  только для него статусный портрет.

Статусный портрет общества - совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.

У первобытного общества их не более двух десятков. В социальной структуре российского  общества в 1913 г. имелись статусы, исчезнувшие  после 1917г., например, полицмейстер, царь, дворянин.

Не только у индивида, но и у человеческого  общества статусный портрет изменяется во времени. Если взять всю историю человечества и поместить на оси ОХ исторические эпохи от первобытной до современности (своего рода жизненный цикл общества), а на оси OY оставить количество статусов, то мы получим новую кривую

Отличительная черта графика жизненного цикла общества - резкая устремленность вверх в конце графика. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.

Чем ближе  к современности, тем резче возрастает количество статусов поднимается вверх  кривая. Как можно интерпретировать данную тенденцию? Только тем, что по мере приближения к современности  скорость социального и научно-технического прогресса возрастает. Одновременно это означает, что по мере приближения к современности нарастает разделение общественного труда, которое, подобно мощной фабрике, наращивает темпы производства. <Фабрика>, как известно, изготовляет социальные статусы.

Доказательством служит открытый учеными закон ускорения  исторического времени. Его суть заключается в следующем. Сравнивая  эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация  в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, период капитализма короче периода феодализма, который в свою очередь короче периода рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3 - 4 раза. Самым продолжительным по времени был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век (палеолит, мезолит, неолит) длиннее века металла (бронзовый и железный века). Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории  свидетельствует об уплотнении исторического  времени.

Известно, что поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале XX в., пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индустриальную и постиндустриальную). Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные. История человечества, начиная с кроманьонцев - людей современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. 1200 поколений жили в пещерах, 240 - в эпоху письменности, 22 - во времена книгопечатания. При электрическом освещении живет лишь 5 поколений. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет. Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги - 1000 лет, паровой машины - 80 лет, телефона - 50 лет, самолета - 20, транзисторной техники - 3 года, волновых передач - 20 лет, лазеров - полгода, а факсов - всего 3 месяца.

Информация о работе Понятие социального пространства, его структурные составляющие