Поколения прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Еще в V-VI вв. до нашей эры древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих прав считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей.

Содержание

1. Введение

2. Понятие прав человека

3. Классификация прав и свобод

4. Личные права и свободы:

4.1. Право на жизнь

4.2. Достоинства личности

4.3. Право на свободу и личную неприкосновенность

4.4. Право на частную жизнь

4.5. Неприкосновенность жилища

4.6. Национальная принадлежность

4.7. Свобода передвижений и места жительства

4.8. Свобода совести и вероисповедания

4.9. Свобода мысли и слова

5. Политические права и свободы

5.1. Свобода печати и информации

5.2. Право на объединение

5.3. Право на мирные собрания и публичные манифесты

5.4. Право участвовать в управлении делами государства

5.5. Право избирать и быть избранным

5.6. Равный доступ к государственной службе

5.7. Право участвовать в отправлении правосудия

5.8. Право обращений

6. Экономические, социальные и культурные права

6.1. Право на экономическую деятельность

6.2. Право частной собственности

6.3. Трудовые права и свободы

6.4. Защита материнства, детства и семьи

6.5. Право на социальное обеспечение

6.6. Право на жилище

6.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6.8. Право на благоприятную окружающую среду

6.9. Право на образование

6.10. Свобода творчества

6.11. Право на участие в культурной жизни

7. Заключение

8. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Аф (5)Поколения прав человека 1.docx

— 54.17 Кб (Скачать)

  

  

  

1. Свобода  печати и информации.

     Данный  вопрос свободы печати и информации является, бесспорно, главным в проблеме демократии. Поскольку без последнего невозможно ни гражданское общество, ни правовое государство. Первооснова  этой свободы зафиксирована в  статье 29, ч.4 Конституции.

     Особое  значение принадлежит в рассматриваемом  вопросе средствам массовой информации (СМИ). В частности, это закреплено в Законе о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. Однако, государство  вправе налагать на СМИ некоторые  обязанности, такие как освещение  деятельности государственных органов.

     Единственным  правительственным институтом, противостоящим злоупотреблениям СМИ, является Судебная палата по информационным спорам при  Президенте Российской Федерации.

  

  

  

2. Право  на объединение.

     Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих  политических прав граждан, затрагивающее  основные аспекты политической жизни  граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия  каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

     Конституция Российской Федерации, Закон "Об общественных объединениях" и КЗоТ Российской Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.

     Ст.30 Конституции Российской Федерации  применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение…" - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории РФ и обладающий всеми ее правами и обязанностями, имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов.

     Право на объединения имеют как российские граждане, так и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие, в которых имеют только граждане Российской Федерации. Принятие или  вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто  не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребыванию в них. Право  на общественные объединения предоставляет  гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно  или вместе с общественной организацией. Конституция РФ гарантирует свободу  деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения  создаются без предварительного разрешения государственных органов.

     Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться  определенным ограничениям. Эти ограничения  устанавливаются Конституцией Российской Федерации. В частности, на основании  ст.56 Конституции Российской Федерации  отдельные ограничения устанавливаются  в условиях чрезвычайного положения. 

     Конституция также устанавливает нормы об условиях образований общественных объединений и предъявляемых  к ним требованиям. В части  пятой статьи 13 запрещается создание и деятельность объединений, цели и  действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации и подрыв безопасности государства; создание вооруженных  формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

     Закон устанавливает, что отказ в регистрации  общественного объединения по мотивам  нецелесообразности не допускается. Отказ  о регистрации дается в письменной форме и может быть обжалован  в суде и не является препятствием для повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

     Законодательством устанавливается также ограничение  права на объединение для судей, работников правоохранительных органов  и военнослужащих.

     В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., принятой Государственной  Думой формулируется понятие  общественного объединения:

     "Это  добровольное, некоммерческое  формирование, созданное  по инициативе  граждан, объединившихся  на основе общности  интересов и для  реализации общих  целей, указанных  в уставе общественного  объединения".

     Учредителями  по существующему законодательству Российской Федерации являются как  физические, так и юридические  лица. Причем их должно быть не менее  трех человек (кроме политических партий и профсоюзов). Общественные объединения  действуют и создаются на основе равноправия, самоуправления, законности и гласности.

  

  

  

3. Право  на мирные собрания и публичные  манифесты.

     В Российской Федерации это право  принадлежит только ее гражданам. В  Конституции это право выражено в статье 31, содержание которой гласит:

     «Граждане Российской Федерации  имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования».

       Целью таких действий является  обсуждение проблем, представляющих  общие интересы, выражение поддержки  политики властей или протеста  против нее, стремление сделать  свою позицию достоянием общественности.

     Проведение  публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ о порядке организации  и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 года. При проведении данных мероприятий, их участники обязаны  соблюдать общественный порядок. Государство  гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные  и должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно лишь только в  строго определенных случаях.

  

  

  

4. Право  участвовать в управлении делами  государства.

     Данное  право закреплено в ст.32 ч.1 Конституции  РФ, суть которой заключается в  том, что:

     «Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать  в управлении делами государства как  непосредственно, так  и через своих  представителей».

     А также развивает, содержащееся в  ст.3 Конституции положение о народовластии. Данное право непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

  Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

     Существуют  две формы непосредственного  осуществления народом принадлежащей  ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

     Референдум  - это голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

     Выборы  – наиболее часто и широко применяемая  форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения  должностей. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого - либо принуждения относительно как  явки на выборы, так и голосования (“за” или “против”). Наибольшую свободу  выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур.

     Именно  референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства. 
 
 

5. Право  избирать и быть избранным.

     Избирательное право граждан наступает с  момента их совершеннолетия, когда  гражданин становится полностью  дееспособным лицом и имеет право  в полной мере пользоваться политическими  правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2, 3 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданском РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

     Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено  для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

     Всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

    Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола. 
 
 

6. Равный  доступ к государственной службе.

    Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.

    Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким - либо признакам.

        Право поступления на государственную  службу имеют граждане Российской  Федерации, достигшие 18 лет, но  не старше 60 лет, если иное не  установлено законами Российской  Федерации. Не допускается установление  при приеме на государственную  службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований. Ограничением на прием на государственную службу может служить отсутствие соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности. 
 
 

7. Право  участвовать в отправлении правосудия.

    Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время в России осуществляется поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен - невиновен) как основы приговора суда (ст.123 ч.4 Конституции). Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия.

Информация о работе Поколения прав человека