Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 12:04, доклад
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Понятие
и сущность социальной
работы
Социальная работа как наука представляет
собой сферу человеческой деятельности,
функция которой состоит в выработке и
теоретической систематизации объективных
знаний об определенной действительности
– социальной сфере и специфической социальной
деятельности.
Социальная работа – универсальный социальный
институт: ее носители оказывают помощь
всем индивидам независимо от социального
статуса, национальности, религии, расы,
пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный
критерий в этом вопросе – потребность
в помощи и невозможность своими силами
справиться с жизненными затруднениями.
Социальная работа вошла в число видов
социальной деятельности, направленной
на оказание помощи людям, содействия
им в их затруднениях. Виды такой социальной
деятельности столь же стары, как само
человеческое общество. Индивиды не могли
соединиться в общность, не могли элементарно
выжить, если бы не выработали различные
формы поддержки слабых. Подобная деятельность
основывалась на морально-религиозных
воззрениях и осуществлялась теми способами,
которые были доступны людям в каждое
конкретное время.
На смену «раздаточно-дележным отношениям»
первобытного общества пришли милостыня,
благотворительность (конфессиональная,
государственная, индивидуальная), общинно-традиционное
и государственно-
Принципы этой помощи были достаточно
определенны. Содействие оказывалось
«своим» (по религиозным убеждениям, национальности,
сословию, корпорации), но не чужим. Связь
между дающим и берущим рассматривалась
как органическая, отношения строились
не на базе закона, а на базе обычая, традиции.
Появление и укрепление социальной работы
связаны с целым рядом процессов, обусловленных
постепенным изживанием черт традиционности
в обществе. Прежде всего идеология социальной
помощи была построена на концепции льгот
и привилегий.
Понятие льготы исходит из представления
о том, что все люди несут на себе некий
груз обязанностей, и только некоторым
из них это бремя облегчается (слово «льгота»
происходит от старинного «легота» - облегчение).
Понятие привилегии исходят из представления
о том, что все люди бесправны и ничтожны
и лишь некоторым из них даруются некоторые
преимущества. И в первом, и во втором случае
исключения из общего состояния абсолютно
волюнтаристичны, они не оправдываются
никакими естественными законами, а только
людским произволом .
В течение XIX – XX вв. получают всеобщее
распространение гуманистические, демократические,
эгалитарные представления: от рождения
ни у кого нет никаких привилегий. Эта
революционная мысль была выражена еще
в XVIII в. в знаменитой декларации: «Все
люди рождаются равными перед Богом и
наделенными одинаковыми правами».
Экономические, социальные и культурные
права человека трактуются как законодательное
закрепление основных свобод и условий
жизни людей, позволяющих каждому свободно
развивать свою человеческую природу,
жить со своими близкими в человеческих
отношениях и не опасаться насильственного
разрушения своего благосостояния.
Смысл социальной работы – это деятельность
по оказанию помощи индивидам, семьям,
группам в реализации их социальных прав
и в компенсации физических, психических,
интеллектуальных, социальных и иных недостатков,
препятствующих полноценному социальному
функционированию.
Эта деятельность может быть и профессиональной,
и добровольческой, однако при всей важности
волонтерского движения, по мере развития
института социальной работы неизбежно
будут возрастать как степень обученности
персонала, так и глубина специализации
ее учреждений .
Содержание социальной работы можно определить
как специфический вид профессиональной
деятельности, оказание государственного
и негосударственного содействия человеку
с целью обеспечения культурного, социального
и материального уровня его жизни, предоставление
индивидуальной помощи человеку, семье
или группе лиц.
Социальное обслуживание представляет
собой деятельность социальных служб
по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Объект
и предмет социальной
работы
Термин «объект» применяется при анализе
конкретной двусторонней связи, описывающей
единичное отношение познания и деятельности.
В этом конкретном отношении сторона,
осуществляющая познание или деятельность,
называется субъектом; сторона, на которую
направлено познание или деятельность,
называют объектом. Понятие субъекта в
социальной работе весьма многопланово.
Субъек-объектные отношения подвижны.
То, что в одном отношении было объектом,
в другом акте познания или деятельности
может стать субъектом, и наоборот. Кроме
того, в сфере коммуникативной деятельности
целый ряд отношений может пониматься
как субъект-субъектные, в которых обе
стороны являются активными продуцентами
деятельности и познания, влияют друг
на друга. Социальная работа относится
к числу именно таких сфер социальной
действительности .
Становление профессиональной социальной
работы в нашей стране сопровождалось
разработкой понятийного аппарата наук,
изучающих социальную работу и описывающих
ее практику. Среди спорных дефиниций
дискутировался вопрос о том, как назвать
того, кому оказывается помощь. В медицине
такое лицо называется «пациент». В юриспруденции
– «потерпевший», что является российским
аналогом латинского термина «пациент»,
или «истец», т. е. по сути, тот, кто ищет
помощи. Однако эти термины описывают
лишь одну, страдательную, сторону в позиции
лица, нуждающегося в содействии.
Он, конечно, потерпел ущерб, страдание,
находится в состоянии жизненного затруднения,
однако в тех случаях, когда он обладает
личностной субъективностью, то есть в
той мере, насколько его интеллектуальные,
физические, психические и моральные ресурсы
позволяют ему, он должен сам принимать
участие в разрешении своей проблемы.
В связи с этим утвердилось мнение о том,
что лиц, которым предоставляется помощь
социального работника, следует называть
клиентами. Клиент может быть индивидуальным
или групповым (семья, школьный класс,
группа инвалидов, трудовой коллектив
и т. д.).
Поскольку социальный работник любого
ранга – всегда активная сторона, можно
говорить о том, на что направлена его
деятельность, вне зависимости от того,
встречает ли она активный ответ, или только
пассивно принимается людьми. В этом смысле
объектом социальной работы являются
индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся
в трудной жизненной ситуации. Трудная
жизненная ситуация – это такая ситуация,
которая нарушает или грозит нарушить
возможности нормального социального
функционирования указанных объектов
. Разрешить окончательно социальные проблемы
инвалидности, бедности, расовой или национальной
нетерпимости невозможно, но необходимо
разрешать их вновь и вновь для каждого
следующего индивида или семьи, оказавшихся
в затруднении из-за этих проблем. Поэтому,
оказывая социальную помощь клиенту, социальный
работник имеет дело в первую очередь
с его социальной ситуацией.
Социальная ситуация – конкретное состояние
проблемы конкретного клиента социальной
работы, индивидуального или группового,
со всем богатством своих связей и опосредований,
имеющих отношение к разрешению данной
проблемы . Социальная ситуация клиента
и является предметом социальной работы,
тем непосредственным полем, где прилагает
усилия социальный работник. Цель его
деятельности – улучшение социальной
ситуации клиента, превенция ее ухудшения
или, по крайней мере, фасилитация, облегчение
субъективного переживания клиентом своего
положения.
Сущность
социальной работы как
науки
Социальная
работа, возникнув как общественное
явление, как особая сфера деятельности
людей, пройдя определенный путь развития,
все чаще становится объектом специальных
научных исследований.
Научное осмысление социальной работы
в России начиналось с выявления в общественной
жизни социальной роли такого феномена,
как благотворительность, а также с попыток
применить для научного обоснования социальной
защиты людей, помощи нуждающимся различные
философские, психологические, психотерапевтические,
социологические, медицинские подходы.
Теоретическое обоснование социальной
работы в настоящее время идет как бы в
трех направлениях. Во-первых, определяется
место социальной работы как науки среди
таких дисциплин, как социальная философия,
социальная история, политология, социальная
психология, культурология. Во-вторых,
ведется поиск собственной теоретической
константы социальной работы как специфического
объекта исследования и, в-третьих, выявляется
ее взаимодействие с другими науками о
человеке и обществе .
Исторический анализ зарубежного опыта
становления социальной работы как науки
также подтверждает, что первые ступени
ее теоретического обоснования связаны
с развитием благотворительной деятельности.
Теоретический рост научного знания в
области социальной работы во многих странах
мира развивается в двух направлениях.
Первое касается усиления значимости
в системе психологического объяснения
бихевиористского подхода, основанного
на теории познания, доминирования познавательных
ориентаций. Второе направление связано
с ростом интереса к обоснованию теоретических
предпосылок социальной работы.
Таким образом, в теории социальной работы
складываются системные представления
о социальной защите, социальных гарантиях,
социальном обслуживании, помощи и поддержке
людей, оказавшихся в сложных ситуациях.
При этом усиливается ориентация на целостный
подход к теории социальной работы, на
создание юридического фундамента социальных
технологий .
