Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:27, реферат
Выявить структуру политического конфликта и изучить способы его разрешения.
Задачи.
Дать определение понятию «политический конфликт»
Выявить объект и субъект политического конфликта
Определить формы политического конфликта
Выявить функции и виды политического конфликта
Выяснить причины возникновения политических конфликтов
Определить разновидности конфликтов
Найти пути разрешения политического конфликта
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство высшего образования
Государственное
профессионального образования
Московский государственный университет
пищевых производств
Индивидуальная работа по теме:
«Политический конфликт:
структура и способы
разрешения»
Москва 2011г.
Выявить структуру
политического конфликта и
Исследованию социальных конфликтов положили начало работы М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюркгейма. Разнообразие взглядов на природу и формы конфликтов породило возникновение целых школ и направлений и даже научных дисциплин, в частности конфликтологию.
Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия.
Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.
Политический конфликт — это противоборство
политических субъектов, обусловленное
противоположностью их политических интересов,
ценностей и взглядов, противоречием между
обществом как целостной системой и политическим
неравенством (иерархией) включенных в
нее индивидуумов и групп.
Если представить теоретические
положения о сущности и роли политического
конфликта, сформулированные К. Марксом,
М. Вебером и др. в обобщенном виде, то следует
констатировать, что в социальном пространстве,
которым является общество, всегда существуют
взаимодействия людей, включающие в себя
как сотрудничество, так и конкурентность.
Наиболее острые формы конкурентность
приобретает в политическом пространстве,
где объектом конфликта становятся отношения
доминирования, отношения господства
и подчинения, воплощаемые во властных
отношениях и структурах. Политический
конфликт представляет собой проявление
и результат конкурентного взаимодействия
двух или более сторон (индивидов, их групп,
общностей, государств),
оспаривающих
друг у друга распределение и
удержание властных ресурсов, полномочий
и благ.
Основным объектом
политического конфликта выступает
политическая власть как способ и средство
господства одного социального слоя (класса)
над другим. В своей содержательной сущности
власть представляет собой способность
и возможность одного индивида (социального
слоя или группы) осуществлять свою волю
и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять
намеченные цели при помощи различных
средств: авторитета, права, насилия, знания,
денег, и т. п. В современном обществе власть
представляет собой институционально
оформленную возможность и способность
определять, направлять и контролировать
содержание и формы социального поведения
различных социальных групп и общностей,
отдельных индивидов. Сама же возможность
одних социальных групп или индивидов
оказывать властное влияние на других
вытекает из дифференциации всех людей,
существующих в данном обществе, на две
большие группы, одна из которых владеет
политической властью и вследствие этого
доминирует над другими людьми и группами,
а последние, будучи лишенными власти,
вынуждены подчиняться первым и выполнять
их господствующую волю. Складывающиеся
вследствие этого в обществе отношения
власти есть не что иное, как отношения
господства и подчинения. Этим и определяются
политические позиции различных социальных
групп в обществе: политически господствующие
и подчиненные. Интересы же людей,
принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.
Именно поэтому они и вступают в конкурентные
взаимодействия, осознанным воплощением
которых выступает политический конфликт.
Лишенные власти социальные слои и группы
отнюдь не сразу осознают свою политическую
ущемленность. Только постепенно, столкнувшись
с несправедливостью, с более или менее
замаскированным игнорированием их коренных
интересов со стороны лиц или групп, владеющих
властью, индивиды и группы, не обладающие
властью, и потому вынужденные подчиняться
другим, начинают осознавать противоположность
своих интересов интересам тех, кто осуществляет
власть в обществе. Но для осуществления
власти в обществе существуют определенные
социальные институты: государство и его
органы управления (парламент, правительство
и др.), прокуратура, армия, суд и т. п. А
чтобы добиться перераспределения власти,
необходимо потеснить названные институты
с занимаемых ими позиций или произвести
коренные изменения в их структуре, содержании
и направленности деятельности, а сделать
это очень трудно, поскольку все эти институты
опираются не только на силу права, но
и на насилие. Поэтому только концентрированными
усилиями индивидов и групп,
занимающих недоминирующее
положение в отношениях власти, в
отношениях политического господства
и подчинения, можно добиться перераспределения
власти и изменения ее структуры,
к чему и направлен политический
конфликт.
Только осознав свои
политические интересы, их противоположность
интересам правящей верхушки, а затем
сконцентрировав свои усилия и ресурсы,
социальная группа, лишенная власти и
вынужденная подчиняться другой, господствующей
группе, получает возможность отобрать
власть у последней. Но чтобы эти усилия
носили организованный и целенаправленный
характер, социальная группа, ущемленная
существующей системой распределения
власти в обществе, формирует политические
движения, организации, партии, нацеленные
на борьбу с властвующей социальной группой.
Так возникает активно действующий субъект
в складывающейся политической ситуации.
В зависимости от особенностей
конфликтной ситуации, соотношения конфликтующих
политических сил, эффективности или неэффективности
выбранной лидерами соперничающих движений,
партий, организаций стратегии и тактики
борьбы, политический конфликт рано или
поздно находит свое разрешение. Оно может
быть весьма различным по своим итогам,
но три главных формы
разрешения политического
конфликта таковы: 1) интеграция с соперником;
2) кооперация с соперником; 3) подавление
соперника.
Для того, чтобы разнообразный по своему
содержанию, формам развертывания борьбы,
разрешения мир политических конфликтов
предстал в более или менее упорядоченном
виде, необходима его определенная типологизация,
т. е. выделение основных типов политических
конфликтов.
Решающую роль в обусловленности
содержания, характера, видов и форм политических
конфликтов играет вполне определенный
структурный и социально-политический
контекст общественной жизни, в которой
они происходят, т. е. определенный тип
общества. Существует несколько
различных подходов к типологизации обществ
и, соответственно, к типологизации происходящих
в них политических конфликтов.
Наиболее конструктивным
и продуктивным для понимания сущности
и
особенностей политических
конфликтов представляется такой методологический
подход, который подразделяет существующие
разновидности обществ на два основных
типа по критерию их социально-политической
сущности: общества закрытого типа и общества
открытого типа. Различие между ними автор
данной концепции, известный английский
сооциальный философ К. Поппер усматривал
в том, что в закрытом обществе индивид
полностью подчинен вознесенной над ним
социальной общностью, строго ограничен
в своих действиях многочисленными табу,
запретами. В обществах "открытого типа",
где утверждаются демократия, плюрализм
мнений, оценок и позиций, политические
конфликты приобретают легитимный, институционализированный
характер. Вследствие этого в такой системе
реализуются возможности разрешения
конфликтных ситуаций путем парламентской
борьбы, смены правительства и т. п., не
доводя их до стадии социального макроконфликта.
Десятилетний период,
прошедший после вступления постсоветских
стран на путь перехода к демократическому
"открытому обществу" побуждает сделать
вывод о переходном состоянии общества
как особом типе, обладающем собственной
логикой исторического развития и набором
определенных отличительных особенностей.
В этом обществе доминируют черты своеобразной
посттоталитарной конфликтности.
Общество переходного
типа - это общество, для которого характерны
нелинейные социально-политические процессы
и неопределенность их возможных результатов.
Поскольку в предшествующий, тоталитарный
период в таком обществе отсутствовала
реальная практика выявления и разрешения
политических конфликтов, оно не обладает,
еще не выработало навыков их предотвращения,
регулирования с помощью
определенных правил
и процедур. В результате возникающие
в нем конфликты нередко приобретают разрушительный
характер. В переходном обществе резко
расширяется зона политических конфликтов,
а сами они часто приобретают нецивилизованный
характер. Поэтому политические конфликты
носят чаще разрушительный, а не конструктивный
характер, приобретают не конструктивные,
а деструктивные формы и функции.
Все это обусловливает
необходимость выявления и интерпретации
функций политических
конфликтов.
