Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 00:00, контрольная работа
Разговоры о политической культуре вошли у нас в моду. Политики и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие.
Введение……………………………………………………………………………....3
Понятие политической культуры, ее содержание …………………………...4
Структура политической культуры общества ………………………………..8
Типология политических культур…………………………………………….10
4. Основные пути формирования политической культуры…………………….14
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………………...20
Если термин «политическая культура» применяется для характеристики политического потенциала общества и степени его реализации, то соответствующие социальные изменения рассматриваются в рамках политической практики ее субъектов, политических отношений между ними, а также в соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества как сложная динамическая система может исследоваться как по суммарным показаниям уровней политических культур его членов - граждан, социальных групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как единый организм.
К различным видам
3. Типология политических культур.
Основные модели политической культуры - тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.
Тоталитарно-авторитарная
модель политической культуры характеризуется
приоритетностью
-
политическое сознание и
-
политическое информирование
-
политический язык
-
политическая культура
-
уровень политической культуры
большей части общества
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.
В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.
Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать от дельные либерально-демократические элементы.
Либерально-
Этой модели присущи следующие характерные черты:
-
политические сознание и
Основные ценности: права человека, свобода, плюрализм (т. е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;
- политическое информирование общества многоканально и альтернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется в основании к информации радикального, экстремистского толка;
- существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен, Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;
- политический язык обширен и не стандартен. Непрерывно совершенствуется и обогащается. Политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации;
-
политическое поведение
-
политическая культура
Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.
Либерально-
В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. п.) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.
Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике, контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию. 3
Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а существуют, не вытесняя друг друга.
Политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.
Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
Правда
в некоторых государствах все-таки
сформировался некий синтез ценностей
западного и восточного типов. Весьма
интенсивное взаимодействие Запада
и Востока протекает в политической
жизни стран, занимающих срединное геополитическое
положение, например, Россия, - здесь формируется
определенный симбиоз ценностных ориентаций
и способов политического участия граждан.
4. Основные пути формирования политической культуры.
Среди зарубежных и российских обществоведов еще нет единого подхода к трактовке как самой категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д. Здесь существует самый широкий спектр мнений, определений и формулировок. По подсчетам канадского исследователя Г. Патрика, к 1976 г. существовало более сорока определений политической культуры. С тех пор число работ по данной проблеме значительно возросло, что привело к росту также и количества определений.
Понятие «политическая культура», по-видимому, впервые появилось в статье американского политолога Г. Олмонда «Сравнительные политические системы» (1956 г.).
Во второй половине 60-х и в 70-е гг. концепция политической культуры была взята на вооружение такими известными американскими социологами и политологами, как В. Ки, Р. Маркридис, В. Нойман, Д. Марвик и др. Первоначально возникнув в США, в последующем эта концепция получила все более растущую популярность и в других странах и стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений.
Интерес к данной проблеме был обусловлен прежде всего осознанием обществоведами Запада необходимости выявления средств и механизмов достижения политической стабильности и общественно-политического развития с помощью анализа глубинных, эмоциональных и социально-психологических связей между членами политических общностей и формами правления. Потребовалось выявить связи, содействующие и препятствующие национальному развитию и достижению общественной стабильности. Предпосылки для массового изучения этих связей были созданы так называемой «бихевиористской революцией», о которой говорилось выше. Установление в тот период тесных междисциплинарных связей политической науки с другими обществоведческими дисциплинами - культурной антропологией, социальной психологией, социологией, историей и т.д. - способствовало формированию и утверждению политико-культурного подхода.
Особенно
важное значение в его возникновении
имело проникновение в
В целом политико-культурный подход представляет собой попытку интегрировать социологию, культурологию, социальную психологию в единую политологическую дисциплину. Сторонники этой концепции пытались соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии и т.д.
Главную свою цель авторы и приверженцы концепции политической культуры усматривали в том, чтобы выделить, так сказать, сугубо политические компоненты из общенационального культурного контекста в целом. Большинство сторонников концепции политической культуры сходятся в признании существования в каждой общественно-политической системе и стране особой политической культуры, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление. Однако разные авторы, как выше говорилось, вкладывают в него разное содержание. Что касается нашей политологии, то, несмотря на очевидную значимость этой проблемы для понимания сущности и механизмов функционирования политических систем современности, она у нас еще не получила должной разработки.
В настоящее время существует разнобой в толковании как самой категории «политическая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д. Здесь господствует самый широкий спектр мнений, определений, формулировок и т.д. Нередко ее отождествляют с образовательным или культурным уровнем. Например, говорят, что у такого-то нет политической культуры, у другого - высокий или низкий уровень политической культуры.
Условием
формирования политической культуры людей
является их включенность в политический
процесс, взаимодействие с политической
реальностью. С политической системой
взаимодействуют различные сферы общественной
жизни, все они в той или иной степени участвуют
в формировании политической культуры,
определяют основные направления этого
процесса. Ими являются: целенаправленная
образовательно-