Пьер Бурдье «За социологию социологов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:07, доклад

Описание работы

Выступление известного французского социолога и политолога Пьера Бурдье на семинаре «Этнология и политика» было опубликовано в качестве статьи «За социологию социологов».

Работа содержит 1 файл

Реферат За социологию социологов.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный  университет

  Факультет социологии

  Пьер  Бурдье «За социологию социологов» 

  Работа  по курсу «Социология духовной жизни»

  студентки 5 курса 2 группы

  Красовицкой Алины  Александровны 
 
 
 

Санкт-Петербург 2011 г. 

Выступление известного французского социолога и политолога Пьера Бурдье на семинаре «Этнология и политика» было опубликовано в качестве статьи «За социологию социологов».

В этой статье Бурдье говорит о том, что для каждого времени существуют проблемы, которые считаются наиболее интересными для изучения. Их рассмотрение дает исследователю некоторые выгоды: «приносит прибыль, и не столько в виде авторских прав (хотя это может играть роль), сколько в виде престижа, символического вознаграждения и пр.»1.  В настоящее время интерес составляет изучение прошлого науки.

По мнению Бурдье, «социальная история “колониальной  науки”» представляет интерес только из-за того что открывает нам возможность  рассмотрения развития науки о современном  обществе. «Это было бы вкладом в  познание категорий мышления, при помощи которых мы мыслим это общество»2.  Таким образом, данный предмет исследования позволяет нам осознать, понять те знания, тексты, всю ту информацию, которая уже существует в науке. 

Бурдье говорит  о том, что для того чтобы  заниматься социальной историей науки необходимо рассматривать ее не как отдельное, единичное явление. Требуется ее рассмотрение в комплексе определенных факторов, повлиявших на ее становление. Необходимо для начала определить свойства поля, в котором возникла наука и которое она рассматривает. Определить ее связи с «колониальной властью» и с «центральной интеллектуальной властью». Центральная интеллектуальная власть – это та научная доктрина, которая доминирует в это время.  Далее следует рассмотреть, каким образом трансформировались данные связи, и как это отразилось на функционировании науки.

Далее автор говорит  о том, что социальная история  социальных наук должна обратить особое внимание на те факты, которые считаются  «очевидными» и из-за этого исключаются из тем обсуждения. Их никто не проговаривает, так как все считают, что они существуют сами собой и для всех очевидны. «Именно это рискуют совершенно упустить исторические документы, потому что никто не думает записывать то, что само собой разумеется: информаторы об этом не говорят или сообщают только через упущения, своим молчанием»3. Следовательно, необходимо интересоваться вещами, которые обычно никто не проговаривает.

Бурдье уделяет особое внимание вопросу о научном контроле отношения к предмету изучения. Любой предмет изучения является связанным с теми социальными характеристиками, которыми обладает субъект: его происхождением, уровнем образования и т.п. С точки зрения Бурдье, существует социальная иерархия объектов исследования и социальная иерархия субъектов исследования. И, следовательно, субъект исследования, в зависимости от своих характеристик, установок, уровня образования, культурного и экономического капитала выберет наиболее подходящий ему объект. Следовательно, с точки зрения Бурдье, внутри человека есть его личная цензура, и научный контроль отношения к предмету исследования не требуется. 

С нашей  точки зрения статья Бурдье является крайне интересной для изучения.  Однако сомнение вызывает его высказывание о роли цензуры в рассмотрении предмета исследования. Бурдье пишет, что такая цензура не нужна, так как она уже существует внутри людей, заложена в них от природы. Однако если человек не осознает уровень своих способностей и находится в заблуждении о своих качествах, он может выбрать предмет не соответствующий его положению в социальной иерархии. Следовательно, с нашей точки зрения, научный контроль отношения к предмету исследования необходим.  

Источник:

Бурдье П. За социологию социологов Сайт: http://bourdieu.name/ 

Информация о работе Пьер Бурдье «За социологию социологов»