Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:17, реферат
Цель: изучить специфику профессионально-педагогической компетентности социального работника.
Задачи:
- раскрыть сущность понятий «компетентность» и «компетенция».
- дать характеристику составляющих профессионально-педагогической компетентности социального работника.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие о профессионально-педагогической компетентности социального работника
2. Структура профессионально-педагогической компетентности социального работника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Структура профессионально-педагогической компетентности социального работника.
В педагогике профессионально-педагогическую компетентность рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:
1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации [6].
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Вызывает интерес иерархическая модель профессионально-педагогической компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая платформу для «вырастания» следующих компонентов.
Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности:
- знаниевую;
- деятельностную;
- коммуникативную;
- эмоциональную;
- личностную;
- творческую.
Следует подчеркнуть особую значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности социального работника в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности социального работника.
Можно выделить следующие компоненты профессионально-педагогической компетентности социального работника:
1. Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
2. Функциональный (от лат. functio - исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
3. Коммуникативный (от лат. communico - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
4. Рефлексивный (от позднелат. reflexio - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.
Указанные характеристики профессиональной компетентности социального работника нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.
В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.
Кроме того, социальный работник должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря – умение общаться.
Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от профессиональных качеств, здесь важны:
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации.
3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы.
5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.
6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.
7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.
8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.
9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.
10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
11. Умение обеспечивать межведомственные связи.
12. Умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации) [3].
Таким образом, можно говорить о том, что профессионально-педагогическая компетентность социального работника включает в себя множество характеристик, как личностных, так и профессиональных. Для того, чтобы социальный работник был компетентным и высококвалифицированным специалистом, необходимо не только в полной мере владеть знаниями в той или иной сфере, но и уметь применять их в практической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие социальной работы в России тесно связывают с теоретической разработкой и практическим решением проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности социального работника, что должно проявляться в преодолении социальным работником своих собственных профессиональных барьеров и затруднений, в уходе от устоявшихся стереотипов деятельности, в овладении новыми способами профессиональной самореализации.
Профессионально-педагогическую компетентность социального работника можно определить как его способность к эффективной реализации в практической деятельности системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших социально-педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.
Структура профессиональной компетентности, и в частности компетентности педагогической, состоит из двух основных компонентов: содержательного, включающего общепрофессиональные и специальные знания, и операционального (процессуального, прикладного), включающего владение технологией деятельности, то есть умения и навыки. При этом успешность ее формирования у специалиста социальной работы зависит от наличия профессионально-педагогической направленности.
К основным блокам профессионально-педагогической компетенции социального работника также относят четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную:
Педагогическая направленность имеет непосредственные связи с результативностью специалиста социальной работы. Она также рассматривается в качестве ключевого звена формирования основных свойств личности специалиста. Педагогические знания и умения оказываются востребованными в социальной работе с различными категориями населения (дети, подростки, беженцы, инвалиды, пожилые люди, осужденные и др.) Педагогическими методами решаются проблемы формирования отношений в группе, развития готовности личности к самопомощи.
Педагогический компонент социальной работы позволяет принимать эффективные педагогически целесообразные решения в различных сферах социальной деятельности. Принимая это во внимание, в качестве важной задачи обновления теоретических и практических знаний специалистов, в связи с повышением требований к профессиональному уровню и необходимостью освоения современных технологий можно выделить развитие профессионально-педагогической компетентности специалиста социальной работы.
Формирование профессионально-педагогической компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф.Басов. - М.: Академия, 2004. – 233 с.
2. Бурлак, Г.Ю. Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры / Г.Ю. Бурлак. - М.: 1997. - 183 с.
3. Золотарева, Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе / Т.Ф. Золотарева. - М.: Дашков и К, 2004. – 128 с.
4. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Владос, 2001. – 432 с.
5. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2007. С. 178.
6. Шмелева, Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н.Б. Шмелева. - М.: Дашков и К, 2004. - 196 с.
Информация о работе Поциально-педагогическая компетентность социального работника