Почти вековой опыт развития социальной
работы как науки за рубежом не только
обусловил модернизацию классических
парадигм социального мышления, но и сформировал
научные обоснования новых течений в социальном
переустройстве общества.
В наше время развитие теории социальной
работы идет в условиях постоянных дискуссий.
С особой остротой обсуждается вопрос
о ее месте в системе наук. Теория социальной
работы имеет все структурные признаки,
позволяющие судить о ее сформированности
как науки:
1) она имеет
специфический предмет исследования;
2) объект исследования;
3) закономерности, присущие предмету исследования;
4) специфические понятия;
5) категории;
6) принципы;
7) методы деятельности.
При
этом ее относят к группе прикладных
наук и характеризуют как междисциплинарную.
.
Теория социальной работы представляет
собой особое выражение в логических формах
знания процесса функционирования и развития
сложной полицентрической системы социального
развития, где каждый компонент структуры
может выступать и причиной, и следствием
характера социальных процессов одновременно.
Предмет исследования социальной работы
как науки – социальные отношения и взаимосвязи
разных уровней – является отражением
этой сложной полицентрической системы,
основными компонентами которой становятся
люди с их биосоциальной природой, как
носители разнообразных материальных,
социальных и духовных потребностей и
интересов, обладающих разным уровнем
образования, культуры, жизненного опыта,
различающихся психологией и степенью
активности участия в социальных процессах.
Именно то обстоятельство, что человек,
действующий в различных сферах (экономической,
социальной, духовной, семейно-бытовой),
является основным компонентом социальной
работы и главным интегрирующим фактором
ее системы, предопределяет структурное
содержание теории социальной работы
как науки. Структура социальной работы
как науки обусловливается не только отношениями
людей друг к другу, но и отношениями людей
к идеям, знаниям, взаимосвязями различных
областей и технологий социальной работы
.
С функциональной точки зрения социальная
работа может рассматриваться как взаимодействие
ее субъекта и объекта. Категории объективного
и субъективного употребляются для обозначения
и исследования социальных процессов
как на макро- или мезоуровне, так и на
микроуровне жизнедеятельности членов
общества.
В социальной работе проявляются все три
уровня взаимодействия объективного и
субъективного, выражая тем самым не только
сложность, многоуровневость системы
социальной работы, но и неразрывность,
целостность и необходимость соответствующих
организационных структур по управлению
и регулированию взаимоотношений людей
с окружающей их материальной, социальной
и духовной средой на федеральном, региональном
и производственно-бытовом уровне .
Своеобразие социальных процессов состоит
и в том, что они активно влияют на все
стороны общественной жизни, как бы пронизывают
ее интересами и потребностями личности,
семьи, социальной или социально-демографической
группы, а поэтому целенаправленное воздействие
на них в социальной работе невозможно
без учета научных достижений теории социального
управления.
Теория социальной работы выявляет и исследует
существенные, необходимые связи и явления,
присущие социальным процессам и социальному
развитию общества и обусловливающие
характер и результативность экономического,
психологического, педагогического и
управленческого воздействия на развитие
и поведение социальных общностей, групп
и личности .
По характеру решения проблем социальная
работа занимает особое место среди таких
наук об обществе, как философия, история,
политология, правоведение, экономика
и т. д.; она тяготеет к психологии, социологии
и медицине.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий
вывод. Способствовать тому, чтобы каждый
человек жил и действовал в соответствии
со своей социальной природой, - такова
практическая цель социальной работы,
которая определяет и ее теоретическую
основу как науки о человеке, способах
его социального самочувствия.
Поскольку жизнедеятельность людей осуществляется
на почве тех или иных общественных отношений,
социальная работа рассматривает их под
своим углом зрения. Предметом изучения
при этом являются социальные отношения,
функционирующие в социальной сфере жизни
общества и рассматриваемые в контексте
всей совокупности общественных отношений,
в том числе экономических, политических,
духовно-нравственных и т. д.
Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки — совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности исследовательских процедур абстрагирования, идеализации, обобщения, сравнения и других логических операций. Понятийный аппарат образует структуру теории социальной работы, включая определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.
Понятие
является важнейшей логической формой,
позволяющей выявить
Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют первичными. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними. Они составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям.
Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук достаточно сложен, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, их аспекты тесно переплетены друг с другом, они по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями, полипарадигмальность теории социальной работы. Поэтому в целях упорядочения их многообразия можно говорить о следующих группах понятий и категорий социальной работы: