Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:15, реферат
Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.
Политика как
социальный институт
Наиболее масштабной
задачей социально
Существуют некоторые
проблемы, связанные с регулированием
занятости и обеспечения
Неоклассики рассматривали
рынок труда как равноценный,
где опыт и предложение уравниваются
при помощи колебаний уровня заработной
платы, а безработица выступает смягчающее,
то есть вызванное природным стремлением
работников найти лучшее рабочее место.
В двадцатом столетии оказалось, что невозможно
отдавать рынок труда на “откуп” стихийным
рыночным силам. Наиважнейшими причинами
развития и активизации деятельности
буржуазного государства в сфере, которая
рассматривается, были:
1) развитие НТР
и повышение роли человека
в общественном производстве;
2) обеспечение
общих условий воспроизводства, в том
числе воспроизводство рабочей силы;
3) обеспечение
предпринимательства
4) необходимость
компромиссности и смягчения
социальных конфликтов;
5) способствование
развитию и совершенствованию
интеллектуального потенциала общества;
6) влияние идей
и конкретных социальных
Влияние государства
на рынок труда осуществляется прямыми
и косвенными средствами.
Возникает вопрос,
возможна ли безработица в нашем обществе.
Возможно и неизбежно, прежде всего из-за
экономического кризиса производства,
смену форм собственности, курс на реализацию
производства, технический прогресс и
структурные сдвиги в экономике, конверсию
ВПК.
Реальные и
потенциальные масштабы безработицы в
России в разных ее формах огромны. Специалисты
считают, что только скрытая форма безработицы
(когда трое выполняют работу одного) достигает
в границах бывшего СССР достигает 37 млн.
человек. Если уровень продуктивности
труда в нашем обществе поднять до общемировых
показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера
приходилось 320 т. добычи на-гора угля в
год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском
хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить
только 15 чел. , тогда как в США - около 90
чел. , и т. д. ), то безработными стало бы
более 30 млн. чел. В 1988 г. , по расчетам специалистов,
из 131 млн. чел. , занятых в народном хозяйстве,
16 млн. чел. были лишними на производстве.
Ими покрывалась общая потребность предприятий
в рабочей силе, когда от них требовались
люди для сельхозработ, уборки территории
и других непроизводственных работ. Фактором
увеличения безработицы в нашем обществе
является политика, направленная на финансово-кредитную
стабилизацию экономики, удержание роста
инфляции. Во всем мире такое направление
внутренней политики государства способствует
понижению спроса на рабочую силу и увеличивает
армию безработных.
Для нашего общества
есть два варианта развития. Первый
заключается в том, чтоб всем сохранить
статус-кво, то есть всем платить одинаково
и мало, рабочую силу оставить иммобильной.
Второй состоит в том, чтобы существенно
повысить уровень заработной платы, но
не всем одинаково, а дифференцировано,
в зависимости от реального вклада в производство.
При этом вводить трудосберегающую технику
и технологию, сокращать избыточные кадры,
выплачивать им пособие, размер которого
прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять
бесплатно возможность переквалификации
и помощи в трудоустройстве. Первый вариант
значительно уменьшает качество рабочей
силы, продуктивность труда. Второй - это
модель развития рынка труда во всех развитых
странах. Поэтому наше общество должно
перенаправлять свои социальные ориентиры,
выполняющие коренные преобразования
в развитии и использовании трудовых ресурсов.
Речь ведется о перемене концепции рабочей
силы, то есть об отказе от концепции полной
занятости и принятии на вооружение концепции
эффективной занятости.
Полная занятость
превратилась в нашем обществе в
поголовную занятость маломобильной
рабочей силы, которая привыкла получать
низкую заработную плату не за труд, а
за рабочее место. Значительная часть
работников и сейчас занята неквалифицированным
рабочим трудом в сфере производства.
Эта модель использования трудовых ресурсов
нацелена на дешевую рабочую силу с неразвитыми
современными потребностями и большим
количеством бесплатных социальных услуг
достаточно низкого качества.
Игнорируется
обратная связь - “ производство - человек”.
