Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:46, доклад
Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИЭМИС
Доклад
по предмету: «Социология»
на тему: «Политические
институты общества»
Барнаул 2011
Политическая
система общества, ее
структура. Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны: 1) определение
целей, задач, путей развития общества; Основанием
классификации политических ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (лат. institutum — установление) — элемент политической системы, существующий в виде организаций, учреждений, объединений граждан и выполняющий специальные функции в политической жизни общества. Характерными особенностями политического института являются четкая внутренняя структура (организация), определенное место в политической системе. К политическим институтам относят государство, политические партии, общественно-политические организации и движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе — несобственно-политических — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.
Наконец, к третьей
группе относятся организации, имеющие
в своей деятельности лишь незначительный
политический аспект. Они возникают и
функционируют для реализации личных
интересов и склонностей какого-либо слоя
людей (клубы по интересам, спортивные
общества). Политический оттенок они приобретают
как объекты воздействия со стороны государства
и других собственно политических институтов.
Сами же они не являются активными субъектами
политических отношений. 2. Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества. 3. Политические
отношения строятся на основе определенных
правил (норм). Политические нормы и традиции,
определяющие и регулирующие политическую
жизнь общества, составляют нормативную
подсистему политической системы общества.
Наиболее важную роль играют в ней правовые
нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые
акты). Деятельность партий и других общественных
организаций регламентируется их уставными
и программными нормами. Во многих странах
(особенно в Англии и ее бывших колониях)
наряду с писаными политическими нормами
большое значение имеют неписаные обычаи
и традиции. Еще одну группу политических
норм представляют этико-моральные нормы,
в которых закреплены представления всего
общества или его отдельных слоев о добре
и зле, правде, справедливости. Современное
общество приблизилось к осознанию необходимости
возврата в политику таких нравственных
ориентиров, как честь, совесть, благородство. |
Главным носителем властных
отношений в обществе всегда является
политический институт - государство.
От его способности рационально, своевременно и эффективно обеспечивать взаимодействие между различными экономическими, социальными и культурными институтами, согласовывать интересы всех субъектов политической жизни зависит динамизм общественных процессов. В социологии государство понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества, либо как организация, защищающая интересы правящих групп. Государство имеет ряд признаков:
Государство может существовать в различных формах. Форма
государства – это его Важную роль в отношениях государства и общества играет частный институт права. По форме право – совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения. Фактические социальные отношения предшествуют правовой норме. Право – инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни. С древности идеальной моделью института государства считалось правовое государство. Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. Гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества. Оно обособляется с появлением государства как автономная, непосредственно не зависимая от него сфера. По сути это – совокупность всех социальных институтов. Признаки правового государства:
Принципы правового государства:
Правовое государство сильно своим механизмом реализации этих принципов.
Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития. Дисфункции государства как политического института связаны, как правило, либо с дисфункциями других социальных институтов, прежде всего, - экономических, либо с несоответствием форм государственности содержанию деятельности государственных институтов. Социальное действие права невозможно без частного института правоохранительных органов. Правоохранительные органы – определенным образом обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа органов государств, осуществляющая задачи восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей. Правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, частных и общественных организаций, обеспечивают безопасность государства, общества и личности. В последние два столетия сформировались политические институты гражданского общества: политические партии, общественные организации, общественно-политические движения. Их общее наименование — группы интересов в политике. Они выполняют в обществе функции:
1) политическая социализация означает привлечение к участию в политической деятельности все новых членов общества; 2) артикуляция политических интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования; 3) агрегирование политических интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости; 4) политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы. Группы интересов – самые разнообразные объединения людей, имеющие определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий. Типы групп интересов: 1) аномические группы, 2) неассоциативные группы, 3) институциональные группы, 4) ассоциативные группы. Аномические группы – стихийные и недолговременные, часто массово-политические формы воздействия на государственную власть. • Митинги. • Демонстрации. • Пикеты. • Массовые вооруженные действия против представителей государственной власти. Неассоциативные группы – неформальные, непостоянные, недобровольные объединения на основе родства, религии, национальности. • Семейные кланы (политический клан Кеннеди, политический клан Бушей в США, «семья» при Б.Н. Ельцине в РФ, политический клан Лужкова –Батуриной в Москве и др.). • Конфессиональные группы – христиане, мусульмане, буддисты и пр. Институциональные группы – все формальные организации, не специализирующиеся в политической деятельности: -
в политической сфере – все государственные
органы, государственно- - в экономической сфере – профсоюзы, ассоциации предпринимателей и фермеров, корпорации, союзы потребителей и пр., - в социальной сфере – организации ветеранов, инвалидов, благотворительные союзы, союзы по интересам (филателисты, филуменисты, спортивные общества и пр.) и т.п., - в духовной сфере – церкви, секты, творческие союзы. Ассоциативные группы – формальные организации, специально созданные для политической деятельности:
Формы влияния групп интересов на государственную власть: 1. Политическое участие – открытое влияние через участие в выборах, обращения в органы власти, митинги. 2. Лоббирование – скрытое непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, давление с целью поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Любая группа интересов сочетает политическое участие и лоббирование в различных пропорциях в зависимости от характера и количества ресурсов, которыми обладают. Современные политические партии – относительно молодые политические институты. Но организованная борьба за обладание государственной властью или доминирование в ее структурах происходит с момента образования первых государств. Политическая
партия – специализированная организационно
упорядоченная группа, объединяющая
наиболее активных приверженцев тех
или иных целей (идеологий, лидеров)
и постоянно стремящаяся к
приобретению и использованию |