Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 22:14, реферат
Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие культуры……………………………………………………4
2. Организационная культура, ее происхождение……………………6
Заключение……………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………14
Чаще всего культура рассматривается как аккумулированный коллективный опыт данной группы, включающий поведенческий, эмоциональный и когнитивный элементы психологического функционирования ее членов. Коллективному опыту должна предшествовать коллективная история, которая, в свою очередь, предполагает известную стабильность состава группы. При условии такой стабильности и существовании коллективной истории человеческая потребность в экономии, постоянстве и осмысленности приводит к формированию из различных общих элементов паттернов, которые со временем и получают название «культуры».
Тем не менее всех группах возникают интеграционные культуры такого рода. Всем известны группы, организации и сообщества, в которых культурные элементы находятся в противоречии с другими элементами, что порождает разного рода конфликтные и неоднозначные ситуации. Подобные явления могут вызываться недостаточной стабильностью состава группы, незначительным коллективным опытом или наличием большого количества подгрупп, имеющих разный опыт. Неоднозначность и конфликтность также проистекают из того, что каждый из нас принадлежит к множеству групп, и по этой причине то, что привносится нами в данную группу, не может не быть обусловленным представлениями, определяемыми нашей принадлежностью к другим группам.
Для того, чтобы концепция культуры имела хоть какой-то смысл, следует обратить внимание на те проявления, которые порождаются нашей человеческой потребностью в стабильности, последовательности и осмысленности. Формирование культуры всегда по определению связано со стремлением к структурированию и интеграции, хотя реальный опыт многих групп зачастую препятствует достижению ими четко очерченной парадигмы.
Все групповые и организационные теории различают два основных типа проблем, с которыми сталкиваются все группы, вне зависимости от их размеров: 1) проблемы выживания, роста и адаптации к внешним условиям; 2) проблемы внутренней интеграции, которой определяются рутинное функционирование и способность к адаптации.
При познании группового опыта нам следует помнить о том, что благодаря способности человека к абстрагированию и самоосознанию названный опыт внутренне затрагивает не только поведенческий уровень, но и уровень абстрактного мышления. Поскольку люди имеют общую систему коммуникации и язык, они могут приобретать опыт на умозрительном уровне, в силу чего становится возможным появление общих, или коллективных, концепций. Соответственно, глубинные уровни опыта, приближающие нас к пониманию сущности культуры, следует считать именно концепциями или базовыми представлениями группы.
Группа обладает культурой в том случае, если она имеет историю, достаточно продолжительную для формирования коллективных базовых представлений.
Сила коллективных представлений определяется тем, что они начинают работать за пределами сознания. Более того, будучи сформированными и воспринятыми в качестве самоочевидных, они становятся определяющей особенностью группы, позволяющей ей отличить себя от прочих; при этом таким представлениям приписывается определенная ценность. Если определенные представления были некогда приняты нами, то они обычно не вызывают у нас ни малейших сомнений и кажутся очевидными настолько, что представляются чем-то, находящимся на уровне подсознания, неосознаваемым. Если же нас вынуждают заняться их рассмотрением, мы склонны защищать их, поскольку эмоционально связаны с ними.
Культура группы может быть определена как система коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.
Заметьте, что это определение вводит три элемента, не обсуждавшихся нами прежде.
1. Проблема социализации. Мы понимаем под культурой прежде всего то, что передается новым поколениям членов группы.
Изучение того, чему обучают новых членов групп, на деле является неплохим средством нахождения определенных элементов культуры, однако следует помнить, что средство это позволяет выявить только поверхностные ее аспекты. Это верно еще и потому, что многое из того, что составляет суть культуры, невозможно выразить в наборе правил внешнего поведения. Они могут сообщаться членам группы только при обретении ими постоянного статуса и вхождении во внутренние круги группы, которым могут быть доверены секреты.
С другой стороны, способ научения и процессы социализации, в которые вовлекаются члены группы, содержат в себе куда более глубокие представления. Проникновение на эти глубинные уровни предполагает понимание представлений и чувств, возникающих в критических ситуациях, а также наблюдение и беседы с постоянными членами или ветеранами организации, которые дают возможность достаточно точно воспроизвести смысл этих глубинных коллективных представлений.
