Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:07, доклад
Выступление известного французского социолога и политолога Пьера Бурдье на семинаре «Этнология и политика» было опубликовано в качестве статьи «За социологию социологов».
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет социологии
Пьер
Бурдье «За социологию
социологов»
Работа по курсу «Социология духовной жизни»
студентки 5 курса 2 группы
Красовицкой Алины
Александровны
Санкт-Петербург
2011 г.
Выступление известного французского социолога и политолога Пьера Бурдье на семинаре «Этнология и политика» было опубликовано в качестве статьи «За социологию социологов».
В этой статье Бурдье говорит о том, что для каждого времени существуют проблемы, которые считаются наиболее интересными для изучения. Их рассмотрение дает исследователю некоторые выгоды: «приносит прибыль, и не столько в виде авторских прав (хотя это может играть роль), сколько в виде престижа, символического вознаграждения и пр.»1. В настоящее время интерес составляет изучение прошлого науки.
По мнению Бурдье,
«социальная история “
Бурдье говорит о том, что для того чтобы заниматься социальной историей науки необходимо рассматривать ее не как отдельное, единичное явление. Требуется ее рассмотрение в комплексе определенных факторов, повлиявших на ее становление. Необходимо для начала определить свойства поля, в котором возникла наука и которое она рассматривает. Определить ее связи с «колониальной властью» и с «центральной интеллектуальной властью». Центральная интеллектуальная власть – это та научная доктрина, которая доминирует в это время. Далее следует рассмотреть, каким образом трансформировались данные связи, и как это отразилось на функционировании науки.
Далее автор говорит о том, что социальная история социальных наук должна обратить особое внимание на те факты, которые считаются «очевидными» и из-за этого исключаются из тем обсуждения. Их никто не проговаривает, так как все считают, что они существуют сами собой и для всех очевидны. «Именно это рискуют совершенно упустить исторические документы, потому что никто не думает записывать то, что само собой разумеется: информаторы об этом не говорят или сообщают только через упущения, своим молчанием»3. Следовательно, необходимо интересоваться вещами, которые обычно никто не проговаривает.
Бурдье уделяет особое внимание вопросу о научном контроле отношения к предмету изучения. Любой предмет изучения является связанным с теми социальными характеристиками, которыми обладает субъект: его происхождением, уровнем образования и т.п. С точки зрения Бурдье, существует социальная иерархия объектов исследования и социальная иерархия субъектов исследования. И, следовательно, субъект исследования, в зависимости от своих характеристик, установок, уровня образования, культурного и экономического капитала выберет наиболее подходящий ему объект. Следовательно, с точки зрения Бурдье, внутри человека есть его личная цензура, и научный контроль отношения к предмету исследования не требуется.
С нашей
точки зрения статья Бурдье является
крайне интересной для изучения. Однако
сомнение вызывает его высказывание о
роли цензуры в рассмотрении предмета
исследования. Бурдье пишет, что такая
цензура не нужна, так как она уже существует
внутри людей, заложена в них от природы.
Однако если человек не осознает уровень
своих способностей и находится в заблуждении
о своих качествах, он может выбрать предмет
не соответствующий его положению в социальной
иерархии. Следовательно, с нашей точки
зрения, научный контроль отношения к
предмету исследования необходим.
Источник:
Бурдье П. За социологию социологов Сайт: http://bourdieu.name/