Отношение студентов факультета журналистики к рекламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:47, реферат

Описание работы

Основной целью является выявление тенденций в отношении к рекламе студентов специальности «Журналистика» и «Связи с Общественностью» (далее «СО»).

Работа содержит 1 файл

socissledovanie-105.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный  университет

факультет журналистики

Социологическое исследование на тему:

«Отношение  студентов факультета журналистики к рекламе» 
 
 

                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

     Санкт-Петербург

     2005 
 

       Описание проблемной  ситуации:

     C момента появления большого количества рекламы в СМИ прошло не более 15 лет. И все это время не утихают споры о необходимости рекламы, о ее моральных аспектах и о законодательстве о рекламе. Большую часть населения реклама нервирует и раздражает, гораздо меньшее количество людей зарабатывает с ее помощью деньги, кто-то ее изучает. Кто-то хочет, чтобы ее запретили совсем, другие понимают, что она необходима для нормального существования СМИ, как главный источник их финансирования. Точки зрения полярно разные. Между тем реклама в СМИ - сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Я решила узнать у студентов факультета журналистики, как у людей, которые должны смотреть на эту проблему с не совсем обывательской точки зрения, что они думают о рекламе в СМИ. 

      Проблема и предметом данного социологического исследования заключается  в изучении отношения к рекламе студентов журфака СПбГУ.  

     Цель  исследования:

     Основной  целью является выявление тенденций  в отношении к рекламе студентов  специальности  «Журналистика» и  «Связи с Общественностью» (далее «СО»).

     Объект  исследования:

     Студенты  факультета журналистики СПбГУ 1-4 курсов дневного отделения – 20 человек. 10 человек (5 юношей + 5 девушек) учатся на специальности«Журналистика»  и так же 10 человек (5 юношей + 5 девушек) учатся на «СО».

     Инструмент  исследования:

     Анкета  из 10 вопросов. Используются как закрытые, так и открытые вопросы. 

     Методы  сбора информации:

     Опросный  метод – формализованная анкета.

     Задачи  исследования:

    • Выявить и сравнить отношение студентов разных специальностей факультета журналистики к рекламе ;
    • Узнать степень доверия студентов к рекламе
    • Определить какую роль играет реклама в их жизни;
    • Изучить их предложения по изменению рекламы, способов ее подачи или законодательства о рекламе;
 
 

     .

        

Гипотеза  исследования:

      Я считаю, что отношение студентов  журфака к рекламе прямо зависит  от их специальности. Взгляд студентов  “СО”, возможно, будет более  профессиональным. При этом чем старше курс, тем  дальше будет их взгляд от обычной  обывательской позиции по этому  вопросу. Их должна, по идее, раздражать непрофессионально сделанная реклама. Студентов направления «Журналистика» реклама будет скорее всего раздражать, так как она занимает место в теле-, радио- эфире и на полосах печатных изданий, но большинство скорее всего признает, что она необходима для нормального функционирования СМИ. Интересными должны быть предложения студентов по вопросам, касающихся необходимости перемен в области рекламы.

 

       

      Анкета: 

Уважаемый студент! Просим тебя принять участие в  социологическом исследовании «ВЫ И РЕКЛАМА». Ответь на ряд несложных вопросов, это не займет много времени.

Заранее спасибо.

 

      Сначала: укажите ваш пол, курс и специальность. (нужное подчеркнуть)

      М\Ж     

       1\2\3\4 курс

        Журналистика \  Связи с общественностью

       

      И главное:

      1 Определите ваше  отношение к рекламе:

      1 – она меня раздражает

      2 -  она меня не интересует, я  к ней безразличен

      3- я ее изучаю

      4 – мне она нравится

      5 – я могу получить из нее  нужную информацию 

    1. Доверяете ли вы рекламе?

    1 – нет,  она обычно построена на пустых обещаниях

    2 – да, в  рекламе обычно сообщают правду  о товарах и услугах

    3 – не любой;  обычно из рекламы можно понять, какого качества товар \ услугу  она преподносит 

    3 Как на ваш взгляд  соотносится качество  рекламы и качество  товара?

    1 – профессионально сделанная реклама обычно пропагандирует товары \ услуги  высокого качества; и наоборот, сомнительные товары \ услуги  рекламируют банально и глупо

     

    1. Чем хуже товар, тем профессиональнее и интереснее проводится рекламная кампания
    2. Эти два параметра чаще никак не взаимосвязаны
 

      4 Выберите утверждение,  которое вам ближе  и закончите его:

    1 – реклама  мне нравится, потому что__________________________ ___________________________________________________________

    2– реклама  мне не нравится, потому что_________________________ ___________________________________________________________ 

    5 Рекламу каких  товаров и услуг,  на ваш взгляд, следует запретить  в первую очередь?

    1пиво

    2 – все  алкогольные напитки

    3 – табачные  изделия

    4 – средства  личной гигиены

    5 – дорогие вещи, доступные малой части населения

    6 – нельзя  запрещать рекламу легальных/  сертифицированных  товаров

    7 – другое (укажите, что именно)_______________

       

      6 Какая реклама  (по месту размещения) вам нравится меньше  всего?

