Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:48, реферат
В процессе становления российской демократической государственности и формирования отвечающим современным условиям политической элиты важное место принадлежит изучению анализу и использованию исторического опыта. Общеизвестно, что без знания того, как развивались элитологические теории в прошлом, невозможно научное решение вопросов элиты сегодня,как говорил великий Гегель ’’изучение прошлого помогает лучше понять настоящее и разглядеть будущее’’. Таким образом, изучение исторических фактов позволит учесть уроки прошлого в сегодняшних условиях.
Проблемы изучения теории элит отражены в работах многих авторов, таких как Ашин, Охотский,Миллс и м
4. Формирование
и смена элит в ходе борьбы
за власть. Господствующее
5. В общем
конструктивная, руководящая и господствующая
роль элиты в обществе. Она
выполняет необходимую для
Макиавеллистские
теории элит подвергаются критике за
преувеличение значения психологических
факторов, антидемократизм и недооценку
способностей и активности масс, недостаточный
учет эволюции общества и современных
реальностей государств «всеобщего благоденствия»,
циничное отношение к борьбе за власть.
Такая критика во многом не лишена оснований.
2.2. Ценностные
теории
Преодолеть слабости
макиавеллистов пытаются ценностные теории
элиты Они, как и макиавеллистские
концепции, считают элиту главной
конструктивной силой общества, однако
смягчают свою позицию по отношению к
демократии, стремятся приспособить элитарную
теорию к реальной жизни современных государств.
Многообразные ценностные концепции элит
существенно различаются по степени защиты
аристократизма, отношению к массам, демократии
и т.д. Однако они имеют и ряд следующих
общих установок:
1. Принадлежность
к элите определяется
2. Элита относительно
сплочена на здоровой основе
выполняемых ею руководящих функций.
Это — не объединение людей, стремящихся
реализовать свои эгоистические групповые
интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся
прежде всего об общем благе.
3. Взаимоотношения
между элитой и массой имеют
не столько характер
4. Формирование
элиты — не столько результат
ожесточенной борьбы за власть,
сколько следствие
5. Элитарность
— условие эффективного
Некоторые сторонники
ценностной теории элит пытаются разработать
количественные показатели, характеризующие
ее влияние на общество. Так, Н.А. Бердяев
на основе анализа развития разных стран
и народов вывел «коэффициент элиты» как
отношение высокоинтеллектуальной части
населения к общему числу грамотных. Коэффициент
элит, составляющий свыше 5%, означает наличие
в обществе высокого потенциала развития.
Как только этот коэффициент опускался
до примерно 1%, империя прекращала существование,
в обществе наблюдались застой и окостенение.
Сама же элита превращалась в касту, жречество.
Ценностные представления
о роли элиты в обществе преобладают
у современных неоконсерваторов, утверждающих,
что элитарность необходима для демократии.
Но сама элита должна служить нравственным
примером для других граждан и внушать
к себе уважение, подтверждаемое на свободных
выборах.
2.3. Теории
демократического элитизма.
Основные положения
ценностной теории элит лежат в основе
концепций демократического элитизма
(элитарной демократии), получивших широкое
распространение в современном мире. Они
исходят из предложенного Йозефом Шумпетером
понимания демократии как конкуренции
между потенциальными руководителями
за доверие избирателей. Как писал Карл
Мангейм, «демократия влечет за собой
антиэлитистскую тенденцию, но не требует
идти до конца к утопическому уравнению
элиты и масс. Мы понимаем, что демократия
характеризуется не отсутствием страты
элиты, а скорее новым способом рекрутирования
и новым самосознанием элиты».
Сторонники демократического
элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических
исследований, утверждают, что реальная
демократия нуждается как в элитах, так
и в массовой политической апатии, поскольку
слишком высокая политическая партиципация
угрожает стабильности демократии. Элиты
необходимы, прежде всего, как гарант высокого
качественного состава руководителей,
избранных населением. Сама социальная
ценность демократии решающим образом
зависит от качества элиты. Руководящий
слой не только обладает необходимыми
для управления свойствами, но служит
защитником демократических ценностей
и способен сдержать часто присущий массам
политический и идеологический иррационализм,
эмоциональную неуравновешенность и радикализм.