Политический конфликт, как и любой другой
тип конфликтных взаимодействий, может
выполнять как негативные, так и позитивные,
созидательные функции. Одна из негативных
функций политического конфликта заключается
в том, что он в процессе своего развертывания
и обострения борьбы за власть способен
резко ослабить политическую систему,
в которой сталкиваются между собой конкурирующие
политические силы.
Политический
конфликт при неблагоприятных для политической
системы внутренних и внешних условиях
способен привести не только к ее ослаблению,
но и к разрушению.
Третья негативная функция политического
конфликта заключается в том, что при резком
ослаблении институтов власти и углублении
социально-экономического кризиса, усугубляемого
противостоянием политических сил, к власти
в данной политической системе может прорваться
экстремистская группировка, способная
своими активными действиями повернуть
вспять цивилизационно-культурное развитие
страны и ее народа.
Однако в современных конфликтологических
теориях все более прочно утверждается
точка зрения, согласно которой политические
конфликты носят действительно
разрушительный для общества
характер, либо в узких
областях, либо в особо неблагоприятных
для его дальнейшего социально-экономического
и культурного развития ситуациях. В основном
же, прежде всего в странах, обладающих
гибкой, развитой системой социально-политического
представительства (правовое государство,
эффективно действующий парламент, сформировавшееся
гражданское общество), выявление, развитие
и урегулирование конфликтов дает возможность
обеспечивать стабильную устойчивость
и динамическое развитие политической
системы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся
внутренним и внешним условиям. Поэтому
в соотношении негативных и позитивных
функций современного политического конфликта
превалирующими становятся функции позитивные,
конструктивные, созидательные.
Одна из таких функций
проявляется в том, что созревший в недрах
политической системы конфликт сигнализирует
обществу, властным структурам о возникших
противоречиях и конфликтном расхождении
позиций определенных индивидов и их групп,
стимулирует действия, способные преодолеть
возникшие разногласия в политическом
процессе и поставить тем самым сложившуюся
ситуацию под контроль. В результате создаются
предпосылки для управленческого регулирования
возникающих в обществе политических
конфликтов.
Наиболее важной
конструктивной функцией политического
конфликта является его способность стать
катализатором назревших социально-политических
изменений. Еще одна позитивная функция
политического конфликта в том, что его
развертывание позволяет более четко
определить свои позиции конкурирующим
политическим силам.
Своеобразие современных политических
конфликтов приводит к тому, что существенно
изменяется их конфигурация и направленность.
Когда преобладали
конфликты классового характера, в которые
вовлекались широкие народные массы, как
это было в социальных революциях, где,
по словам В. И. Ленина, "кризис верхов",
когда верхи не могли управлять по-старому,
сочетался с "кризисом низов", которые
не могли мириться со старыми политическими
порядками и властными структурами, конфликтное
противостояние неизбежно приобретало
"вертикальную" направленность: "низы"
восставали против "верхов".
В современных же условиях, когда политические
конфликты в большей своей части индивидуализируются,
а массы чаще всего остаются в стороне
в роли безучастных или более-менее заинтересованных
наблюдателей, конфликтное взаимодействие
развертывается преимущественно по "горизонтали",
где противостоят друг другу различные
ветви власти или различные политические
партии и группировки.
Сказанное о вертикальной
и горизонтальной направленности конфликтных
противостояний дает основание для вывода
о разделении политических конфликтов
на два основных вида:
- "вертикальный" конфликт между существующей
в данной социальной системе властью и
общественно-политическими силами, интересы
которых не только не представлены в структуре
властных органов, но и игнорируются, а
в некоторых случаях и подавляются.
- "горизонтальный" конфликт внутри
самих властных структур по поводу объема
властных полномочий и их распределения
между группировками властвующей элиты.
Разнообразие
содержания и функций политических конфликтов,
форм их проявлений органически связано
с многообразием их детерминации. Большинство
конфликтологов в качестве решающей
причины политических
конфликтов выделяет группу объективных
социальных факторов. К ним относятся,
в первую
очередь, реально существующие
в обществе отношения господства и подчинения,
распределяющие индивидов и их группы,
социальные слои по позициям, одни из которых
содержат власть, дают возможность удерживающим
их индивидам и слоям осуществлять властные
полномочия и реализовывать тем самым
свои коренные политические, экономические
и иные интересы, а другие, напротив, отделены
от власти, не дают возможности соответствующим
индивидам и слоям реализовать свои интересы
в политике, экономике культуре и т. п.
