Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:08, реферат
Человеческие общности имеют разную природу и разные формы бытия. В качестве таковых выступают, прежде всего, биологические и социальные системы, которые, в свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы.
Введение ………………………………………………………………… 3
Понятие «этнос» и «этничность» ……………………………………. 3
Проблема этноса в современной науке ………..……………………. 5
Заключение …………………………………………………………….. 10
Список использованной литературы ………………………
Отечественные теории этноса и этнического самосознания
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
Понятие «этнос» и «этничность» ……………………………………. 3
Проблема этноса в современной науке ………..……………………. 5
Заключение …………………………………………………………….. 10
Список использованной
литературы ……………………………….
11
Введение
Человеческие общности имеют разную природу и разные формы бытия. В качестве таковых выступают, прежде всего, биологические и социальные системы, которые, в свою очередь, порождают у людей определённые признаки, свойства и качества. В зависимости от набора тех или иных признаков, свойств и качеств, связывающих людей либо генетически, либо социально, либо генетически и социально одновременно, возникают многочисленные образования. Подобные образования представляют собой этносы. Речь в нашей работе пойдет о подобных образованиях на территории Российского государства от древнейших времен до современности.
Литература, использованная нами при работе, представляет собой монографии и периодические издание. Научные концепции Гумелева Л.Н. «Этногенез и биосфера земли», Брамлей Ю.В. «Очерки теории этноса» позволяют на теоретическом материале изучить представление об этносе и его развитии в историческом процессе.
Таким
образом, представленная нами в работе
литература дает достаточно широкий обзор
информации для изучения поставленной
задачи.
Понятие «этнос» и «этничность»
Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе - этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. В современной этнологии это понятие неразрывно связано с понятием этничности. В 60-90-е годы в мире появилось огромное количество научных публикаций по этой проблеме. Благодаря им понятие «этничность» прочно закрепилось в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук.
Одной из основных причин возросшего интереса к проблемам этноса и этничности явилось то обстоятельство, что этнические отношения стали играть весьма значительную роль в общественной жизни многих государств и народов, поэтому игнорировать их было просто невозможно. Чрезвычайно остро в настоящее время стоят этнические проблемы во многих регионах земного шара, в том числе и в республиках бывшего Советского Союза и современной России.
Однако, несмотря на остроту этнических процессов и самое пристальное внимание к ним представителей разных наук, как в отечественной, так и в мировой этнологии до настоящего времени не сложилось общепринятого понимания сущности этноса и этничности.
Основы теории этноса были заложены в 1920-х отечественным иследователем С.М. Широкогоровым. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».
В советской науке считалось, что основными атрибутами этноса являются общность территории и языка. Что как мы увидим далее, абсолютно неверно. Этнос (этническая общность) имеет три основных атрибута:
- единство наследственных психофизиологических расоспецифических особенностей, поэтому в XVIII -XIX вв. нередко этносы определяли как расы;
- близость ценностной иерархии – отражаемая в этническом менталитете (ментальности);
- общность этнического самосознания.
Таким образом, этнос - исторически сложившиеся устойчивая группировка людей, объединяемая общим этническим самосознанием, возникающим на основе, во-первых, единства расоспецифических психофизиологических особенностей, во-вторых, общего менталитета (ментальности).
Существуют
три основных типа этнического образования:
племя, народность, нация. В отечественной
этнологии с самого начала употребления
термина «этнос» за ним утвердилось значение
«народ». Вместе с тем для обозначения
различных форм этнических общностей
и отношений в научной литературе употребляются
и производные от этого слова термины.
Среди них часто используется понятие
«этничность» как некая категория, обозначающая
существование отличительных черт этнических
групп или идентичностей.
Проблема этноса в современной науке
В
зависимости от аспекта исследования
и методологического подхода
в современной этнологической науке
оказались представленными
Пассионарная теория этноса Л.Н. Гумилева. Основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос представляет собой физическую реальность, облаченную в социальную оболочку. История человечества рассматривается Гумилевым как последовательная цепь многочисленных этногенезов, причиной которых являются пассионарные толчки - своего рода микромутации, вызывающие появление особо энергичных и деятельных людей - пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся в биосферных явлениях Земли. В продолжение своего роста и развития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энергии пассионарности.
Л.Н. Гумилев в своих исследованиях, работая, главным образом, с историческим материалом, многие факты интерпретировал достаточно вольно, при этом им практически не привлекались современные статистические и иные данные, нередко противоречившие его концепции.