Если группа не имеет коллективных представлений, то взаимодействие новых членов группы со старыми представляет собой творческий процесс создания культуры. При наличии же таких представлений культура сохраняется путем передачи их новичкам. В этом смысле культура является механизмом социального контроля, благодаря которому могут быть заданы определенные модели восприятия, мышления и самоощущения.
2. Проблема «поведения» - демонстрируемое поведение всегда детерминировано, как культурной предрасположенностью (система ощущений, мыслей и чувств), так и ситуационными факторами, связанными с непосредственным внешним окружением.
Таким образом, закономерности поведения являются как отражением индивидуального, сугубо личного опыта, так и реакцией на ситуационные стимулы общего характера, связанные с внешним окружением. Поведенческая закономерность не может рассматриваться в качестве основы для определения культуры, хотя в дальнейшем мы можем прийти к тому, что для данной группы подобная тактика является результатом коллективного опыта и соответственно манифестацией глубинных коллективных представлений. Иными словами, выявленные нами поведенческие закономерности совсем не обязательно являются проявлением культуры. Мы можем судить о том, является или не является данное конкретное явление отражением культуры, лишь после рассмотрения глубинных уровней, определяемых мной в качестве сущности культуры.
3. Может ли крупная организация иметь единую культуру? Определение, данное выше, ничего не говорит о размерах социальной единицы, к которой оно может быть приложено. Опыт знакомства с большими организациями свидетельствует о том, что при достижении ими определенных размеров различия между их подразделениями становятся существенными, вследствие чего мы вряд ли можем говорить о «культуре». Эта проблема каждый раз должна решаться эмпирически. Если определенные представления являются общими для всех подразделений организации, значит, мы вправе говорить о ее культуре, пусть в то же время мы можем выделить в ней ряд различных субкультур, обладающих собственной цельностью. На деле, как мы увидим в дальнейшем, со временем любая социальная единица в результате процесса естественной эволюции производит подуровни, продуцирующие субкультуры. Некоторые из этих субкультур обычно находятся в конфликте друг с другом, характерным примером чего может быть высшее руководство и входящие в различные профсоюзы производственные группы. Несмотря на наличие подобных конфликтов, организации обладают и общими представлениями, проявляющимися в кризисных ситуациях и при появлении у них общего неприятеля.
Концепция
культуры имеет наибольшую значимость
в тех случаях, когда она позволяет
объяснить некоторые непонятные и иррациональные
аспекты деятельности групп и организаций.
Аналитики, занимающиеся рассмотрением
культуры, очень по-разному понимают эту
концепцию. Формальное определение, данное
мной, позволяет свести многие из этих
концепций воедино, при этом особый акцент
делается на коллективных (общих) базовых
представлениях, кажущихся членам данной
группы или организации чем-то самоочевидным.
В этом смысле любая группа, обладающая
достаточно стабильным составом и длительной
историей наработки группового опыта,
формирует культуру определенного уровня
[1].
Заключение
Концепция
культуры имеет наибольшую значимость
в тех случаях, когда она позволяет объяснить
некоторые непонятные и иррациональные
аспекты деятельности групп и организаций.
Аналитики, занимающиеся рассмотрением
культуры, очень по-разному понимают эту
концепцию. Формальное определение, данное
мной, позволяет свести многие из этих
концепций воедино, при этом особый акцент
делается на коллективных (общих) базовых
представлениях, кажущихся членам данной
группы или организации чем-то самоочевидным.
В этом смысле любая группа, обладающая
достаточно стабильным составом и длительной
историей наработки группового опыта,
формирует культуру определенного уровня;
группы же с высокой степенью текучести
рядовых участников и руководителей или
с малосодержательной историей могут
и не выработать коллективных представлений.
Культуру продуцирует далеко не любое
человеческое сообщество; мы будем использовать
термин группа, а не толпа или совокупность
индивидов, прежде всего в тех случаях,
когда рассматриваемое сообщество будет
обладать достаточно содержательной историей,
следствием которой станет возникновение
определенной культурной формации.
Список используемой литературы
1с
Информация о работе Понятие культуры, организационная культура, ее происхождение