Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:19, реферат
Политика и социология тесно связаны между собой, они взаимодополняют, а порой и конфликтуют друг с другом. Исследования являются основой политического процесса, который невозможен без социологии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Понятие политики как вида социальной деятельности………………………4
2. Основные концепции политики………………………………………………...7
3. Структура и функции политики……………………………………………….10
4. Проблемное поле социологии политики……………………………………...12
5. Электоральные исследования в социологии политики……………………...14
6. Теоретические концепции исследования политики………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………22
В структуре политики также выделяют экономическую, социальную и культурную политику. В свою очередь экономическая политика разделяется на промышленную, сельскохозяйственную, финансовую и др. Социальную политику можно дифференцировать на политику в сфере охраны здоровья, социального обеспечения, бытового обслуживания. Культурная политика включает в себя политику в области образования, науки, культуры, искусства.
В зависимости от масштабов, направленности, содержанию заданий политика разделяется на внутреннюю и международную. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства относительно регуляции экономических, политических, социальных и других отношений между людьми в середине общества. Международная (внешняя) политика направляется на обеспечение безопасности государства, она призвана создавать благоприятные условия для достижения основных заданий внутренней политики.
Чаще всего среди функций политики выделяют такие:
- функцию управления - разработка основных направлений экономического, социального, духовного развития общества;
-
прогностическая функция - определение
перспектив общественного
-
функция интеграции
- мобильно-организационная функция проявляется в мобилизации материальных, духовных, трудовых ресурсов для эффективного решения общественных заданий;
-
идеологическая функция
-
воспитательная функция
-
инновационная функция
4.
Проблемное поле социологии
политики
Современные украинские социологи (Есть. Головаха, С. Ма-кеев, В. Танчер, О. Якуба и др.) сосредоточили свой взгляд на властных отношениях, особенностях субъектов власти, проблемах соучастия людей в политической и правовой жизни. Много внимания уделяют они изучению природы, роли государства, направлений деятельности формальных и неформальных институтов, которые претендуют на участие в принятии политических решений.
Все эти исследования всегда выходят на проблемы власти, властных отношений, их развития, функционирование в обществе, благодаря чему было сформировано проблемное поле социологии политики, основными элементами которого являются:
1. Анализ политического процесса и его материальной основы.
2. Социологический анализ механизма власти, ее типология, функционирование; участие индивидов в осуществлении властных функций.
3. Политическая стратификация (в контексте отношений государства и общества). С точки зрения политической стратификации важными являются параметры, которые влияют на отношение к власти. Для разных типов обществ эти параметры (за которыми одни социальные группы наделяются большим объемом влияния и контроля, чем другие) могут быть разнообразными, в зависимости от уровня развития демократических институтов в обществе, степени религиозности населения, его национально-этнической структуры, доминирующих тенденций в политической жизни. К универсальному набору таких политических параметров принадлежат:
А). Ранги государственной иерархии.
Б). Партийная принадлежность.
В). Ранг партийной иерархии.
4.
Политическое поведение.
а) исследование уровня активности людей в конкретной социальной среде во время определенных политических акций и событий, например, избирательной кампании.
б) исследования направленности политической активности и политических ориентаций населения, симпатий респондентов к политическим силам, программ, идей.
в) выяснение причин и факторов, которые формируют определенный тип политического поведения.
5.
Социология политического
Следовательно,
социология политики охватывает рассмотрение
как теоретических проблем, которые требуют
глубокого научного анализа, так и практических,
для решения которых необходимые эмпирические
исследования. Одним из новых ее направлений
является изучение выборов, электорального
поведения и политического участия.
5.
Электоральные исследования
в социологии политики
Электоральная (лат. elector - избиратель) социология (социология электората) является одной из самых динамических отраслей в структуре социологии политики.
Электоральная социология - отрасль социологической науки, которая занимается изучением политического взаимодействия субъектов общества путем анализа механизмов их политического участия в жизни социума, условий и особенностей объединения в политические группы, политической презентации интересов во властной борьбе и тому подобное.
Непосредственным ее заданием является исследование мотивации поведения избирателей во время голосования, разнообразных факторов, которые влияют на их электоральные симпатии и антипатии. Она открывает незаурядные возможности относительно прогнозирования, формирования, управления настроениями и вкусами избирателей, выработки и использования соответствующих технологий.
Предмет электоральной социологии - электоральное поведение избирателей, которые делегируют свои законодательные права ограниченному количеству своих представителей. Объект - процесс избрания представителей законодательной власти в демократических обществах (основывается на свободном проявлении политического сознания всех граждан и на системе прямых выборов в законодательные органы власти).
