Поциально-педагогическая компетентность социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:17, реферат

Описание работы

Цель: изучить специфику профессионально-педагогической компетентности социального работника.
Задачи:
- раскрыть сущность понятий «компетентность» и «компетенция».
- дать характеристику составляющих профессионально-педагогической компетентности социального работника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие о профессионально-педагогической компетентности социального работника
2. Структура профессионально-педагогической компетентности социального работника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

 


1.      Структура профессионально-педагогической компетентности социального работника.

 

 

В педагогике профессионально-педагогическую компетентность рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации [6].

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Вызывает интерес иерархическая модель профессионально-педагогической компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая платформу для «вырастания» следующих компонентов.

Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности:

- знаниевую;

- деятельностную;

- коммуникативную;

- эмоциональную;

- личностную;

- творческую.

Следует подчеркнуть особую значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности социального работника в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности социального работника.

Можно выделить следующие компоненты профессионально-педагогической компетентности социального работника:

1.                  Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

2.                  Функциональный (от лат. functio - исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

3.                  Коммуникативный (от лат. communico - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

4.                  Рефлексивный (от позднелат. reflexio - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

Указанные характеристики профессиональной компетентности социального работника нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, социальный работник должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря – умение общаться.

Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от профессиональных качеств, здесь важны:

1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.

2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации.

3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.

4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы.

5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.

6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.

7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.

8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.

9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.

10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

11. Умение обеспечивать межведомственные связи.

12. Умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации) [3].

Таким образом, можно говорить о том, что профессионально-педагогическая компетентность социального работника включает в себя множество характеристик, как личностных, так и профессиональных. Для того, чтобы социальный работник был компетентным и высококвалифицированным специалистом, необходимо не только в полной мере владеть знаниями в той или иной сфере, но и уметь применять их в практической деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Развитие социальной работы в России тесно связывают с теоретической разработкой и практическим решением проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности социального работника, что должно проявляться в преодолении социальным работником своих собственных профессиональных барьеров и затруднений, в уходе от устоявшихся стереотипов деятельности, в овладении новыми способами профессиональной самореализации.

Профессионально-педагогическую компетентность социального работника  можно определить как его способность к эффективной реализации в практической деятельности  системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших социально-педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.

Структура профессиональной компетентности, и в частности компетентности педагогической, состоит из двух основных компонентов: содержательного, включающего общепрофессиональные и специальные знания, и операционального (процессуального, прикладного), включающего владение технологией деятельности, то есть умения и навыки. При этом успешность ее формирования у специалиста социальной работы зависит от наличия профессионально-педагогической направленности.

К основным блокам профессионально-педагогической компетенции социального работника также относят четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

Педагогическая направленность имеет непосредственные связи с результативностью специалиста социальной работы. Она также рассматривается в качестве ключевого звена формирования основных свойств личности специалиста. Педагогические знания и умения оказываются востребованными в социальной работе с различными категориями населения (дети, подростки, беженцы, инвалиды, пожилые люди, осужденные и др.) Педагогическими методами решаются проблемы формирования отношений в группе, развития готовности личности к самопомощи.

Педагогический компонент социальной работы позволяет принимать эффективные педагогически целесообразные решения в различных сферах социальной деятельности. Принимая это во внимание, в качестве важной задачи обновления теоретических и практических знаний специалистов, в связи с повышением требований к профессиональному уровню и необходимостью освоения современных технологий можно выделить развитие профессионально-педагогической компетентности специалиста социальной работы.

Формирование профессионально-педагогической компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.   Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф.Басов. - М.: Академия, 2004. – 233 с.

2.   Бурлак, Г.Ю. Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры / Г.Ю. Бурлак. - М.: 1997. - 183 с.

3.   Золотарева, Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе / Т.Ф. Золотарева. - М.: Дашков и К, 2004. – 128 с.

4.   Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Владос, 2001. – 432 с.

5.   Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2007. С. 178.

6.   Шмелева, Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н.Б. Шмелева. - М.: Дашков и К, 2004. - 196 с.

 

 

 



Информация о работе Поциально-педагогическая компетентность социального работника