Почтовый опрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Метод опроса……………………………………………………………………4

2. Почтовый опрос общественного мнения…………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 70.00 Кб (Скачать)
 

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Метод  опроса……………………………………………………………………4

2. Почтовый  опрос общественного мнения…………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список  использованной литературы…………………………………………...11

 

       Введение

     Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла.

     Общественное  мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь.

        Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

        Все это говорит о том, что эта тема актуальна и значима.

     В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам  получения первичной социальной информации - количественный и качественный. Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это дисциплина, призванная исследовать надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, либо это познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям.

      В данной работе я рассмотрю метод опроса и его разновидности.

1.Метод  опроса.

     Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.

     Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании  источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

     Существуют  две разновидности опроса, связанные  с письменной и устной формой общения  с респондентами, - анкетирование  или интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых респондентам вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию.

     Метод опроса, опирающийся на достаточное  число обученных анкетеров или  интервьюеров, позволяет в максимально  короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Также достоинство метода - широта охвата различных областей социальной практики. Однако, информация, полученная от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в сознании. Поэтому не всегда является возможным уравнение между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей. Всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса.

       Наиболее распространённый в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповой опрос широко применяется по месту  работы, учёбы. Анкеты раздаются в  аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются  на рабочих местах или по месту  жительства (учёбы) респондентов, а  время возврата заранее обговаривается.

     Социологическая анкета - это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

· по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

     Вопросы о фактах сознания направлены на выявление  мнений, пожеланий, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных  с личностью опрашиваемого или  его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя блок социально-демографических вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.

·Метод опроса может делиться по форме на открытые и закрытые, прямые и косвенные;

Закрытым  вопросом называется тот, в котором  заранее дан полный набор вариантов ответов. Типы такого вопроса - альтернативный и неальтернативный. Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.

Открытые  вопросы не содержат подсказок и  не навязывают респонденту варианты ответов. Открытые вопросы дают возможность  выразить мнение во всей полноте и  мельчайших подробностях. Именно при  помощи таких вопросов можно собрать  наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.

         Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.

         Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

2. Почтовый опрос.

     Почтовый  опрос - разновидность анкетирования. Его правомерно рассматривать как  эффективный приём сбора первичной  информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет  и получении почтовых ответов  на них. Важное преимущество почтового  опроса - простота организации.

     К достоинствам метода относится то, что он позволяет одновременно провести опрос на большой территории, в том числе - в труднодоступных районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого приёма сбора информации состоит в том, что анкета заполняется только респондентом. Тем самым отсутствует контакт респондента и анкетёра, а следовательно, и психологический барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном опросе.

     Также позитивным свойством почтового  опроса является возможность респондента  выбирать удобное для него время заполнения анкеты.

     Отмечаются  также и недостатки данного вида опроса, это:

    . а)  низкий возраст анкет,

    . б)  перекосы репрезентативности,

    . в)  неизбежность выбраковки,

    . г)  нарушение правила анонимности  опроса,

    . д)  усиливающее искажение ответов.

     Таким образом, при проведении почтового  опроса есть реальная опасность получения  “смещенной” информации. Для того, чтобы снизить этот риск, существует масса различных процедур, начиная  от особенностей составления почтовой анкеты до приложения сопроводительного письма и небольших сувениров.

      К данному опросу предъявляются обязательные требования, в число которых входят:  

- тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;

- обстоятельная инструкция к ее заполнению;

- шифровка конвертов;

- вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;

- напоминание респондентам о необходимости  возврата  заполнения  анкеты       (телефоном, почтой и иными средствами).

      Начинают  опрос с лёгких вопросов, интересных по содержанию. Близкие по содержанию вопросы формируют в блоки.

      Существует  некоторая отрицательная связь  между объёмом анкет и уровнем  их возврата. Тем не менее, бывает целесообразнее повысить интерес опрашиваемого  к анкете путём использования ряда дополнительных вопросов, нежели сокращать её. Рекомендуется печатать анкету в типографии, использовать привлекательные название и оформление.

      Одновременно  с рассылкой анкет в том  же конверте высылается сопроводительное письмо, где, обращаясь к респонденту по имени и отчеству или фамилии, повторяют просьбу об участии в почтовом опросе, подробно излагают цели исследования, подчеркивают его практическую направленность, приводят адрес и телефон исследовательской организации. Вместе с анкетой также отправляют конверт с напечатанными на нём обратным адресом, в нём респондент будет возвращать заполненную анкету исследователю.

      Примерно  через 2-3 недели после отправки анкет  высылаются напоминания.         Разновидность почтового опроса - прессовый опрос.

        В этом случае анкета печатается  в газете или журнале. Укажем  два вида такого опроса.

Один - когда редакция обращается к анкетированию  с целью получения данных о  своих читателях и их мнений о  работе данного печатного органа.   Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

В силу пассивности процедуры вовлечения потенциальных респондентов в опрос  в прессовом анкетировании невысок  возврат анкет.

Решающие  факторы формирования финальной  выборочной совокупности, то есть того массива опрашиваемых, с которым имеет дело социолог, - это тема исследования, конструкция и оформление прессовой анкеты, специфика временного момента публикации.

Заключение.

     В данной работе описаны метод опроса, в частности акцент сделан на метод почтового опроса.

     Данный  метод сбора информации в социологии актуален при проведении исследований в самых разных сферах жизни общества.

     Метод почтового опроса заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.

     При проведении почтового опроса есть реальная опасность получения “смещенной” информации. Для того, чтобы снизить этот риск, существует масса различных процедур, начиная от особенностей составления почтовой анкеты до приложения сопроводительного письма и небольших сувениров.

В практике социологических исследований почтовый опрос используется:

1) в  ситуации ограниченности ресурсов, не позволяющих применить другие методы исследования или виды опроса, обеспечивающих получение информации от всех лиц, намеченных для опроса;

2) как  вспомогательный метод в сочетании  с другими; 

3) в  случаях, если необходимо получить  ответы на вопросы, затрагивающие  деликатные или интимные проблемы.

     Немаловажный  аспект здесь - наличие подготовленных исследователей, умеющих правильно  поставить задачи, подготовить инструментарий и совершить итоговую обработку  полученных данных.

Список  использованной литературы.

    1. Курбатов В.И. Социология. – М.: Март, 2000.

Информация о работе Почтовый опрос