Электоральные исследования возможны лишь при определенной организации политической власти (реального существования демократического общества), когда имеет смысл постановка вопроса об избирательной активности его граждан и особенности ее проявлений. Да, монархические, самодержавные режимы почти не предусматривают политической системы, основанной на принятии политических решений через политические партии при участии избирателей. Тоталитарные и авторитарные режимы, даже имея признаки формальной демократии (страны прежнего социалистического блока), неспособны обеспечить свободное проявление электоральной активности граждан.
Электоральные опросы, как и изучение избирательного поведения разных общественных групп и слоев, появились сравнительно недавно. Любительским попыткам прогнозирования избирательных результатов на основе опроса рядовых граждан относительно их политических вкусов было положено начало в странах с традиционно демократическим политическим строем (США) в первые десятилетия XX ст. Представительское прогнозирование результатов политических выборов, использования профессиональных методик и технологий в электоральных исследованиях началось в ЗО-ти годы XX ст. Так, с 1935 г. в США регулярно стали публиковать результаты исследований общественного мнения (в том числе и электоральных опросов), которые проводила фирма Е. Роупера и Американский институт общественного мнения Дж. Геллапа.
Одновременно с появлением первых профессиональных центров исследования электоральных вкусов граждан встала так называемая проблема выбора «последнего момента», которая засвидетельствовала стойкую неопределенность вкусов значительного количества избирателей в канун выборов, а соответственно и сложность предвидения окончательного результата электоральной активности граждан.
В 50-ые годы XX ст. исследования электорального поведения интересовали не только научных работников. Уже кандидаты на выборах и их штабы начали последовательно обращаться к услугам профессиональных полстерських фирм, опросы которых способствовали оптимизации стратегии и тактики избирательной борьбы. В частности, по официальным данным, избирательный штаб Никсона потратил в 1968 г. на закрытые опросы электората до 600 тыс. долларов.
Одновременно
развивались теоретические концепции,
которые пытались произвести целостное
виденье электорального поведения избирателей.
Первой прибегла к ним чиказька школа
исследований политического поведения,
представители которой поставили вопрос
о влиянии на результаты избирательной
борьбы агитации в средствах массовой
информации. Было проведено масштабное
исследование с использованием экспериментальных
и контрольных групп избирателей, результаты
которого (как и последующих исследований
под руководством Г. Ласуелла) сыграли
заметную роль в становлении электоральной
социологии. Именно в ЗО годы сформировались
две наибольшие представительские концепции
изучения избирательной активности граждан
- социологическая (классовая, статусная)
та социально-психологическая. Распространенными
являются также теории «рационального
выбора» и «политического поля».
6.
Теоретические концепции
исследования политики
Социологическая концепция отмечает непосредственную зависимость избирательного поведения электората не от преимущества политических или идеологических программ, платформ, а от принадлежности избирателей к определенным большим социальным группам (классовых, этнических, конфессиональных, поселенческих и тому подобное). По мнению авторов этой теории (самый известен среди них П. Лазерсфельд), голосование остается не столько свободным выбором конкретного лица, сколько демонстрацией связи ее с определенной социальной группой. Сами эти группы и обеспечивают конкретной партии более-менее стойкую избирательную базу.
Представители этого подхода зафиксировали по меньшей мере четыре основных типа социальных разграничений, которые влияют на реализацию электорального потенциала избирателей: разграничение между городом и селом, центром и периферией, между представителями разных конфессиональных групп, между представителями разных социальных классов, слоев населения.
Социально-
Большинство современных социологов предоставляет преимущество именно социально-психологической концепции. Но оба они являются несколько статическими, сориентированными на общества со стойкой системой небольшого количества парламентских партий, которые постоянно находятся на политической арене (демократическая та республиканская партии в США, демократическая, консервативная та либеральная партии в Великобритании). При большом количестве политических партий, которые являются основой политических систем большинства европейских стран, в том числе и на постсоветском пространстве, ни статусный, ни социально-психологический подходы не могут четко обґрунтувати особенности электоральных вкусов граждан. В частности, в большинстве европейских стран принципиально незначительным является показатель их политической идентификации. Да, по данным европейских исследований, проведенных во второй половине 90-х годов, на вопрос «Насколько Вам близкие политические партии?» ответили положительно («очень близкие» и «достаточно близкие»): в Италии - 44%, Нидерландах - 32%, Германии - 30%, во Франции - 23%, России - 22%.