Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Нередко политический лидер является руководителем организации — политической партии, общественного движения, государства и т.д. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают. Руководство — это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно подразумевает авторитетность. Реальный руководитель может и не пользоваться авторитетом и уважением: в этом случае он не будет лидером. Лидер в свою очередь может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и является авторитетным лидером.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 62.76 Кб (Скачать)

Итальянский экономист, социолог, профессор экономических наук Вильфредо Парето (1848—1923) («Трактат по всеобщей социологии» в 4 частях (1915—1919)). Основные черты управляющих: гибкость, хитрость, сила убеждения и готовность использовать насилие для подавления оппозиции. Политические изменения осуществляются путем смены («циркуляции») элит, что происходит, когда элиты становятся психологически непригодными для управления. Типология элит: развивая идею Н. Макиавелли о делении государей на «лис» и «львов», он раздели таким же образом элиты. Элиты «лис»

находятся у власти, как  правило, при демократических режимах («плутократиях») режимах, превосходно  достигая согласия с помощью политических интриг. Им присущи хитрость, изворотливость и стремление поддерживать свою власть пропагандой. Элиты «львов» в большей степени смелы, решительны и они отдают явное предпочтение насилию перд отсальными методами управления.

Итальянский юрист и социолог политики Гаэтано Моска (1858—1941) («Правящий класс» (1896), «Основы политической науки» в 2 томах (1 т. — 1896; 2 т. — 1923)).

1. Все общества разделены  на два класса - управляемый класс и правящий политический класс.

2. Элита теряет власть  из-за отрицания ее идеи и  политики массами, когда в политический  процесс включаются новые политические силы, претендующие на власть и если сосредоточена исключительно на себе и постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние.

3. Общества всегда будут  управляться элитами с помощью  силы, посредством идеологической  или политической доктрины, с  помощью универсальных иллюзий,  основанных на религиозных или  националистических чувствах, путем  манипуляций.

4. Господство элит —  закон, поскольку именно элита  регулирует политическую и экономическую  жизнь страны.

5. Всегда правящая группа  владеет некоторыми ресурсами  или атрибутами, высоко ценимыми  в обществе, такими как средства  производства, священнический статус, военная сила, знание и опыт  в сфере государственного управления. Все они используются для поддержания  власти элиты.

Немецкий историк, экономист, социолог политики Роберт Михельс (1876—1936) сформулировал «железный закон олигархии»: Общество и другие организации подвергаются господству олигархии. Он адресовал свою теорию социалистическим партиям, предупреждая о возможности олигархического перерождения: лидеры ответственны перед избирателями, и профессиональные навыки лидеров укрепляют их позиции. При этом лидеры аккумулируют свое влияние на свою организацию. Независимость вождей усиливается еще больше по мере их кажущейся незаменимости. Замена лидеров осуществляется двумя путями. Основной путь – это привлечение новых членов в существующую олигархию, а второй – смена элит целиком.

 Функции политической  элиты: 

  • изучение и анализ интересов различных социальных групп; 
  • субординация этих интересов; 
  • отражение интересов в политических установках; 
  • выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
  • создание механизма воплощения политических замыслов:

Þ                назначение кадрового аппарата органов управления;

Þ                создание и коррекция институтов политической системы;

Þ                выдвижение политических лидеров. 

 

 Отбор (рекрутирование) политических элит происходит двумя путями – через систему гильдий и через антрепренерскую систему.

Система гильдий

Антрепренерская система

характерные черты:

  • закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило из нижестоящих слоев самой элиты); 
  • высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных формальных требований для занятия должности; 
  • небольшой круг электората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель); 
  • тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру)
  • открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политических и управленческих структурах); 
  • небольшое число формальных требований к претендентам на должности; 
  • широкий к электората, которым могут выступать все избиратели страны; 
  • высокая конкурентность отбора;
 

первостепенность личностных качеств


 

 

2. Социология как наука

 

Предмет социологии

 

Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом  Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло «социальный заказ», т.е. спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования.

Объектом социологического познания является общество. Ключ к  пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и  предмета.

Объект познания – это  все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему  в качестве объективно реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование, и развитие общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, т.е. предмет.

При определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые  носят название социальных. Поскольку  эти связи и отношения в  каждом конкретном социальном объекте  всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает  как целостная система.

Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания его сущности. Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Центральной категорией социологии является – социальное явление, т.е. совокупность тех или иных свойств  и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся  в их отношении друг к другу, к  своему положению в обществе, к  явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном  уровне социального взаимодействия.

Социальное явление или  процесс возникают тогда, когда  поведение одного индивида оказывается  под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в  процессе взаимодействия индивиды оказывают  воздействие друг на друга, способствуя  тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер, является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся  в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях:

на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя  индивидами),

 на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.),

на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности),

 на уровне сообществ  – обществ (социальный уровень)  и

 на уровне глобального  (мирового) сообщества.

Структура социологического знания

 

Социологическое знание неоднородно  и имеет свою достаточно сложную  многоуровневую структуру. Как и  многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном  и прикладном.

Основанием для выделения  фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное  исследование ставит своей целью  преимущественно разработку научных  теорий, развитие основополагающих принципов  социологии, выявление универсальных  взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два взаимосвязанных  уровня познания: теоретический и  эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные  с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей  и способов использования познанных  теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: «для чего изучается?».

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как  фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится  к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций – к прикладной социологии.

Связь между теоретическим  и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. для обозначения  научных построений, призванных выступить  в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:

1. между обществом и  данной сферой общественной жизни;

2. внутренние взаимосвязи  и взаимозависимости, присущие  данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных  социальных процессов, общностей и  институтов, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических  исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы:

1. теории социальных институтов (социология семьи, образования,  труда, политики, религии и т.п.);

2. теории социальных отношений  (малых групп, организаций, классов,  и т.д.);

3. теории специализированных  социальных процессов (отклоняющегося  поведения, социальной мобильности,  урбанизации и т.п.).

 

Функции социологии

 

Общественное предназначение и роль социологии в современном  обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции  социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.

Теоретико-познавательная функция заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его структурных элементах и процессах. Значение этой функции социологии растет в связи с ускорением развития человеческого общества. Особенно большое значение приобретает эта функция в нашей стране, где происходят очень глубокие и быстрые преобразования. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашем обществе изменениях, их характере и направленности, которые может дать социология, мы сможем преодолеть нынешний кризис и обеспечить устойчивое развитие страны.

Добывая объективное научное  знание о происходящих социальных процессах  в стране, социология неизбежно высвечивает  те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное  общество. Хотя многие из нас в определенной мере осознают их существование, но научное  выявление данных проблем социологией  придает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляется  познавательная функция социологии.

Весьма многообразны конкретные проявления практической функции социологии. Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, что социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или  иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества.

Социологическое знание, как  уже отмечалось выше, базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и  накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию. Невозможно в современном обществе осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют достаточного информационного обеспечения. В противном случае все произойдет по известной формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». На основе собранной объективной информации социологи вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.

Информация о работе Политическое лидерство