Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:59, контрольная работа
Генезис политической социологии описан во многих работах. В них отмечается производность политической социологии от др.сфер знания общества - философии, политической философии, теории государства и права, истории, социологии, теории организации и управления, социальной кибернетики и т.д., перечисляется круг проблем и описываются функции политической социологии. В зависимости от исторической, страноведческой и политической специфики генезиса политической социологии её либо отождествляют с политологией и теорией государства и права, либо делают акцент на различия м.ними, проявляющиеся в исследовательских методах, организационных формах, способе преподавания и использования полученного знания.
Введение 1
Понятие социологии политических отношений. 4
Политические отношения и интересы. 6
Политическая система и ее элементы. 17
Литература 20
Введение
Политическая социология - отрасль социологического знания, изучающая политику как комплекс политических отношений, институтов и сознания. Предмет политической социологии в значительной степени пересекается с предметом политологии (политической науки или теории политики).
Генезис политической социологии описан во многих работах. В них отмечается производность политической социологии от др.сфер знания общества - философии, политической философии, теории государства и права, истории, социологии, теории организации и управления, социальной кибернетики и т.д., перечисляется круг проблем и описываются функции политической социологии. В зависимости от исторической, страноведческой и политической специфики генезиса политической социологии её либо отождествляют с политологией и теорией государства и права, либо делают акцент на различия м.ними, проявляющиеся в исследовательских методах, организационных формах, способе преподавания и использования полученного знания.
Существует
два основных подхода к определению политической
социологии: описательный и нормативный.
Эти подходы сложились в социальной философ
ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют
на понимание и структурирование всех
сфер социального и гуманитарного знания.
При описательном
подходе политика рассматривается как
факт социальной жизни, а политическая
социология - как ценностно-нейтральная
наука, результаты которой могут использоваться
всеми людьми, независимо от их социальных
и политических интересов, предпочтений,
позиций и мировоззрения. Такое понимание
политической социологии подразумевает
в идеале прилежное анатомирование политики
учёными, "не ведающими ни радости, ни
гнева".
При нормативном подходе политика анализируется через призму определяющих социальных, политических и мировоззренческих ценностей. В этом случае конкретно-исторические формы человеческих интересов, политики и мировоззрения используются как критерий для суждения обо всех остальных в прошлом, настоящем и будущем. Или же возникает проблема универсальности принятой шкалы ценностей, - разрешимой в рамках политической социологии.
Сферы исследования могут конкретизироваться, структурироваться и упорядочиваться по-разному, в зависимости от избранной исследователем методологии и политической философии. В этом смысле политическая социология возникла на стыке многих наук, изучающих политику, и политических действий, стремящихся преобразовать социальную реальность. Но независимо от концептуальных, институциональных, политических, идеологических и культурных различий большинство учёных согласно с тем, что при анализе политики следует использовать инструментарий общенаучного и конкретно-социологаческого исследования: эксперимент, статистические методы, анкеты, опросы и интервью, панельные методы, лабораторные опыты, контент-анализ, математические методы, теорию игр и решений и т.д.
Продуктивность указанных методов в значительной степени зависит от того, насколько они позволяют анализировать деятельность практических политиков и теоретиков - историков, социологов, юристов, политологов. Внимание социологов и политологов на протяжении последних десятилетий постепенно переключается на исследование социального и политического микрокосмоса (социология повседневной политической жизни, этнометодологая, политометрия и нормативные модели политико-социологических знаний. Постепенно формируется убеждение в том, что какие бы то ни было служебные функции политической социологии в отношении существующей политической системы и политического режима есть смерть науки. Вечное расхождение морали и политики вынуждает сегодня учёных двигаться в направлении профессиональной политико-социологической патологоанатомии.
На этом пути актуальность приобретает нормативный подход к пониманию предмета политической социологии, очищенный от всяких этатических и надиндивидуальных методологических концепций и вытекающих из них политических действий. В состав политической социологии входят только те политические отношения, институты и сознание, которые выражают эмоциональную зрелость, моральную автономию, профессиональную компетентность и глубокую мудрость индивидов, включая их готовность и способность действовать в соответствии со своими убеждениями, независимо от существующего политического режима, политической конъюнктуры и политических философий, обосновывающих необходимость подчинения личности обществу.
Описательный и нормативный подходы взаимно дополняют др.друга. Первый позволяет познавать политику без пощады и апологетики. Нормативный подход полезен тогда, когда оценивается политика государств, партий, политических вождей и государственных чиновников с т.з. конкретных социальных целей и выясняются их глубинные, мировоззренческие основания.
На протяжении тысячелетий политическая мысль колеблется м.двумя главными моделями осознания данного конфликта - традиционной и современной. Традиционная модель связана с пониманием политики как социального аспекта морали. Современная (начиная с Макиавелли и Гоббса Т.) противопоставляет политику и мораль.
Для политической социологии всегда важно выявление и анализ существующих в массовом политическом сознании стереотипов политики и динамики их изменения, с учётом неоднородности общества и модификаций массового сознания под влиянием политических событий и деятельности властвующих.
В любом обществе в каждый конкретный период его развития существует система ценностей, частично совпадающая, а частично противоречащая реальным фактам политической жизни.
