Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:00, доклад
М. Вебер был первым крупным социологом-антипозитивистом. Он полагал, что общество следует изучать не «извне», на чём настаивали позитивисты, а «изнутри», то есть исходя из внутреннего мира человека.
Понимание в социологии характерно тем, что личность связывает со своим поведением определённый смысл. Кроме того, социология не исключает познание причинных связей, а включает их в себя. Таким образом, вводя термин «понимающая» социология, М. Вебер отграничивает её предмет не только от предмета естественных наук, но и от психологии. Ключевым в его творчестве выступает понятие «понимание». Выделяются два вида понимания.
М.
Вебер был первым крупным социологом-
Понимание в социологии характерно тем, что личность связывает со своим поведением определённый смысл. Кроме того, социология не исключает познание причинных связей, а включает их в себя. Таким образом, вводя термин «понимающая» социология, М. Вебер отграничивает её предмет не только от предмета естественных наук, но и от психологии. Ключевым в его творчестве выступает понятие «понимание». Выделяются два вида понимания.
Непосредственное
понимание предстаёт как
Объясняющее
понимание. Любое объяснение есть установление
логических связей в познании интересующего
объекта (действия), элементов данного
объекта (действия), либо в познании
связей данного объекта с другими
объектами. Когда мы осознаём мотивы
гнева, движения к двери, значение звонка
и т.д., мы «понимаем» их, хотя это
понимание может быть и неверным.
Объясняющее понимание
Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, — писал Вебер, — это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы — это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.
Понятие идеального типа выражает логическую конструкцию, с помощью которой познаются реально существующие явления. Идеальный тип выражает человеческие действия такими, как если бы они происходили в идеальных условиях, независимо от обстоятельств места и времени. В этом смысле он подобен некоторым понятиям естественных наук: идеальному газу, абсолютно твёрдому телу, пустому пространству, либо математической точке, параллельным прямым и т.п. М. Вебер не считает такие понятия мысленными аналогами реально существующих явлений, которые «быть может, так же мало встречаются в реальности, как физические реакции, которые вычислены только при допущении абсолютно пустого пространства». Он называет идеальный тип продуктом нашей фантазии, «созданным нами самими чисто мыслительным образованием».
Понятие
идеального типа может применяться
в любой общественной науке, в
том числе и в правоведении.
Право как правда и справедливость
есть идеальный тип понятия права
применительно к правовому
Концепция социального действия составляет ядро творчества М. Вебера. Он разрабатывает принципиально иной подход к исследованию общественных процессов, заключающийся в понимании «механики» поведения людей. В связи с этим он обосновывает понятие социального действия.
По мнению М. Вебера, социальное действие (бездействие, нейтральность) есть такое действие, которое имеет субъективный «смысл» независимо от степени его выраженности. Социальное действие — это поведение лица, которое по субъективно предполагаемому смыслу (цели, намерения, представления о чём-либо) действующего лица соотнесено с поведением других людей и исходя из этого смысла может быть понятно объяснено. Иначе говоря, социальным является такое действие, «которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Это значит, что социальное действие предполагает сознательную ориентацию субъекта на ответную реакцию партнёра и «ожидание» определённого поведения, хотя оно может и не последовать.
В повседневной жизни каждый человек, совершая определённое действие, ожидает ответа тех, с кем связано данное действие. Таким образом, социальному действию присущи два признака:
1) наличие субъективного смысла действующего лица и
2)
ориентация на ответную
Отсутствие
любого из них означает не социальность
действия. М. Вебер пишет: «Если на
улице множество людей
В соответствии с указанными признаками М. Вебер выделяет типы социальных действий: Традиционное социальное действие. Основано на длительной привычке людей, обычае, традиции. Аффективное социальное действие. Основано на эмоциях и не всегда осознаётся. Ценностно-рациональное действие. Основано на вере в идеалы, ценности, верности «заповедям», долгу и т.п.
М. Вебер пишет: «Чисто ценностно-рационально действует тот, кто не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что, как ему кажется, от него требует долг, достоинство, красота, религиозные предписания, пиетет или важность какого-либо «дела» — ценностно-рациональное действие… всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий субъект считает предъявляемыми к себе». Таким образом, данный вид социального действия связан с нравственностью, религией, правом.
Целерациональное действие. Основано на стремлении к цели, выборе средств, учёте результатов деятельности. М. Вебер характеризует его следующим образом: «Целерационально действует тот, кто ориентирует действия в соответствии с целью, средством и побочными желаниями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным желаниям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу». Данный вид действий не связан с какой-либо определённой сферой деятельности и потому считается М. Вебером наиболее развитым. Понимание в чистом виде имеет место там, где перед нами целерациональное действие.
Изложенное
понимание социального действия
имеет достоинства и
1)Концепция
социального действия не
2)Концепция
социального действия
Социальное
отношение по Веберу является системой
социальных действий, к социальным
отношениям относятся такие понятия
как борьба, любовь, дружба, конкуренция,
обмен и т. д. Социальное отношение,
воспринимаемое индивидом как обязательное,
обретает статус законного социального
порядка. В соответствии с видами
социальных действий выделяются четыре
типа законного (легитимного) порядка:
традиционный, аффективный, ценностно-рациональный
и легальный.
Информация о работе "Понимающая" социология М. Вебера. Идеальный тип