Отечественные теории этноса и этнического самосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:08, реферат

Описание работы

Человеческие общности имеют разную природу и разные формы бытия. В качестве таковых выступают, прежде всего, биологические и социальные системы, которые, в свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Понятие «этнос» и «этничность» ……………………………………. 3
Проблема этноса в современной науке ………..……………………. 5
Заключение …………………………………………………………….. 10
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Отечественные теории этноса и этнического самосознания.doc

— 64.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отечественные теории этноса и этнического самосознания

 

Содержание 

     Введение  ………………………………………………………………… 3

     Понятие «этнос» и «этничность» ……………………………………. 3

     Проблема этноса в современной науке ………..……………………. 5

     Заключение  …………………………………………………………….. 10

         Список использованной литературы ………………………………. 11 
 

 

      Введение

     Человеческие  общности имеют разную природу и  разные формы бытия. В качестве таковых  выступают, прежде всего, биологические  и социальные системы, которые, в  свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы. Речь в нашей работе пойдет о подобных образованиях на территории Российского государства от древнейших времен до современности.

     Литература, использованная нами при работе, представляет собой монографии и периодические издание. Научные концепции Гумелева Л.Н. «Этногенез и биосфера земли», Брамлей Ю.В. «Очерки теории этноса» позволяют на теоретическом материале изучить представление об этносе и его развитии в историческом процессе.

     Таким образом, представленная нами в работе литература дает достаточно широкий обзор информации для изучения поставленной задачи. 

      Понятие «этнос» и «этничность»

     Люди, населяющие нашу планету, образуют множество  разнообразных общностей. Особое место  среди них как по значимости в  культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе - этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. В современной этнологии это понятие неразрывно связано с понятием этничности. В 60-90-е годы в мире появилось огромное количество научных публикаций по этой проблеме. Благодаря им понятие «этничность» прочно закрепилось в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук.

     Одной из основных причин возросшего интереса к проблемам этноса и этничности явилось то обстоятельство, что этнические отношения стали играть весьма значительную роль в общественной жизни многих государств и народов, поэтому игнорировать их было просто невозможно. Чрезвычайно остро в настоящее время стоят этнические проблемы во многих регионах земного шара, в том числе и в республиках бывшего Советского Союза и современной России.

     Однако, несмотря на остроту этнических процессов  и самое пристальное внимание к ним представителей разных наук, как в отечественной, так и  в мировой этнологии до настоящего времени не сложилось общепринятого понимания сущности этноса и этничности.

      Основы  теории этноса были заложены в 1920-х   отечественным иследователем С.М. Широкогоровым. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».

     В советской науке считалось, что  основными атрибутами этноса являются общность территории и языка. Что как мы увидим далее, абсолютно неверно. Этнос (этническая общность) имеет три основных атрибута:

     - единство наследственных психофизиологических расоспецифических особенностей, поэтому в XVIII -XIX вв. нередко этносы определяли как расы;

     - близость ценностной иерархии – отражаемая в этническом менталитете (ментальности);

     - общность этнического самосознания.

     Таким образом, этнос - исторически сложившиеся устойчивая группировка людей, объединяемая общим этническим самосознанием, возникающим на основе, во-первых, единства расоспецифических психофизиологических особенностей, во-вторых, общего менталитета (ментальности).

     Существуют  три основных типа этнического образования: племя, народность, нация. В отечественной этнологии с самого начала употребления термина «этнос» за ним утвердилось значение «народ». Вместе с тем для обозначения различных форм этнических общностей и отношений в научной литературе употребляются и производные от этого слова термины. Среди них часто используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая существование отличительных черт этнических групп или идентичностей.  

     Проблема этноса в современной науке

     В зависимости от аспекта исследования и методологического подхода  в современной этнологической науке  оказались представленными различные  теории этноса. Это, во-первых, пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева; во-вторых, дуалистическая концепция этноса Ю.В. Бромлея; в-третьих, информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова; наконец, системно-статистическая, или компонентная, теория Г.Е. Маркова и В.В. Пименова.

     Пассионарная  теория этноса Л.Н. Гумилева. Основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос представляет собой физическую реальность, облаченную в социальную оболочку. История человечества рассматривается Гумилевым как последовательная цепь многочисленных этногенезов, причиной которых являются пассионарные толчки - своего рода микромутации, вызывающие появление особо энергичных и деятельных людей - пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся в биосферных явлениях Земли. В продолжение своего роста и развития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энергии пассионарности.

