Понятие социального государства, его структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:59, реферат

Описание работы

В статье 7 устанавливается, что Российская Федерация — coциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное paзвитие человека.
Это положение весьма принципиально, так как социальным может быть только такое государство, в котором главными задачами являются:
1. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
2. Охрана труда и здоровья людей.
3. Назначение пенсий и пособий нетрудоспособным.
4. Установление гарантированного минимального размера заработной платы.

Содержание

Введение
1. Понятие социального государства, его структура и функции
2. Сущность и цели социальной политики
2.1 Субъекты социальной политики
2.2 Цели и задачи социальной политики государства
3. Основные направления социальной политики РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие социального государства, его структура и функции.docx

— 40.57 Кб (Скачать)

Социальная  политика — одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское  согласие и реализуется через  государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в  решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий  характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства  людей); включенности (возможность проникать  во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Реальная  социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными  условиями эпохи, особенностями  экономического, политического и  культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами  ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла  как объекты своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения.

Прямым  объектом социальной политики выступают  жизненные условия практически  всех социальных и демографических  групп. Она все больше стремится  не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая  баланс между желаемым и возможным.

Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции  Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, где в 7 статье записано, что  Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положениями  Европейской социальной хартии и  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, так в конвенции записано, что каждый человек имеет право  на такой жизненный уровень, включая  пищу, здоровье, жилище, медицинский  уход, социальное обслуживание, который  необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и  его семьи, право на обеспечение  на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или  иного случая утраты средств к  существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

 

2.1 Субъекты социальной политики

 

Субъектами  социальной политики являются государство  и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Центральное место в социальном регулировании  принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют  конкретные положения на местах.

Важное  значение в решении социальных проблем  отдельных категорий населения  приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных  и общественных объединений, благотворительных  и добровольных организаций. Они  реализуют социальную политику в  сравнительно узких пределах, соответствующих  их компетенции. Взаимодополнение социального  государственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования.

 

2.2 Цели и задачи социальной  политики государства

 

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому социальная политика связана с распределением доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроиз -водства населения. Она нацелена на ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, оздоровление окружающей среды. Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека должно быть его посильное участие в этом.

Общество  законодательным путем гарантирует  минимум всех благ, необходимых для  жизни человека, семьи. Она определяется особенностями страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и  практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся  культурные стереотипы поведения.

Социальная  политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном  количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание  здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.

Денежные  доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы  путем установления минимальной  заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных  предприятиях. Покупая блага и  услуги на товарном рынке, социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.

Денежные  доходы нетрудоспособных групп населения  прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает  ее участие во вторичном перераспределении  первичных доходов. Механизм перераспределения  заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также  принудительных страховых взносов  и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты  осуществляются дифференцированно, в  зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения  лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных выплат — обратная зависимость.

В центре общественного механизма поддержки  денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального  обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование  и общественное вспомоществование. Они различаются между собой  по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.

Обязательное  социальное страхование предназначено  для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с  возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т. п.). Основу социального страхования  образуют специально предназначенные  для этой цели взносы. Они выплачиваются  работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального  страхования. Это проявление самопомощи.

Система государственного вспомоществования  предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную  помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники  общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.

Эти обе  подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается  в перераспределении доходов  одних социально-демографических  групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного  производства, изымаемые по каналам  налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т. п.) и целевых  взносов (взносы предприятий и самих  застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды — финансовую основу социальных пособий.

Деятельность  государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих  потребности населения в получении  общего и профессионального образования, поддержании здоровья, в жилье, здоровой окружающей среде, транспорте. Социальная политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.

Политика  занятости способствует трудоустройству  всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому  потенциальному работнику свободы  выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для  выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени. Политика занятости имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным — установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.

Социальная  политика тесно связана с экономической  политикой. Их трудно разделить в  комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние  на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности  общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения  благосостояния человека, обеспечения  должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т. к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономических возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны.

 

3. Основные направления социальной политики РФ

 

Эффективная социальная политика — невозможна без эффективной, сбалансированной, некоррумпированной государственной  власти, ответственной перед народом, без обеспечения единства социальной политики на различных уровнях управления. Исследования показывают, что на разных уровнях власти остается разное понимание того, как должна сегодня строиться социальная политика, по-разному понимается суть субсидиарной модели, выбранной в качестве основной в Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года9.

Важнейшими  ресурсами изменения социальной политики в России являются:

  • демократизация управления социальными процессами,
  • обновление способов ее экономической организации,
  • изменение планирования социальной сферы,
  • регулирование диспропорций социального развития,
  • создание единой системы по сбору и обработке информации, по изучению уровня жизни населения,
  • проведение экспертных оценок и прогнозов ситуаций, складывающихся в этой области.

Изменение планирования в области социальной политики предполагает выработку целого набора среднесрочных и долгосрочных ориентиров, основанных на научных прогнозах тенденций социального и экономического развития и опору на новые, научно обоснованные государственные социальные стандарты в социальной политике, выработку оптимальных программ действий. Одной из сложнейших современных проблем является создание современной единой системы социальной поддержки, обеспечивающей разграничение функций структур, которым поручена эта работа, эффективное расходование средств социальных фондов.

Особого рассмотрения заслуживает проблема интегрирования деятельности неправительственных, добровольных и общественных организаций  в области социальной политики. Каждая из них выполняет свою функцию, кто-то — благотворительную, кто-то — лоббирующую. Важно создать единое социальное пространство для таких организаций, чтобы они развивались легитимно, были подотчетны обществу, могли получать финансирование, иметь профессиональные кадры. Опираясь на них, государство  все же должно сохранить свою центральную  роль и ответственность за результаты социальной политики.

Выстраивая  новую социальную политику, важно  учесть меру включенности России в  процессы глобализации, мировой интеграции, перспективы. Очевидно, что создание благоприятных условий для всех групп равноправного доступа  ко всем имеющимся возможностям, для  достижения социальной справедливости и сплоченности всех граждан связано  с социализацией глобальной политики в интересах национальной социальной политики России, т. е. важно строить национальную политику с учетом новых глобальных рисков; максимально полно использовать возможности международного права и организаций, которые уже сейчас пытаются регулировать социальные процессы на глобальном уровне, а так же возможности экономической поддержки, предоставляемой странам в периоды структурной перестройки экономики; занять достойное место в формирующейся структуре глобального социального регулирования, использовать ее в своих интересах; принять участие в разработке норм, стандартов, политики и институтов в интересах людей и защиты их прав.

Информация о работе Понятие социального государства, его структура и функции