Понятие и сущность социометрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Малые группы являются одним из основных объектов социально-психологических исследований. С целью изучения различных групповых явлений и процессов разработано большое количество разнообразных методов и методик.
Метод социометрии предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются в группе в процессе межличностного взаимодействия. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнёров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учёбы и т.д.

Содержание

Введение
1. История возникновения метода
2.Социометрия как метод изучения малых групп
3.Исследование методом социометрии
4.Обработка результатов социометрии
• Социоматрица
• Социограмма
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат соц.docx

— 32.95 Кб (Скачать)
  1. Вопрос должен быть конкретным, общепонятным;
  2. Вопрос не должен содержать слов с двойным значением;
  3. Вопрос должен указывать место, время и контекст;
  4. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос4.

Выбор критериев  определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение  этого должны быть направлены отборные критерии. При изучении взаимных симпатий, критерии будут иными.

Варианты  социометрических критериев и соответствующие  им вопросы:

  1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?
  2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?
  3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в этой группе, если группа будет переформирована?
  4. Эмоциональный критерий. К кому бы из товарищей группы Вы бы обратились за помощью в трудную минуту?
  5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы?

4.Обработка результатов  социометрии

 

Простейшими способами обработки результатов  социометрии являются табличный, графический и индексологический5.

  • Социоматрица

 

Социоматрица представляет собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами группы.

Первый  этап – построение простейшей социоматрицы. Результаты разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются фамилии членов группы под номерами, по горизонтали – только номера членов группы. При положительном выборе на соответствующих пересечениях ставятся цифры +1, +2, +3, обозначая этим, кого бы выбрали в первую, вторую, третью очередь, -1, -2, -3 – те, кого не выбрали бы в первую, вторую и так далее. В таблице взаимный выбор обводится (независимо от очередности выбора). После занесения всех выборов в таблицу подсчитывается по вертикали сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь - +3 (-3) балла, вторая - +2 (-2) и так далее. По этим результатам определяется статус человека в группе. По анализу социоматрицы можно составить представление о взаимоотношениях внутри группы. Для составления картины по нескольким выборам могут быть построены суммарные социоматрицы, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Достоинство социоматрицы: возможность представить выборы в числовом виде, а также установить статус членов группы, порядок влияний.

 

  • Социограмма

 

На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. На основании социограммы можно провести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представления групповых явлений. При анализе социограммы выделяются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные их стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2 – 3 членов.

Есть  несколько вариантов социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и так далее. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором выделены группировки взаимно выбравших друг друга индивидов. Расстояния между группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная социограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе исследования связей.

Обычно  внутри социограммы лица мужского пола изображаются с помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма изображения делает социограмму более наглядной.

 

Заключение

социометрия малый группа лидер

Использование социометрии позволяет проводить  измерение авторитета формального  и неформального лидеров для  перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность  в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая  методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших  временных затрат (до 15 мин.). Она  весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию  отношений в коллективе. Но она  не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины  которых следует искать не в симпатиях  и антипатиях членов группы, а в  более глубоких источниках.

Надежность  процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством  со спецификой группы.

Список использованной литературы

 

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М.: Академический Проект, 2003. – 228 с.
  2. Васильев В.П., Юдина Т.Н., Фомичева Т.В. Методология и методика социологического исследования. – М.: Изд-во МГСУ, 2003.
  3. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. М. 2002.
  4. Гусев В.О. Социологические исследования в практике управления отраслевым производством. - М.: Радио и связь, 2005.
  5. Дряхлов Н., Давыденко В. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // Соц. исследования. 2006.
  6. Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе: Пер. с англ. М., 2008. Allbest.ru

Информация о работе Понятие и сущность социометрии