Из теоретических построений Л.Н. Гумилева можно выделить несколько главных идей: этнос первичен по отношению к социуму; сущность этнических образований природная, а не социальная; все этносы тесно связаны со своим ландшафтом; самосознание глубоко вторично по отношению к сущности этноса; характер взаимодействия различных этносов и суперэтносов определяется степенью близости или взаимодополняемости стереотипов поведения, выработавшихся у них в процессе освоения определенных природных ландшафтов, и возникшей на этой основе взаимной комплиментарностью или некомплиментарностью; этнос обладает собственным ритмом и логикой развития, которые невозможно изменить сознательной деятельностью людей, поэтому стадиально-исторический подход бессмыслен.
Дуалистическая
теория этноса Ю.В. Бромлея. Исходная
идея данной теории заключается в том,
что в этносе сочетаются, с одной стороны,
собственно этнические свойства и характеристики
(этнический язык, народно-бытовая культура,
обрядовая деятельность, этническое самосознание,
закрепленное в этнониме - самоназвании
этноса), а с другой стороны, те характеристики,
которые рассматриваются преимущественно
в качестве условий формирования и существования
собственно этнических элементов (природно-географо-
Понятие «этнос» Ю.В. Бромлей предложил трактовать в узком и широком смыслах.
В узком смысле этнос или этникос (от греческого слова — народный, языческий) был обозначен им как "исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)". При этом этническое самосознание понималось как "явление вторичное, производное от объективных факторов". Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина "этнос" в русском языке могло бы служить слово "национальность".
Кроме собственно этноса (этникоса), Ю.В. Бромлеем декларировалось существование и других этнических общностей — метаэтносов и субэтносов (например, донские казаки, негры в США и т.д.).
По мнению Ю.В. Бромлея, этнос (этникос) и другие этнические общности — результат действия этнических процессов:
Этноэволюционные процессы:
внутриэтническая консолидация (сплочение субэтнических групп этноса, нивелирование диалектов и культурно-бытовых отличий, упрочение общего самосознания и т.д.);
межэтническая интеграция или единение (появление у нескольких сущностно различных этносов общих черт культуры и общего метаэтнического самосознания).
Этнотрансформационные (этногенетические):
этногенетические парципацию (деление этноса на несколько новых, все из которых имеют не преемственные старому имена),
сепарацию (превращение части этноса в новый в результате миграции или расчленения старого этноса двумя и более государствами),
консолидацию (слияние близкородственных этнических общностей в одну более крупную),
миксацию (слияние нескольких не связанных родством этносов в новый).
При более широком толковании термина "этнос" Ю.В. Бромлеем выделялись так называемые этносоциальные организмы (эсо) — отдельные, чаще всего наиболее крупные, части этноса, расположенные в пределах одного государственного (в том числе автономного) или потестарного (от латинского слова potestas — власть, могущество, возможность) образования. В его теории этносы (эсо) в своем историческом развитии (этносоциальные процессы) проходят ряд стадий : племя — народность — буржуазная нация — социалистическая нация, каждая из которых соответствует определенной общественно-экономической формации.
Этнос в узком смысле был назван автором теории этникосом и включал в себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом и представлял собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм.
Информационная теория этноса. Названная теория представляет собой оригинальную концепцию этноса, предложенную Н.Н. Чебоксаровым и группой исследователей. Эта концепция базируется на представлении, что во всяком социальном образовании (каковым среди других является и этнос), как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). На этом основании делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Также считается, что в разных исторических типах этносов - от племени до нации - плотность информационных потоков различна и по мере дальнейшего исторического развития возрастает.
Системно-статистическая, или компонентная, теория. В соответствии с этой теорией этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса; его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура; производственно-экономическая деятельность и ее характер; система социальных отношений и институтов; язык и разнообразные формы речевой деятельности; создание, использование и сохранение культуры; быт или устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п.; существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира; наконец, система личностного контактирования и взаимодействия.
По мнению авторов теории, компонентное описание и изучение каждого конкретного этноса удобны в том отношении, что они открывают возможность для применения методов системного подхода и вариационной статистики. Создание инструментария (стандартных вопросников и т.п.), использование выборочного метода, машинная обработка собранных данных и их анализ на основе математической теории информации - все это открывает широкие возможности для моделирования структуры этноса и машинной имитации этнического процесса.
Информация о работе Отечественные теории этноса и этнического самосознания