      1 – на TV

      2 – по радио

      3- в газетах и журналах

      4- в кинотеатрах, перед началом  фильма

      5 – на улицах и в транспорте 

      7 Выберите утверждение  и закончите его:

      1 – Рекламу следует запретить,  так как_____________________

_______________________________________________________                                                                                          

            2 – Рекламу нельзя запрещать, так как______________________                                                                            ___________________________________________________________

       

8 Что, по вашему  мнению, наименее  желательно прерывать  рекламой? 

1 – Художественные  фильмы

2 - Передачи для детей

3 – Новостные  передачи

4 – Трансляции  спортивных соревнований

5 – Концерты

6 – Любые  передачи в прямом эфире

7 – Другое___________________________ 

9 Просматриваете ли  вы рекламные газеты  и издания (просто  рекламу в прессе)?

1 – Нет, никогда

2 – Да, я их  специально просматриваю, так как  можно найти что-нибудь новое/интересное

3 – Изредка 

10 Есть ли в России  качественная реклама?

1 – нет, нам  очень далеко до уровня «Каннских  Львов»

2 – да, есть  очень интересные вещи

3 – пока нет,  но в скором времени появится 
 
 

Результаты

    • 13 человек из 20 опрошенных ответили, что реклама их раздражает. 10 из них учатся на специальности «Журналистика», 5 человек  (все с “СО”) сказали, что они ее изучают. Остальные двое сказали, что реклама им безразлична.
    • 9 человек, из них 6 со спец. “CO” указали, что доверять можно не любой рекламе, 5 человек (4 из них девушки ) доверяют рекламе и 6 человек не доверяет никакой рекламе.
    • 8 из 20 опрошенных (все с «Журналистики») считают, что хорошо сделанная реклама преподносит качественные товары, 12 человек полагают, что качество продукта никак не соотносится с качеством рекламы.
    • 15 человек (вся “Журналистика” и 5 человек с «СО») сказали, что реклама им не нравится. Среди аргументов наиболее часто встречались следующие: «ее слишком много» - 4 человека, «она прерывает интересные фильмы и передачи, загромождает эфир» - 4 человека (все журналистка), «она по большей части глупая и неинтересная» -  3 человека (все «СО»)
    • Все 20 человек считают, что нельзя запрещать рекламу каких-либо товаров, если они легальны и сертифицированы должным образом
    • Более всего опрошенным не нравится реклама по TV – так ответили 16 из 20 человек.
    • Однако при этом 16 же человек сказали, что рекламу запрещать не следует. Наиболее часто приводились следующие аргументы:”она приносит деньги средствам массовой информации, с помощью которых они могут развиваться” – 8 человек  (5 из них – «Журналистика»), 6 человек – «она информирует о новых товарах и услугах».
    • 10 человек считают, что наименее желательно прерывать рекламой художественные фильмы, 7 человек (все юноши) не хотят, чтобы рекламой прерывались трансляции спортивных состязаний. По одному человеку высказалось за передачи для детей, новости и прямой эфир.
    • 11 человек сказали, что никогда не просматривают рекламные издания или рекламу в прессе, 6 человек делают это изредка, 3 – регулярно.
    • 9 человек считают, что в России нет качественной рекламы (8 из них с «Журналистики»), 6 человек (5 с «СО») с оптимизмом утверждают, что скоро она появится, 5 человек (все с «СО») считают, что в России есть реклама мирового уровня.

Выводы

Наши прогнозы большей частью оправдались, хотя мнения студентов в зависимости от специальности не так уж и разнились. По одному вопросу все высказались единогласно – все 20 человек считают, что нельзя запрещать какую-либо рекламу, то есть видна тенденция, что  студенты факультета журналистики выступают за свободу средств массовой коммуникации и за права аудитории получать информацию о товарах и услугах.

При этом, конечно  же, большинство опрошенных не склонно  доверять  рекламе , большую часть  опрошенных (и всех журналистов) реклама  раздражает и не нравится. Студентам-СО и студентам- Ж-ка она не нравится по разным причинам – первые видят, что она по большей части глупая и неинтересная; последние считают, что она отнимает их время и пространство. Несмотря на все это, большинство опрошенных понимает, что рекламу отменять нельзя, так как она позволяет нормально развиваться СМИ. Однако половина опрошенных не хотят, чтобы рекламой прерывали художественные фильмы, видимо, потому что художественный фильм являет собой целостное произведение искусства, которое требует целостного восприятия. Как и ожидалось, большинство юношей высказалось против прерывания рекламой спортивных передач.

И наконец, большинство  студентов-СО очень оптимистично смотрят  на положение дел в российской рекламе, считая, что у нас или  уже есть или в скором времени появятся хорошие рекламные ходы (видимо рассчитывают на свои силы).  
 

 

       

Информация о работе Отношение студентов факультета журналистики к рекламе