Такое размежевание и противостояние
позиций, интересов, потребностей в осуществлении
властных отношений и т. п. чаще всего детерминирует
возникновение политических конфликтов
между теми, кто владеет властью и осуществляет
ее господство над другими, и теми, кто
лишен власти и поэтому вынужден подчиняться
политическому доминированию других лиц,
групп, организаций, партий и т. п.
Второй детерминантный
узел в возникновении политических конфликтов
составляют коренные расхождения политических
идеалов и предпочтений, целостных ориентаций
индивидов, их групп и общностей. Подобного
рода конфликты чаще всего возникают в
тех странах, где противоборствуют качественно
различные представления о путях реформирования
политической системы общества, его государственного
устройства, выдвигаются различные, порой
прямо противоположные точки зрения о
путях выхода из кризиса. Причем острота
политического конфликта определяется
не только масштабами и силой противоборства
конкурирующих политических групп, но
и гибкостью, эластичностью либо напротив,
жестокостью, тиранией существующей системы
власти.
Третьим детерминантным
узлов, обусловливающим возникновение
конфликтных ситуаций в сфере политики,
является совокупность
причин, связанных
с процессами идентификации граждан, осознания
ими своей принадлежности к политическим,
социальным, этнонациональным, религиозным,
субкультурным общностям, чем обуславливается
существенное расхождение в понимании
ими своего места и роли в социальной и
политической системе общества. Такого
рода конфликты чаще всего происходят
в обществах переходного типа, где людям
приходится осознавать себя гражданами
нового государства, где прежняя общественная,
общестрановая идентификация разрушается,
а на ее месте происходит противоречивое
становление новых, преимущественно групповых
идентификаций: "мы - армяне", или
"мы - бедные", или "мы - православные"
и т. п. Такое раздробление идентификаций
приводит к расщеплению прежде объединявших
людей ценностей и интересов на частные,
вызывающие расхождение и противопоставление
интересов одной социальной, национальной
и т. п. группы интересам других групп.
Четвертый доминантный
узел, стягивающий воедино несколько факторов
и причин возникновения и развития политических
конфликтов в обществе, заключен в самой
политической системе современного общества,
в свойственной ей организации государственной
власти, где исполнительная власть конституционными
установлениями отделяется от законодательной
и судебной властей. Это по своей сущности
один из широко распространенных типов
конфликтов, а именно государственно-правовые
конфликты. К этому типу относятся такие
конфликтные разновидности:
- между законодательной и исполнительной
властью;
- между государственно-правовой системой
и политической оппозицией, стремящейся
эту систему изменить;
- между государством
и отдельным политическим институтом;
- между государством и личностью.
Такой тип конфликтов обусловлен тем,
что любая политическая система в современном
мире представляет собой достигнутый
в результате острой политической борьбы
более или менее устойчивый баланс противоборствующих
политических сил, их интересов, целей,
устремлений.
Еще одним широко
распростроненным в современных политических
системах типом политического конфликта
являются статусно-ролевые конфликты.
Присущая современным обществам социальная
стратификация получает одно из самых
существенных своих проявлений в политических
статусах, в которых фиксируется и артикулируются
политические позиции определенных социальных
групп, их роль в политической системе.
Политический статус социальной группы
или отдельной личности включает в себя:
а) место в иерархии политической власти
(властвующая элита, правящие круги, оппозиция,
избиратели и т. п.); б) совокупность и объем
статусных политических и гражданских
прав; в) совокупность и объем статусных
политических обязанностей и ответственности:
президент страны, премьер-министр, мэр
города, лидер партии, рядовой гражданин
и т. п.; г) реальную возможность тех или
иных социальных групп, слоев, личностей
участвовать в политической жизни и влиять
на нее.
Политическая роль, представляющая собой
динамический аспект статуса, в решающей
степени обусловлена сущностью последнего
и реализует его в совокупности определенных
стандартов поведения, ожидаемых другими
индивидами и их группами.
В силу различия политических статусов
и ролей существующая в обществе статусно-ролевая
структура всегда потенциально конфликтна,
но когда различия в этих статусах, ролях
и ожиданиях
определенного качества
их выполнения со стороны общества и общностей
достаточно велики, потенциальные конфликтные
ситуации перерастают в реальные политические
конфликты.
Статусно-ролевые конфликты
в современном обществе весьма разнообразны.
Это могут быть конфликты между политической
элитой и массами, между властью и народом,
между фракциями в парламенте, между различными
партиями в борьбе за влияние на массы,
между обещаниями политического лидера,
сформулированными им в борьбе за президентство,
и уровнем их выполнения, вызывающем недовольство
больших масс населения и т. п.
Нередко с двумя основными
типами политических конфликтов, характерных
для "переходных" обществ, к которым
относятся, во-первых, государственно-правовые
конфликты, во-вторых, статусно-ролевые
конфликты, сосуществует еще несколько
типов политических
конфликтов. Их можно классифицировать
по нескольким основаниям.
1. По областям развертывания
существующие в политическом социальном
пространстве конфликты подразделяются
на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических
конфликтах реализуются конкурентные
взаимодействия в борьбе за сохранение,
удержание, упрочнение или ниспровержение
власти - борьба между правящей элитой
и оппозицией, между политическими партиями,
между законодательной и исполнительной,
между центральной и между властью.
2. По качественным характеристикам
противостояний они разделяются на "конфликты
с нулевой суммой" и "конфликты с
ненулевой суммой". Те конфликты, в которых
позиции враждующих сторон абсолютно
противоположны и несовместимы, вследствие
чего победа одной из
них оборачивается
поражением другой, могут характеризоваться
в качестве "конфликтов с нулевой суммой".
Примером здесь может служить победа одного
из претендентов на президентских выборах,
исключающая занятие президентской должности
другим претендентом. Те же конфликты,
в которых существует хотя бы один способ
достижения взаимного согласия путем
компромисса, характеризуются как конфликты
"не с нулевой суммой".
3. По соотнесенности со структурой
и организацией системы власти и ее реализации
выделяются вертикальные и горизонтальные
политические конфликты. К первому из
этих классов относятся конфликты, возникающие
между индивидами и группами, обладающими
властью, политически господствующими,
и индивидами и группами, лишенными доступа
к власти, политически подчиненными первым,
а также конфликты между центральными
и местными властными структурами. К горизонтальным
относятся конфликты, реализующие конкурентные
взаимодействия между однопорядковыми
субъектами и носителями властных полномочий:
между законодательной и исполнительной
структурами власти, между неправящими
партиями и т. п.
4. По содержанию и характеру нормативной
регуляции или ее отсутствию политические
конфронтации подразделяются на институционализированные
и неинституционализированные конфликты.
Первые из них развертываются в рамках
деятельности существующих в обществе
социальных институтов - развитая демократия,
правовое государство, гарантированная
конституционными установлениями свобода
собраний, митингов, уличных шествий, деятельность
политических партий, ассоциаций, объединений
и т. п. Такие конфликты воплощают в себе
способность индивидов, социальных групп
и слоев в своих политических
притязяниях и взаимодействиях
с другими подчиняться действующим в обществе
правилам политической игры. В отличие
от них неинституциональные политические
конфликты не вписываются в рамки функционирующих
в обществе социальных институтов, направлены
на подрыв, ослабление или ниспровержение
существующей в обществе политической
системы, действующих в нем социальных
институтов.
5. По степени открытости и публичности
конфликтного взаимодействия конкурирующих
сторон конфликты подразделяются на открытые
и скрытые (латентные). Открытые политические
конфликты воплощаются в явных, внешне
фиксируемых формах политического действия
- участие в выборах, политические забастовки
и манифестации, акты политического протеста,
объявление импичмента и т. п. В отличие
от них латентные конфликты в сфере политики
воплощаются в скрытых от широкой публики
видов политической конфронтации, таких,
в частности, как заговор, подкуп высших
должностных лиц, фальсификация результатов
выборов, политический шантаж и т. п.
