Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:31, лекция
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.
«Отрасли социологии»
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.
Дисциплина изучает
всю совокупность социально-экономических
процессов — касаются ли они рынков или государства, до
Этот раздел социологии не является аналогом экономической теории. Это самостоятельная наука, занимающаяся изучением социальных явлений в экономике, причин их возникновения и возможных последствий.
Центральным объектом изучения является экономическое поведение. Экономическое поведение — это многообразие социальных действий с целью получения прибыли.
В соответствии с четырьмя стадиями воспроизводства выделяют четыре типа
экономического поведения:
распределительное,
или дистрибутивное, — связано с понятием
собственности или контроля над ресурсами.
Дистрибутивное поведение соединяет экономические
ресурсы и людей. В результате обеспечивается
их эффективное использование. Существует
несколько моделей такого поведения. Хозяйственная
модель связана с деятельностью собственников
ресурсов, агентская модель — с контролем
за использованием чужой собственности,
а функциональная — с использование чужих
ресурсов в соответствии с договором для
получения определенной выгоды;
производственное
— связано с комбинированием экономических
ресурсов таким образом, чтобы при минимальных
издержках получить максимальную прибыль;
обменное—
предполагает действия при перемещении
товаров или услуг на рынке;
потребительское
— предполагает использование готового
продукта для удовлетворения потребностей
человека.
На
данный момент можно выделить следующие
течения новой экономической
социологии: 1. Социология рационального выбора 2. Сетевой подход 3. Новый институционализм 4. Культурноисторический подход 5. Этнографический подход 1. Социология рационального выбора Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования. Социология рационального выбора возрождает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности. Авторы Дж. Коулман Дж. Хоманс 2. Сетевой подход Направление экономической социологии, формирующееся в рамках сетевого подхода, обнаруживает содержательную связь со структурной теорией обмена Марселя Мосса и Клода Леви-Стросса. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей - устойчивых связей между индивидами и фирмами, которые невозможно втиснуть в рамки традиционной дихотомии `рынок - иерархия`. Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными. Авторы М.Гранноветер Х.Уайт Р.Бёрт У.Пауэлл Д.Старк 3. Новый институционализм Новый институционализм в социологии появляется в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, многозначные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, а формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками. В рамках американской социологии новый институционализм развивается по двум основным направлениям: культурно-ориентированному и властно-ориентированному. Во Франции активно развивается новый французский институционализм. Авторы П.Димаджио У.Пауэлл Н.Биггарт У.Бейкер Н.Флигстин Л.Болтански Л.Тевено |
4. Культурноисторический подход
5. Этнографический подход
Парсонс: основная функция экономики – адаптация общества к внешним условиям.
Классики экономической социологии: Маркс, Вебер, Веблен.
Экономическая
социология появилась тогда, когда
началась институционализация
Нэйл
Смелзер. Экономическая социология
изучает экономическое
Т.И. Заславская. Экономическая социология изучает социальный механизм развития экономики. Социальный механизм – система социальных неравенств, экономическое поведение, экономические потребности и интересы.
Экономическая социология и экономика имеют один и тот же объект – экономика. Предмет экономики – экономисты изучают экономику изнутри. Абстрагируются от внешних сфер общества. Предмет экономической социологии – изучает экономические связи с другими сферами жизни общества. Экономика как подсистема жизни общества.
Экономическая социология связана с общей теоретической социологией, берет у нее понятийный аппарат. Экономическая социология не отраслевая теория, как теория опосредует взаимосвязь общей социологической теории и отраслевыми теориями.
Этапы развития экономической социологии:
Основной
вклад представителей классического
этапа в экономическую
Подразделы экономической социологии:
Этносоциология (этническая соц
Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды[1].
Основные темы,
разрабатываемые
В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, включая язык, обладающую самосознанием.
Этносоциология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В этих отношениях выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей или этносов.
Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.
Предметная область этнической социологии достаточно широкая. Это и социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учётом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение культур разных этнических общностей; этническое самосознание; межэтнические отношения и т. д.
Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.
Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.
Этносоциологи
в своих исследованиях
Культурологический метод: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.
Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей: в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты.