Положение детей в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:26, контрольная работа

Описание работы

О положении детей с вовременной России.
Правовая основа защиты детства.
ДОКУМЕНТЫ, ОХРАНЯЮЩИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ.
«КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА». ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ И ПРИНЯТИЯ.
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ РОССИЕЙ «КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».
ПРАВА РЕБЕНКА, ГАРАНТИРУЕМЫЕ КОНВЕНЦИЕЙ.

Работа содержит 1 файл

положение детей в современной России.rtf

— 128.94 Кб (Скачать)

     Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. Это другая причина, по которой Россия приняла «Конвенцию о правах ребенка». 

     СТРУКТУРА КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 

     Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других норм злоупотреблений.

     Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

     Первая часть Конвенции

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

     Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

     А также о правах

     Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
 

     ПРАВА РЕБЕНКА, ГАРАНТИРУЕМЫЕ КОНВЕНЦИЕЙ 

     Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

     В соответствии с этими принципами:

     1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

     2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

     3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

     4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

     5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

     6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

     7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

     8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

     9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

     10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

     11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

     12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

     13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

     14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

     15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

     Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности». 

 

      МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 

     Помимо законов, охраняющих права детей в России, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых -- создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП:

     - "Одаренные дети",

     - "Организация летнего отдыха детей",

     - "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев",

     - "Дети Чернобыля",

     - "Дети-сироты",

     - "Дети-инвалиды",

     - "Дети Севера",

     - "Планирование семьи",

     - "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в составе программы "Дети России" еще две ФЦП:

     - "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

     - "Развитие социального обслуживания семьи и детей".

     С 1999 -- ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

     В марте 2001 состоялась первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам российских детей -- "Гражданское общество -- детям России". На конференции был принят проект Концепции первоочередных мер по защите прав ребенка в России. Тут же было принято решение о создании Союза общественных региональных организаций "Гражданское общество -- детям России" -- совместного инструмента в отстаивании детских интересов на всех уровнях государственной власти. Через год, в апреле 2002, около 500 общественных организаций, деятельность которых так или иначе связана с детьми, собрались в Москве, на Координационный Совет "Гражданское общество -- детям России", где утвердили Концепцию и выбрали региональных представителей. Председателем Союза стала Элла Памфилова.

     Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:

     - поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации;

     - продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи;

     - поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;

     - организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив;

     - профилактика детской инвалидности;

     - реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;

     - развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;

     - социальная ре-интеграция выпускников интернатов

     - воссоздание в России системы ювенальной юстиции;

     - внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях -- таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.;

     - развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;

     - развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом;

     - продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.

     Таким образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей.

     Подводя итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конвенция о правах ребенка - М.1989
  2. Декларация о правах ребенка - 1959
  3. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» www.krugosvet.ru
  4. Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ» ru.wikipedia.org

Информация о работе Положение детей в современной России