Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:50, реферат
Макс Вебер (1864-1920)- выдающийся немецкий социо-лог, экономист, историк, создатель <понимающей> социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер из-ложил в работах <Протестантская этика и дух капитализма>, <Основные социологические понятия>, <О некоторых категориях понимающей социологии>, <Хозяйственная этика мировых религий> и др.
Свою социологию Вебер называл <понимающей>, поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, <понять> <причинно объяснить> их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии.
11. <Понимающая> социология М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920)- выдающийся немецкий
социо-лог, экономист, историк, создатель
<понимающей> социологии и теории
социального действия. Свои научные
взгляды Вебер из-ложил в
Свою социологию Вебер называл <понимающей>,
поскольку она призвана раскрыть смысл
поведения людей, <понять> <причинно
объяснить> их социальные действия. Именно
социальное действие индивида Вебер выводил
в качестве предмета социологии. Только
на основе анализа социальных действий
индивидов, подчеркивал он, могут быть
глубоко осмыслены такие сложные понятия,
как <общество>, <государство>, <народ>
и др
Разрабатывая теорию социального действия,
Вебер использовал введенное им понятие
<идеальный тип>, ставшее центральным
в его методологии. <Идеальный тип>
- это мыслительная логическая конструкция,
с помощью которой исследователь дол жен
изучать явления (через определение степени
отклонена этих явлений от данного <идеального
типа>).
Вебер выделил четыре <идеальных типа>
социального действия: целерациональное,
ценностно-рациональное, традиционое
и аффективное:
целерациональное действие - действие,
предполагающее ясное осознание цели,
соотнесенной с рационально осмысленными
средствами ее достижения. Целерационально
действует тот индивид, отмечал Вебер,
чье поведение ориентировано на цель,
средства и учитывает возможные побочные
результаты. качестве типичного примера
такого действия может служит экономическое
поведение предпринимателя.
ценностно-рациональное действие - действие,
ориентированное на определенные ценности
(нравственные, религиозные, эстетические
и др.), принятые индивидом. Как отмечал
Вебер, ценностно-рационально действует
тот индивид, кто, в считаясь с возможными
последствиями, поступает в соответствии
со своими убеждениями и выполняет то,
что требует от него долг, достоинство,
религиозные предписания и т.д.
традиционное действие- действие, формируемое
на основе подражания тем или иным социальным
образцам поведения, закрепленным в культурной
традиции и не подлежащим критической
оценке. Традиционное действие диктуется
привычками, обычаями, верованиями. Значимость
этого типа действия определяется тем,
что к нему относится большая часть повседневного
поведения людей, в котором важную роль
играют привычки.
аффективное действие - действие, которое
обусловлено эмоциональным состоянием
индивида. Главное в таком действии - стремление
к немедленному удовлетворению страсти,
жажды мести, влечения и т.д. Такое действие
находится <на гра-нице> осмысленного
человеческого поведения.
Вебер считал, что по степени распространения
того или ино-го типа социального действия
можно судить о характере и уров-не развития
всего общества. Так, он отмечал, что в
архаичных, примитивных обществах преобладают
аффективные и традици-онные действия,
а в индустриальных, высокоорганизованных
обществах - ценностно-рациональные и
особенно целерациональные действия.
Весь исторический процесс представлялся
Веберу как расту-щая рационализация всех
сторон общественной жизни. В его трактовке
- это результат воздействия нескольких
феноменов, несших в себе рациональное
начало, а именно - античной на-уки, особенно
математики, дополненной в эпоху Возрождения
экспериментом и техникой; рационального
римского права, по-лучившего на европейской
почве свое дальнейшее развитие; ра-ционального
способа ведения хозяйства, возникшего
благодаря отделению рабочей силы от средств
производства.
Наиболее последовательное воплощение
принцип рацио-нальности, по Веберу, находит
в правовом государстве, функци-онирование
которого основывается на рациональном
взаимодей-ствии граждан и строгом соблюдении
законности.
Изучение рациональности как ведущей
тенденции западно-европейского капитализма
стало главной темой веберовской ра-боты
<Протестантская этика и дух капитализма>.
В ней Вебер показал, что возникновение
капитализма в Европе имело не только
социально-экономические, но и духовные
предпосылки. Особенно важную роль сыграла
протестантская религиозная этика, основные
принципы которой (трудолюбие, бережливость,
честность, расчетливость и т.д.) во многом
способствовали раз-витию предпринимательства
и <духа капитализма>.
Значителен вклад Вебера в разработку
проблем политичес-кой социологии, в частности,
типизации политического господ-ства.
Опираясь на свою концепцию социального
действия, он выделил три типа легитимного
(признанного) господства: ле-гальное,
традиционное и харизматическое. Первый
тип, которо-му соответствует целерациональное
действие, предполагает под-чинение закону,
а не личности; второй тип, основанный
на традиционном действии, обусловлен
обычаями, традициями, <привычкой к определенному
поведению>; третий тип базируется на
вере в необыкновенный дар (харизма- от
греческой <божественный дар>) носителя
власти и связан с аффективными действиями.
Заслуживает также внимания идея Вебера
о плебисцитарной демократии, дающей возможность
всенародного избрания политического
лидера (президента), который мог бы от
имени народа направлять деятельность
бюрократического государственного аппарата
в интересах народных масс.
Важное место в научном творчестве Вебера
занимает социология религии, главную
задачу которой он видел в выявлении смысла
религиозных действий. Анализ мировых
религий привел исследователя к выводу,
что существует определенная взаимо-связь
между господствующей в обществе религиозной
моралью и экономическим поведением, а
религиозно-этические установки оказывают
влияние на характер и методы хозяйственной
деятельности.
Вебер внес крупный вклад в разработку
практически вех отраслей социологического
знания. Его идеи, методологические принципы,
связанные с <пониманием> социального
действия, построением <идеальных типов>,
сравнительной характеристикой разных
систем, оказали большое воздействие на
развитие теоретической мысли и стимулировали
появление новых направлений в мировой
социологии XX в