6. По длительности (темпоральным характеристикам)
политические конфликты подразделяются
на кратковременные и долговременные.
Примерами первых из них могут служить
отставка правительства или отставка
министра, вызванная протестами общественности
в связи с его взяточничеством или другими
неблаговидными поступками. Примером
второго является длящийся несколько
десятилетий, то обостряющийся, то затухающий
военно-политический конфликт между Израилем
и группой арабских стран.
7. По формам проявлений конфликтных
политических противостояний они разделяются
на а) политическое пикетирование правительственных
зданий или посольств; б) политические
митинги и
манифестации; в) политические
забастовки с требованиями отставки президента,
правительства и т. п.; г) движение политического
протеста; д) политическое неповиновение;
е) политический путч; ж) политический
переворот, завершившийся свержением
существовавшей до этого власти; з) политическая
революция - массовое политическое действие,
приведшее к слому прежней государственной
машины и коренной трансформации политической
системы; и) политический шантаж, т. е. угроза
разглашения компрометирующих сведений
о политических деталях.
Каждый из типов и видов конфликта, обладая
определенными особенностями, способен
сыграть определенную, конструктивную
или деструктивную, разрушительную роль
в развертывании политических процессов.
Поэтому важно знать эти особенности,
чтобы правильно ориентироваться в политической
ситуации, как правило, весьма изменчивой,
динамичной, и занимать продуманную политическую
позицию.
Конфликт — столкновение двух или более разнонаправленных сил в целях реализации их интересов в условиях противодействия (стр. 3).
Политический конфликт — это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, противоречием между обществом как целостной системой и политическим неравенством (иерархией) включенных в нее индивидуумов и групп (стр. 3).
Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим (стр. 4).
Социальная
группа, ущемленная существующей системой
распределения власти в обществе, формирует
политические движения, организации, партии,
нацеленные на борьбу с властвующей социальной
группой. Так возникает активно действующий
субъект в складывающейся политической
ситуации (стр. 6).
Три главных формы
разрешения политического
конфликта таковы: 1) интеграция с соперником;
2) кооперация с соперником; 3) подавление
соперника (стр. 6).
Политический конфликт, как и любой другой
тип конфликтных взаимодействий, может
выполнять как негативные, так и позитивные,
созидательные функции
(стр. 8).
Два основных вида политических
конфликтов:
- "вертикальный" конфликт между существующей
в данной социальной системе властью и
общественно-политическими силами, интересы
которых не только не представлены в структуре
властных органов, но и игнорируются, а
в некоторых случаях и подавляются.
- "горизонтальный" конфликт внутри
самих властных структур по поводу объема
властных полномочий и их распределения
между группировками властвующей элиты
(стр. 10).
Большинство конфликтологов
в качестве решающей причины
политических конфликтов выделяет группу
объективных социальных факторов. К ним
относятся, в первую очередь, реально существующие
в обществе отношения господства и подчинения,
распределяющие индивидов и их группы,
социальные слои по позициям, одни из которых
содержат власть, дают возможность удерживающим
их индивидам и слоям осуществлять властные
полномочия и реализовывать тем самым
свои коренные политические, экономические
и иные интересы, а другие, напротив, отделены
от власти, не дают возможности соответствующим
индивидам и слоям реализовать свои интересы
в политике, экономике культуре и т. п.
(стр. 10 – 11).
Нередко с двумя основными типами
политических конфликтов сосуществует
еще несколько типов
политических конфликтов. Их можно классифицировать
по нескольким основаниям:
Список литературы.
Е. М. Бабосов "Конфликтология",
Минск, 2001
В. В. Пугачев, А. И. Соловьев "Введение
в политологию", Москва, 1995
А. В. Глухова "Типология политических
конфликтов", Воронеж, 1997
Информация о работе Политический конфликт: структура и способы разрешения