Концепция "двойного сознания" имеет важное значение для политической психологии, включая анализ конфликтов м.официальными политическими ценностями и реальной политикой. Как правило, власть сама способствует тому, что сфера идей и идеалов входит в конфликт со сферой слов и действий. Описание различных форм проявления таких конфликтов (исторических, социо-структурных, демографических, культурных) - насущная задача политической социологии.
Политические ценности и нормы возникают и функционируют в рамках определённого мировоззрения, который считается (в большей или меньшей степени) истинным, обязательным или желательным. Система ценностей определяет способ восприятия и оценки политических явлений и представляет наиболее существенный фактор символического пласта политической культуры. При его анализе учитывается пр.всего стереотипное видение социального порядка, в котором индивиды и группы выступают субъектами и объектами политических действий.
В автократической политической культуре власть воспринимается как отношение господства и подчинения, а бытие власти как свойство доминирования и гегемонии, которые приписываются господствующему лицу или группе. Согласно этому стереотипу в обыденном, политическом и теоретическом сознании преобладает такое видение общества, в котором люди могут быть либо объектами, либо субъектами власти, а отношения м.властью и обществом строятся только по принципу иерархии.
Демократической политической культуре свойственно восприятие власти как взаимодействия м.руководителями и подчинёнными, процесса, а не состояния вещей, функциональных, а не только объектно-субъектных аспектов политических решений. В демократическом сознании преобладает такое видение общества, в котором люди независимо от социального положения являются одновременно субъектами и объектами власти.
Автократическая и демократическая политические культуры - продукты и творцы политических отношений определённого типа. Если в автократической культуре власть рассматривается как абсолютное благо, вокруг которого идёт постоянная борьба, то в демократической культуре власть есть относительное и преходящее благо, которое д.б. рационально разделено м.всеми людьми - в соответствии с их профессиональной и политической компетенцией - и надлежащими политическими институтами.
Весь спектр социологических вопросов политики в современной теории настолько важен, что появился термин политическая социология. Это большой раздел науки, объединяющий теории среднего уровня по поводу всего комплекса проблем политической жизни, политических отношений, ведь политика - это особый вид регулирования социальной жизни.
На определенном этапе развития общества в результате его дифференциации возникает необходимость выделения политики в особый вид социального регулирования. Ее содержание заключается, главным образом, в согласовании интересов различных социальных групп, выработке определенных правил игры, обязательных для всех граждан, контроле за их выполнением.
Особенность политики как способа регулирования социальных отношений выражается в том, что с момента зарождения она зиждется на основе властных отношений: господства-подчинения, управления-исполнения. Политическая власть, в отличие от властных отношений в семье, религиозной общине, неформальном объединении, складывается как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления обществом. Именно властные отношения придают политике форму социального взаимодействия людей, находящихся в неравном положении и включенных в политику даже помимо их воли. Власть или близость к власти является предметом особых вожделений, источником противостояния, борьбы. Ведь она предоставляет огромные преимущества тем, кто ею обладает. Вебер дал такое определение власти: "Возможность для одного политического деятеля в данных условиях проводить собственную волю, даже вопреки сопротивлению".
Таким образом, сущность политической социологии - вопрос о власти. С этих позиций рассматриваются политическое сознание, политическая деятельность, политическая культура, политическая система общества, проблемы политических партий, политических лидеров, легитимность власти, политические системы.
В нашей стране интерес к политической социологии появился лишь с началом перестройки. На Западе существуют многочисленные социологические центры, изучающие эти проблемы. Исследования политической жизни, социологические рейтинги, прогнозы и публикация результатов так же привычны, как традиционные метеосводки погоды. В этой области специализируется большое количество ученых. В Мадридском университете "Комплутенция" на факультете политологии и социологии занимаются 12,5 тыс. студентов.
Главным предметом исследования для социологии политики является человек, гражданин как субъект политической жизни, его различные социально-политические роли: избиратель, политический лидер, парламентарий, лоббист, участник митинга, политического движения и т. п.
Хотим мы этого или нет, но политика в условиях демократизации общества становится уделом многих людей. Само слово "демократия" в переводе с греческого означает "власть народа". Без участия большинства населения в политической жизни не могут быть реализованы демократические принципы в организации общества, ведь если большинство людей поддерживает политический курс, политических лидеров, то политическая жизнь развивается нормально. Устранение от политической жизни, попытки решать политические проблемы за спиной ни к чему хорошему не приведут, и последствия могут сказываться на жизни общества десятилетиями. Например, в современной России становление демократических институтов происходит весьма трудно потому, что значительная часть населения не имеет необходимых навыков, да и не испытывает особого желания участвовать в процессах демократизации общества.
В западной социологии иногда пытаются представить политическую жизнь как своеобразные рыночные отношения. Политическая партия, политический лидер предлагают населению свою программу, тоже своего рода товар, организуют его рекламу и нередко обманывают избирателей пустыми обещаниями. А они либо покупают этот товар, либо нет, отдавая свои голоса на выборах.
Следует учитывать противоречивость развития политической жизни, ее диалектику. Если политические притязания класса, партии, лидера совпадают с настроением масс, реальностями исторического процесса, то политические отношения развиваются без значительных общественных потрясений. И чем меньше согласуются политические программы, экономическая и политическая деятельность властных структур с объективными закономерностями развития, с ожиданиями большинства населения, тем больше вероятность коллизий, политических конфликтов и конфронтации.