Политические институты общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 19:46, доклад

Описание работы

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Работа содержит 1 файл

Политические институты общества.docx

— 31.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

МИЭМИС 
 

Доклад

по предмету: «Социология»

на тему: «Политические институты общества» 
 
 
 
 
 

                                              Выполнила студентка 

                                              2-го курса 2014 группы

                                              Нагорнова Ю.Н_____________ 
 

                                                          

Барнаул 2011 

   Политическая система общества, ее структура.  
 
     Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

     Функции политической системы общества разнообразны:  

   1) определение целей, задач, путей развития общества; 
     2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей; 
     3) распределение материальных и духовных ресурсов; 
     4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса; 
     5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения; 
     6) обеспечение стабильности и безопасности общества; 
     7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни; 
     8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.    

 Основанием  классификации политических систем  выступает, как правило, политический  режим, характер и способ взаимодействия  власти, личности и общества. По  этому критерию все политические  системы могут быть разделены  на тоталитарные, авторитарные и демократические. 
     
     Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую. 
     
     1. К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты).

     ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (лат. institutum — установление) — элемент политической системы, существующий в виде организаций, учреждений, объединений граждан и выполняющий специальные функции в политической жизни общества. Характерными особенностями политического института являются четкая внутренняя структура (организация), определенное место в политической системе.

     К политическим институтам относят государство, политические партии,  общественно-политические организации и движения.

       Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

      Ко второй группе — несобственно-политических — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

    Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений. 
    
Политические институты ориентированы на установление и сохранение политической власти и на участие в ней. Политические институты призваны также обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, государственных идеологических ценностей, учет политических интересов различных социальных общностей. Социокультурные институты ставят целью сохранение и приумножение культурных ценностей общества.    

 2. Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.      

 3. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство. 
     
     4. Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

 
       Главным носителем властных отношений в обществе всегда является политический институт - государство.

От его  способности рационально, своевременно и эффективно обеспечивать взаимодействие между различными экономическими, социальными  и культурными институтами, согласовывать  интересы всех субъектов политической жизни зависит динамизм общественных процессов.

В социологии государство понимается либо как  организация, действующая от имени и во благо всего общества, либо как организация, защищающая интересы правящих групп.

Государство имеет ряд признаков:

  • наличие публичных институтов власти — особых органов, занимающихся общественным управлением;
  • административно-территориальное деление;
  • налоги;
  • отстаивание суверенитета и обеспечение безопасности.

Государство может существовать в различных  формах.

Форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между членами  данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организации  высших органов государственной  власти.

Важную  роль в отношениях государства и  общества играет частный институт права.

По форме  право – совокупность юридических  актов, предписывающих или запрещающих  от имени государства определенные виды поведения.

Фактические социальные отношения предшествуют правовой норме.

Право – инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.

С древности  идеальной моделью института  государства считалось правовое государство. Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества.

Гражданское общество включает всю непосредственно  не охватываемую государством и его  структурами часть общества.

Оно обособляется с появлением государства  как автономная, непосредственно  не зависимая от него сфера.

По  сути это – совокупность всех социальных институтов.

Признаки  правового государства:

  • 1) наличие развитого гражданского общества;
  • 2) ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
  • 3) ответственность каждого за собственное благополучие;
  • 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
  • 5) верховенство закона; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти.
  • 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
  • 7) разделение властей государства при единстве их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принципы  правового государства:

  1. Разрешено все то, что не запрещено законом;
  2. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Правовое  государство сильно своим механизмом реализации этих принципов.

  • Полнота и постоянное совершенствование законодательства. Стремление к тому, чтобы любое значимое общественное явление или процесс имели адекватную правовую характеристику.
  • Реальное наполнение и реализуемость на практике любой правовой нормы, т.е. наличие механизма реализации правовой нормы.
  • Реальная независимость судов, прокуратуры, правоохранительных органов (спецслужб): материальная, экономическая самодостаточность, социальная престижность, правовые и социальные гарантии, политическая неангажированность.
  • Социальный контроль в лице средств массовой информации.
  • Глубокое фактическое неравенство обесценивает преимущества и достоинства правового государства. Попыткой сохранить все положительные стороны правового государства и преодолеть его недостатки явилась концепция социального государства (государства всеобщего благоденствия).

     Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве

Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и  планирование общественного развития.

Дисфункции  государства как политического  института связаны, как правило, либо с дисфункциями других социальных институтов, прежде всего, - экономических, либо с несоответствием форм государственности  содержанию деятельности государственных  институтов.

Социальное  действие права невозможно без частного института правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы – определенным образом обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа органов  государств, осуществляющая задачи восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей.

Правоохранительные  органы защищают жизнь, здоровье, имущество  граждан, их собственность, собственность  государства, частных и общественных организаций, обеспечивают безопасность государства, общества и личности.

         В последние два столетия сформировались политические институты гражданского общества: политические партии, общественные организации, общественно-политические движения. Их общее наименование — группы интересов в политике.

Они выполняют в обществе функции:

  • политической социализации,
  • артикуляции политических интересов,
  • агрегирования политических интересов,
  • политической коммуникации.

    1) политическая социализация означает привлечение к участию в политической деятельности все новых членов общества;

        2) артикуляция политических интересов – формулирование политических требований; превращение нечетких, расплывчатых, отрывочных требований членов общества в четкие политические требования;

         3) агрегирование политических интересов – расположение политических требований в определенной последовательности по степени их важности для общества и по степени их выполнимости;

            4) политическая коммуникация - процесс передачи информации и убеждений; обеспечивается связь между различными структурами политической системы.

       Группы интересов – самые разнообразные объединения людей, имеющие определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий.

Типы  групп интересов:

1)      аномические группы,

2)      неассоциативные группы,

3)      институциональные группы,

4)      ассоциативные группы.

          Аномические группы – стихийные и недолговременные, часто массово-политические формы воздействия на государственную власть.

•         Митинги.

•         Демонстрации.

•         Пикеты.

•       Массовые вооруженные действия против представителей государственной власти.

        Неассоциативные группы – неформальные, непостоянные, недобровольные объединения на основе родства, религии, национальности.

•         Семейные кланы (политический клан Кеннеди, политический клан Бушей в США, «семья» при Б.Н. Ельцине в РФ, политический клан Лужкова –Батуриной в Москве и др.).

•         Конфессиональные группы – христиане, мусульмане, буддисты и пр.

        Институциональные группы – все формальные организации, не специализирующиеся в политической деятельности:

-  в политической сфере – все государственные органы, государственно-административные единицы и пр.,

-  в экономической сфере – профсоюзы, ассоциации предпринимателей и фермеров, корпорации, союзы потребителей и пр.,

-  в социальной сфере – организации ветеранов, инвалидов, благотворительные союзы, союзы по интересам (филателисты, филуменисты, спортивные общества и пр.) и т.п.,

-  в духовной сфере –  церкви, секты, творческие союзы.

      Ассоциативные группы – формальные организации, специально созданные для политической деятельности:

  • Политические партии,
  • Общественно-политические организации,
  • Политические движения
  • Лоббистские организации и т.д.

Формы влияния групп интересов на государственную  власть:

1.      Политическое участие – открытое влияние через участие в выборах, обращения в органы власти, митинги.

2.      Лоббирование – скрытое непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, давление с целью поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Любая группа интересов сочетает политическое участие и лоббирование в различных  пропорциях в зависимости от характера  и количества ресурсов, которыми обладают.

Современные политические партии – относительно молодые политические институты. Но организованная борьба за обладание государственной властью или доминирование в ее структурах происходит с момента образования первых государств.

Политическая  партия – специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех  или иных целей (идеологий, лидеров) и постоянно стремящаяся к  приобретению и использованию государственной  власти в обществе.

 

Информация о работе Политические институты общества