     Л.Н. Гумилев в своих исследованиях, работая, главным образом, с историческим материалом, многие факты интерпретировал достаточно вольно, при этом им практически не привлекались современные статистические и иные данные, нередко противоречившие его концепции.

     Из  теоретических построений Л.Н. Гумилева можно выделить несколько главных идей: этнос первичен по отношению к социуму; сущность этнических образований природная, а не социальная; все этносы тесно связаны со своим ландшафтом; самосознание глубоко вторично по отношению к сущности этноса; характер взаимодействия различных этносов и суперэтносов определяется степенью близости или взаимодополняемости стереотипов поведения, выработавшихся у них в процессе освоения определенных природных ландшафтов, и возникшей на этой основе взаимной комплиментарностью или некомплиментарностью; этнос обладает собственным ритмом и логикой развития, которые невозможно изменить сознательной деятельностью людей, поэтому стадиально-исторический подход бессмыслен.

     Дуалистическая  теория этноса Ю.В. Бромлея. Исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и раскрывается в двух смыслах - узком и широком.

     Понятие «этнос» Ю.В. Бромлей предложил  трактовать в узком и широком  смыслах.

     В узком смысле этнос или этникос (от греческого слова — народный, языческий) был обозначен им как "исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)". При этом этническое самосознание понималось как "явление вторичное, производное от объективных факторов". Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина "этнос" в русском языке могло бы служить слово "национальность".

     Кроме собственно этноса (этникоса), Ю.В. Бромлеем декларировалось существование  и других этнических общностей — метаэтносов и субэтносов (например, донские казаки, негры в США и т.д.).

     По  мнению Ю.В. Бромлея, этнос (этникос) и  другие этнические общности — результат  действия этнических процессов:

     Этноэволюционные  процессы:

     внутриэтническая консолидация (сплочение субэтнических групп этноса, нивелирование диалектов и культурно-бытовых отличий, упрочение общего самосознания и т.д.);

     межэтническая интеграция или единение (появление у нескольких сущностно различных этносов общих черт культуры и общего метаэтнического самосознания).

     Этнотрансформационные (этногенетические):

     этногенетические  парципацию (деление этноса на несколько новых, все из которых имеют не преемственные старому имена),

     сепарацию (превращение части этноса в новый в результате миграции или расчленения старого этноса двумя и более государствами),

     консолидацию (слияние близкородственных этнических общностей в одну более крупную),

     миксацию (слияние нескольких не связанных родством этносов в новый).

     При более широком толковании термина "этнос" Ю.В. Бромлеем выделялись так называемые этносоциальные организмы (эсо) — отдельные, чаще всего наиболее крупные, части этноса, расположенные в пределах одного государственного (в том числе автономного) или потестарного (от латинского слова potestas — власть, могущество, возможность) образования. В его теории этносы (эсо) в своем историческом развитии (этносоциальные процессы) проходят ряд стадий : племя — народность — буржуазная нация — социалистическая нация, каждая из которых соответствует определенной общественно-экономической формации.

     Этнос в узком смысле был назван автором  теории этникосом и включал в  себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был  назван этносоциальным организмом и  представлял собой сочетание  собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм.

      Информационная  теория этноса. Названная теория представляет собой оригинальную концепцию этноса, предложенную Н.Н. Чебоксаровым и группой исследователей. Эта концепция базируется на представлении, что во всяком социальном образовании (каковым среди других является и этнос), как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). На этом основании делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Также считается, что в разных исторических типах этносов - от племени до нации - плотность информационных потоков различна и по мере дальнейшего исторического развития возрастает.

     Системно-статистическая, или компонентная, теория. В соответствии с этой теорией этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса; его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура; производственно-экономическая деятельность и ее характер; система социальных отношений и институтов; язык и разнообразные формы речевой деятельности; создание, использование и сохранение культуры; быт или устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п.; существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира; наконец, система личностного контактирования и взаимодействия.

     По  мнению авторов теории, компонентное описание и изучение каждого конкретного  этноса удобны в том отношении, что  они открывают возможность для  применения методов системного подхода  и вариационной статистики. Создание инструментария (стандартных вопросников и т.п.), использование выборочного метода, машинная обработка собранных данных и их анализ на основе математической теории информации - все это открывает широкие возможности для моделирования структуры этноса и машинной имитации этнического процесса.

Информация о работе Отечественные теории этноса и этнического самосознания