В 60-70-е гг. утверждения
о сравнительном демократизме элиты
и авторитаризме масс были в значительной
мере опровергнуты конкретными исследованиями.
Оказалось, что хотя представители элит
обычно превосходят низшие слои общества
в принятии либерально-демократических
ценностей (свободы личности, слова, конкуренции
и т.д.), в политической толерантности,
терпимости к чужому мнению, в осуждении
диктатуры и т.п., но они более консервативны
в признании социально-экономических
прав граждан: на труд, забастовку, организацию
в профсоюз, социальное обеспечение и
т.п. Кроме того, некоторые ученые (П. Бахрах,
Ф. Нашольд) показали возможность повышать
стабильность и эффективность политической
системы с помощью расширения массового
политического участия.
2.4. Концепции
плюрализма элит
Установки ценностной
теории о ценностно-рациональном характере
отбора элит в современном демократическом
обществе развивают концепции
1. Трактовка
политических элит как элит
функциональных. Квалификационная подготовленность
к выполнению функций управления конкретными
общественными процессами — важнейшее
качество, определяющее принадлежность
к элите. «Функциональные элиты, — пишет
Э. Гольтманн, — это лица или группы, обладающие
особой квалификацией, необходимой для
занятия определенных руководящих позиций
в обществе. Их превосходство по отношению
к другим членам общества проявляется
в управлении важными политическими и
социальными процессами или во влиянии
на них».
2. Отрицание
элиты как единой
3. Деление общества
на элиту и массу относительно,
условно и часто размыто. Между
ними существуют скорее отношения представительства,
чем господства или постоянного руководства.
С помощью разнообразных демократических
механизмов — выборов, референдумов, опросов,
прессы, групп давления и т.д. — можно ограничить
или вообще предотвратить действие сформулированного
Михельсом «закона олигархических тенденций»
и удержать элиты пол влиянием масс. Этому
способствует конкуренция элит, отражающая
экономическую и социальную конкуренцию
в современном обществе. Она предотвращает
складывание единой господствующей руководящей
группы и делает возможной подотчетность
элит массам.
4. В современных
демократиях элиты формируются
из наиболее компетентных и заинтересованных
граждан, которые весьма свободно могут
входить в состав элиты, участвовать в
принятии решений. Главный субъект политической
жизни — не элиты а группы интересов. Различия
между элитой и массой основаны главным
образом на неодинаковой заинтересованности
в принятии решений. Доступ в руководящий
слой открывают не только богатство и
высокий социальный статус, но прежде
всего личные способности, знания, активность
и т.п.
5. В демократических
государствах элиты выполняют
важные общественные функции,
связанные с управлением.
2.5. Леволиберальные
концепции
Своего рода
идейными антиподом плюралистического
элитизма выступают леволиберальные
теории элиты. Важнейший представитель
этого направления Чарльз Райт Миллс
еще в 50-х гг. пытался доказать, что США
управляются не многими, а одной властвующей
элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя
некоторые положения макиавеллистской
школы, имеет и специфические, отличительные
черты:
1. Главный элитообразующий
признак — не выдающиеся
2. Групповая
сплоченность и разнообразие
состава властвующей элиты,
Сплачивающим
фактором властвующей элиты является
не только общая заинтересованность
составляющих ее групп в сохранении своего
привилегированного положения и обеспечивающего
его общественного строя, но и близость
социального статуса, образовательного
и культурного уровня, круга интересов
и духовных ценностей, стиля жизни, а также
личные и родственные связи.
3. Глубокое различие
между элитой и массой. Выходцы
из народа могут войти в элиту,
лишь заняв высокие посты в общественной
иерархии. Однако реальных шансов на это
у них немного. Возможности влияния масс
на элиту посредством выборов и других
демократических институтов весьма ограниченны.
С помощью денег, знаний, отработанного
механизма манипулирования сознанием
властвующая элита управляет массами
фактически бесконтрольно.