Положительные девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Проблему социальных отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология и другие науки. При этом именно социология занимается определением наиболее общих причин и последствий девиации, ее влияния на развитие социальных процессов, указывает путь рационального контроля, предотвращения и ликвидации такого поведения с помощью экономических, социальных и политических мер.

Содержание

Введение 2
Девиация 3
Биологическое объяснение 4
Социологическое объяснение 5
Теория аномии мертона 6
Типы девиаций 7
Социальный контроль 9
Положительные девиации 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

К.р.-Девиация.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     Радикальная криминология придает основное значение сущности самой законодательной  системы. Сторонники данной концепции  считают девиантов бунтовщиками, выступающими против капиталистического общества, которое стремится изолировать некоторых своих членов, якобы нуждающихся в контроле. Эта теория является примером современной тенденции акцентировать внимание на природе общества, попытаться выяснить, почему оно заинтересовано в создании девиации и "клеймении" девиантов. 

       ТИПЫ  ДЕВИАЦИЙ

     Типологизация девиантного поведения связана  с трудностями, поскольку любые  его проявления - осуществление аборта, пристрастие к спиртным напиткам, употребление в пищу свинины и  т.д. - можно считать как девиантными, так и недевиантными; все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.

     Рассмотрим  классификацию девиантных поступков, предложенную Мертоном. Суть его концепции состоит в том, что девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Исходя из этого Мертон строит типологию девиантных поступков.

     В системе Мертона, тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

     Вторая  возможная реакция называется инновацией; она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. "Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые "преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег).

     Третья  реакция, названная ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается.

     Четвертая реакция, названная бегством от действительности (ретреатизм), наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п.

     Наконец, бунт, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология, (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую.

     Концепция Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних  весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди. Вор не отвергает социально одобряемую цель достижения материального благополучия,  а бюрократ, олицетворяющий ритуализм, не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, чем доводит до абсурда. Однако оба эти человека проявляют девиантное  поведение.

     Девиация  представляет собой процесс развития, в ходе которого можно выделить несколько стадий:

     а) формирование норм;

     б) сущность норм;

     в) совершение девиантного поступка;

     г) признание поступка девиантным;

     д) признание человека девиантом;

     е) стигматизация; ж) следствия стигматизации;

     з) коллективные формы девиантного поведения. 

СОЦИАЛЬНЫЙ  КОНТРОЛЬ

     Термин  социальный контроль относится к  совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым  для их осуществления. В исследованиях  девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.

     Несмотря  на то, что люди часто нарушают социальные стандарты, по большей части они  конформны. Более того, все желают соблюдать нормы и считают  это само собой разумеющимся. Это поразительное явление стало результатом социализации. Однако, поскольку социализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе.

     Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля.

     Изоляция  применяется с целью отлучения  девианта от других, она даже не предусматривает  попытки реабилитации. Именно так  в тюрьмах содержатся закоренелые  преступники.

     Обособление предусматривает ограничение контактов  девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. Наконец, благодаря реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе. Во многих тюрьмах имеются программы реабилитации, а группы вроде "анонимных алкоголиков" осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками. Для того, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни и адаптироваться, применяется также психотерапия.

     Существуют  формальные и неформальные методы социального  контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль ассоциируется с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных организациях, например полицейскими службами.

     Иногда  санкции применяются неформально. Например, когда люди, находящиеся  в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение. Такой вид давления наиболее характерен для небольших групп.

     Кросби (1975) выделил четыре основных типа неформального  контроля.

  • Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (например, повышении в должности), служат для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации.
  • Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы - непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием предотвратить их.
  • Убеждение - еще один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.
  • Последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм - при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, выполнение домашней работы мужчинами.

     Систему формального социального контроля осуществляют организации и правила, предназначенные для защиты порядка. Полиция и другие правоохранительные органы, а также суды, психиатрические больницы и пр. представляют собой организации подобного типа. Их сотрудники следят за соблюдением правил, предусмотренных законодательством, хотя многие другие правила связаны лишь с бюрократическими процедурами.

     Уголовное право - это система формального  социального контроля, в которой  существует несколько определенных этапов, превращающих индивидуума в  девианта.  
 
 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ

     Как правило, понятие девиации относят  к различным социальным патологиям, благодаря чему оно приобрело  уже устойчивый негативный смысл. Однако социология не может игнорировать и  того факта, что от «нормы» в ее социологическом смысле отклонения возможны как «вниз», так и «вверх». Гениальность, героизм, святость, а порой даже просто одаренность, честность и совестливость вполне могут быть рассмотрены как «позитивные девиации». Именно на исследовании позитивных девиаций и возможных путей переключения социальной энергии из отрицательно девиантного в положительно девиантное русло считает необходимым сконцентрировать усилия социологов классик девиантологии Я.И. Гилинский. И вот в свете этого неизбежен вопрос: а по отношению к чему девиация оценивается положительно или отрицательно? В качестве критерия оценки могут выступать общественное одобрение или общественная польза.

     Социальное  одобрение  вполне замеряемая социологическими средствами величина, однако, вряд ли возможно принять его в качестве показателя положительности девиации: очень редко какая девиация оценивается положительно в массовом сознании. В определенном смысле социологическое понятие «девиации» и социологически фиксируемое «социальное одобрение» являются противоположными характеристиками социального действия: социологическая норма, от которой отклоняется девиант, как раз и определяется социальным одобрением. В тех же редких случаях, когда некое отклонение оценивается позитивно в массовом сознании, это одобрение вовсе не гарантирует того, что мы имеем дело с «позитивной девиацией».

     Социальная  польза в  отличие от достаточно изменчивого общественного «одобрения», является более устойчивым ориентиром. Такой критерий мог бы, кажется, надежно  отделить позитив от негатива в сфере  девиаций, но – опять-таки в отличие от «одобрения» – общественная польза есть феномен неуловимый для научной, эмпирической социологии.  
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данном реферате мы определили основные причины девиации разнообразных  социальных факторов;

  • отсутствие норм и разрыв между целями общества и способами достижения этих целей (теории аномии);
  • культурные ценности, побуждающие людей к девиантному поведению (культурологические теории);
  • наличие тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации (теория наклеивания ярлыков);
  • разработка законов как источника общественного конфликта (радикальная криминология) и т.д.

     Девиация  является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила  служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно.

     Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Н. Борисов «Основы социологии: методология социальной жизни и поведения личности» Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2001
  2. А.И. Кравченко «Социология: общий курс: учебное пособие для вузов – М: Логос, 2002
  3. Н. Смелзер «Социология» - М: Феникс, 1994
  4. Ж.Т. Тощенко «Социология: общий курс»: учебник, - Москва, Прометей

Информация о работе Положительные девиации