Производство нацелен в основном
на свои цели и решает свои задачи. При
отсутствии социального ориентированного
общественного производства такая политика
применительно к трудовым ресурсам породила
деформации: снижение рождаемости, простое
воспроизводство рабочей силы, плохое
воспитание детей, низкий уровень квалификации
и образования рабочей силы и т. п. Полная
занятость - это добровольная трудовая
служба, организованная по военному образцу
(“ кто не работает тот не ест”, имеется
в виду только государственный сектор).
С точки зрения государства, она была лучшим
способом обеспечения всех рабочими местами
и минимальными средствами существования,
а также тотальным контролем за населением
за населением.
При этом занятость
характеризовалась большими диспропорциями:
рядом с излишком рабочей силы
в одних сферах и видах деятельности
существует колоссальный дефицит рабочих
кадров в других ( на 100 верстаков, которые
работают в одну смену, приходится 60 работников,
пятая часть машин простаивает в автопарках
из-за отсутствия водителей, не достает
доярок, механизаторов и строителей).
Поэтому во второй
половине 80-х годов была определена
и получила официальное одобрение
концепция эффективной
Обеспечение занятости
на начальном этапе становления
рынка.
Самые первые шаги
к рыночной экономике ударили
еще по одной сфере относительного
социального благополучия в прежней
системе хозяйствования - по полной
занятости.
Проблема эта
исключительно сложна уже тем, что
затрагивает устои прежней
Устранение таких
деформаций требует форсированного
роста производства товаров народного
потребления, появления в этой области
новых предприятий, фирм. Здесь в связи
с высоким спросом (и, значит, высокими
ценами) должна больше повышаться и заработная
плата.
Поэтому в данной
сфере в целом угроза безработицы
должна отсутствовать. Предприятия
же машиностроения, военно-промышленного
комплекса находятся в упадке.
Такое положение
образует базу для структурной безработицы,
характерной для нашей
Далее, если на Западе
безработица возникает в
Отказ от установки
на полную занятость означает потерю
важной социальной гарантии со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
Здесь требуется если не полное предотвращение
такой потери (это невозможно), то, по
крайней мере, ослабление порождаемых
ею явлений.
Необходим комплекс
мероприятий, упорядочивающих процесс,
не дающих безработице стать массовой,
позволяющих эффективно вести переквалификацию
работников, поддерживать их в период
поиска работы, активно создавать новые
рабочие места и т. д.
Снижение капитальных
вложений в государственном масштабе
(а оно неизбежно при "ни проблем
финансовой мобилизации и ликвидации
дефицитности бюджета) может быть несколько
компенсировано энергичной инвестиционной
политикой местных, региональных властей.
Сейчас в первую
очередь предполагается обеспечить
компенсацию потерь в оплате труда.
Речь идет прежде всего о пособиях
по безработице, выплате подъемных
на новом месте жительства, выходных
пособий т. п. Вопрос упирается в источники
финансирования, в создание особых служб
занятости, системы переподготовки кадров,
информационных центров, сосредоточивающих
данные об излишках рабочей силы и потребности
в ней.
Наиболее перспективной
и эффективной представляется система
экономических льгот предприятиям, которые
сами создадут у себя дополнительные рабочие
места и трудоустраивают высвобождающих
работников, переобучают их. В награду
такие предприятия могут освобождаться
от части налогов, получать льготные инвестиции
под прирост рабочих мест и другие предпочтения.
Если же предприятие (любой формы собственности)
выталкивает излишнюю рабочую силу, то
сумма ее шести - двенадцатимесячното
содержания должна вноситься в муниципальные
органы, которые перераспределяют и переподготавливают
высвобожденных людей. работодателя полезно
ставить перед альтернативой: создавать
новые рабочие места на собственном предприятии
или оплачивать содержание своих бывших
рабочих. Именно такой механизм, кстати,
существует в Швеции, где, как и в Японии,
безработица заметно меньше, чем в других
государствах с развитой рыночной экономикой.
Социальная политика
- это комплекс социально-экономических
мер государства предприятий, организаций,
местных органов власти, направленных
на защиту населения от безработицы, возрастания
роста цен и т. д.
Основными принципами
проведения социальной политики являются:
1) защита уровня
жизни путем введения разных
форм компенсации при
2) обеспечение
помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи
на случай безработицы;